Рассматривание и сравнение репродукций картин Саврасова А.К. «Грачи прилетели» и Левитана И.И. «Большая вода»
методическая разработка по развитию речи

Горбунова Татьяна Валерьевна

Методическая разработка

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Тема:  «Рассматривание и сравнение репродукций картин Саврасова А.К. «Грачи прилетели» и Левитана И.И. «Большая вода»

Возрастная группа: старшая 5-6 лет.

Форма работы с детьми:образовательная  область.

Форма организации: подгрупповая.

Учебно – методический комплекс: самостоятельная разработка.

Материалы и оборудование:

-Репродукции картин Саврасова А.К. «Грачи прилетели» и Левитана И.И. «Большая вода».

-Репродукции картин русских художников времен года.

-Отрывок из цикла П.И.Чайковского «Времена года. Апрель».

-Стихи русских поэтов о весне.

-Активизация словаря: пейзаж, оттепель, проталины, ранняя, средняя весна.

 «Гимнастика для глаз, мимические упражнения и физминутка» (движения с речью)

        -музыкальный ряд: фонограмма «Отрывок из цикла П.И.Чайковского «Времена года. Апрель».

Предварительная работа:

-Чтение литературных произведений, стихов о временах года.

-Рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин художников.

 -Прослушивание музыкальных произведений: «Шедевры инструментальной музыки», «Звуки природы».

-Наблюдения в природе во время прогулок и экскурсий.

-Рисование времен года.

Задачи образовательной программы

Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников

Развивающие:

-Приобщить детей к прекрасному миру живописи, поэзии, музыки.

-Развивать связную речь детей, интерес к непринужденной беседе.

-Развивать творческое воображение.

Обучающие:

-Научить внимательно рассматривать картины, рассказывать об их содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник.

-Чувствовать красоту произведения.

Воспитательная:

-Воспитывать интерес к искусству, любовь к родному краю, живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту.

-Формировать умение договариваться, помогать друг другу;

-Расширять знания детей о жанре изобразительного искусства – пейзаже, развивать художественное восприятие произведений.

-Обратить внимание на лексико – грамматический строй у Славы, Тимофея.

-Поручить Кате провести гимнастику для глаз.(в роли воспитателя)

-Предложить детям прочесть стихи о времени года., Катя, Слава, Ульяна, Тимофей.

Этапы, последовательность (цель)

Содержание совместной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

Планируемый результат

Психологический настрой

Посмотрите, как много пришла к нам гостей.

- Как вы думаете, зачем они пришли к нам в гости?

- Давайте поздороваемся с гостями, с миром

Задаёт вопросы

Организует психогимнастику «Здравствуй!»

Участвуют в  игре

Создание комфортной атмосферы

Вводно-организационный

Утром ранним кто-то странный

Заглянул в моё окно.

На ладони появилось

Ярко-рыжее пятно.

Это солнце заглянуло:

Будто руку, протянуло

Тонкий лучик золотой.

И, как с первым лучшим другом,

Поздоровалось со мной.

Я дарю вам лучик этот,

Пусть вам так же ярко светит!

Как сегодня тепло и светло!

Читает стихотворение «Солнце». Беседует.

Задает вопросы.

Делятся собственным опытом, знанием; рассказывают примеры.

Организация образовательного пространства.

Дети хорошо знают приметы времен года.

Мотивация (2 этап)

А наши ребята приготовили стихотворения и желают прочитать их. А вы внимательно послушаете и определите, о каком времени года идет речь. Предлагаю вам присесть на ковер и послушать.

Как вы думаете, вы много знаете о весне? А с зимой весну не перепутаете?

Давайте проверим и поиграем в игру «Доскажи словечко»

Зима ушла, а весна…пришла.

Зима холодная, а весна…теплая.

Зимой солнцамало, а весной…много.

Зимой сугробы появляются, а весной…тают.

Педагог предлагает детям присесть на ковер.Берёт на себя роль слушателя.

Педагог зачитывает незаконченное предложение.

Дети читают стихи

Дети подбирают правильное слово.

Дети подбирают правильные слова

Актуализация имеющихся знаний

- Какие весенние месяцы вы знаете?

А давайте все вместе вспомним признаки весны.

Дети делятся на 2 команды, на столах игра «Времена года», детям предлагается выбрать признаки весны и расположить на общем панно.

Далее детям предлагается проверить своих товарищей.

Воспитатель организует деление группы на 2 команды.

Дети выполняют игровое задание, осуществляют проверку друг друга

Закрепление признаков весны

Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся знаний)

- А сейчас я приглашаю вас посетить картинную галерею. Кто знает, что такое галерея?

(показ репродукций русских художников – 8 шт., по две каждого времени года, DVD).

- Перед вами картины, посвященные четырем временам года. Рассмотрите их и выберите две картины о весне. Расскажите о том, как вы догадались, что это весна.

Дети выбирают картины, мотивируют свой выбор.

Детям предлагают пройти и сесть на стулья, поставленные полукругом, перед которыми стоят мольберты с репродукциями.

Воспитатель: поэты пишут стихи, композиторы – музыку, а художники – картины.

Сегодня мы с вами попробуем сравнить две картины великих русских художников о весне.

Ребята, давайте вспомним, как называется жанр живописи, где на картинах художников изображена природа?

Перед вами картины великих русских художников А.К. Саврасова «Грачи прилетели» и картина Исаака Ильича Левитана «Большая вода». Давайте полюбуемся ими.

- На какой картине изображена ранняя весна?

- По каким признакам вы определили, что на картине Саврасова А.К. изображена ранняя весна?

- На какой картине изображен более поздний период весны? Этот период, который изобразил И.И. Левитан, ещё называют «средняя весна».

- По каким признакам можно определить, что на картине изображена средняявесна?

- Ребята, а что такое весенняя оттепель?

- Как художник передал в картине пробуждение природы?

- Одинаковые краски использовали оба художника? Какие краски использовали художники? Какие тона преобладают: теплые или холодные?

Давайте возьмем подзорную трубу и посмотрим на картины.

- Что художники изобразили на переднем плане? На заднем плане?

- Какие объекты нарисованные художником А.К. Саврасовым относятся к рукотворному миру?

- А есть на картине И.И. Левитана «Большая вода» объекты рукотворного мира?

Педагог показывает детям необходимые  репродукцию для рассматривания..

Педагогна мольберт выставляет репродукции картин Саврасова А.К. «Грачи прилетели» и Левитана И.И. «Большая вода».

Педагог задает вопросы.

Предлагает сделать вывод по результатам опытного наблюдения.

Организация игры «Подзорная труба»

Педагог является участником.

Дети высказывают свои предположения, мысли.

Рассматривают, уточняют в каком жанре написаны эти картины.

Дети отвечают на вопросы, рассуждают.

Дети делают выводы.

Дети определяют объекты на картинах

Поставить проблему перед детьми.

Рассмотреть и познакомиться с картинами о весне.

Гимнастика для глаз

- Устали глаза? Медлить нельзя!!!

Нужно глазкам отдохнуть и на мир вокруг взглянуть!

Воспитатель участник

Катерина берет роль воспитателя и проводит гимнастику для глаз.

Снятие напряжения с глаз

Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся знаний)

Мы с вами рассмотрели картину. А я хочу вам открыть один секрет: картину можно не только видеть, но и слышать. Давайте попробуем послушать картину!

Дети слушают картину, говорят о своих впечатлениях.

- Но и это еще не все! Картину можно еще понюхать, почувствовать ее запах. Давайте попробуем сделать и это.

Какая картина самая громкая? Почему?

А какая картина пахнет вкуснее? Почему?

В каком из этих уголков вы хотели бы побывать? Почему?

Мы с вами рассмотрели две картины великих русских художников и увидели, как по-разному изображено одно и то же время года.

А сейчас предлагаю сами нарисовать картину весны. Но не красками, а своими движениями.

Педагог предлагает детям послушать картину, понюхать.

(использует тризовские значки: слух, запах).

Дети слушают картину, говорят о своих впечатлениях.

Дети слушают, нюхают картину.

Динамическая пауза

Летит с юга первый гусь (машем руками)

И кричит: «На Русь! На Русь!»

А за ним летит другой

И кричит: «Домой! Домой!»

И на эти голоса отозвались небеса (руки через стороны)

Все услышали кругом –

Загремел из тучи гром (топаем)

Воздух дождиком умылся (потираем ладони)

И всем радугой явился (рукой показывается дуга)

Солнце нитью золотой (руки вверх-вниз)

Сшило небеса с землей (шьем)

И от этого огня – ярче свет день ото дня (жмем ладони).

Предлагает детям поиграть.

Показывает движения.

Выполняют движения в соответствии с текстом.

Предупреждение утомляемости

Самоконтроль

Что нового мы узнали о картинах?

Задаёт вопрос

Дети рассказывают, обобщают.

Анализ (9 этап)

Что для тебя было нового?

Были ли трудности?

С помощью чего ты их преодолел?

Какие звуки весны вы сегодня услышали?

Какие краски и запахи весны почувствовали?

Подводит итог НОД с разных позиции

Анализируют свою деятельность

Осознание себя как участника познавательного процесса

Открытый конец (10 этап)

Сегодня мы пойдём на прогулку и вместе с вами определим, какая весна у нас на дворе ранняя или поздняя.

А ещё у нас будет возможность превратиться в художников и попробовать создать свой художественный шедевр о весне.

Определение перспективы

                                http://ped-kopilka.ru/images/19(25).jpghttp://ped-kopilka.ru/images/20(26).jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

организация деятельности педагога по обучению рассказыванию детей по картине Саврасова а.К. "Грачи прилетели"

В оснв основу методической разработки положена система И.Н. Мурашковской, Н.П. Валюмс «Картина без запинки». На каждом этапе решаются определённые задачи, которые преследуют конечную цель: научить дет...

Конспект занятия в подготовительной группе «Рассматривание и сравнение репродукций картин Саврасова А.К. «Грачи прилетели», Левитана И.И. «Большая вода».

Цель: Развитие  у детей эстетических представлений  на основе ознакомления дошкольников с произведениями  живописи, поэзии, музыки. ...

Конспект занятия в подготовительной группе «Рассматривание и сравнение репродукций картин Саврасов А.К. «Грачи прилетели» Левитан И.И. «Большая вода»

Цель: Развитие  эстетических представлений  на основе ознакомления дошкольников с произведениями  живописи, поэзии, музыки....

Рассматривание и беседа по репродукции картины А. К. Саврасов «Грачи прилетели»

Рассматривание и беседа по репродукции картины А. К. Саврасов «Грачи прилетели»...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему "Рассматривание и сравнение репродукций картин Саврасова А.К. "Грачи прилетели", Левитана И.И. "Большая вода"

Формирование связной речи,совершенствовать умение подбирать слова-определения к существительным;побуждать рассказывать о содержании картины....

Составление рассказа по картине Саврасова А К «Грачи прилетели»

Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию...