Рассматривание и сравнение репродукций картин Саврасова А.К. «Грачи прилетели» и Левитана И.И. «Большая вода»
методическая разработка по развитию речи
Методическая разработка
Скачать:
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Тема: «Рассматривание и сравнение репродукций картин Саврасова А.К. «Грачи прилетели» и Левитана И.И. «Большая вода»
Возрастная группа: старшая 5-6 лет.
Форма работы с детьми:образовательная область.
Форма организации: подгрупповая.
Учебно – методический комплекс: самостоятельная разработка.
Материалы и оборудование:
-Репродукции картин Саврасова А.К. «Грачи прилетели» и Левитана И.И. «Большая вода».
-Репродукции картин русских художников времен года.
-Отрывок из цикла П.И.Чайковского «Времена года. Апрель».
-Стихи русских поэтов о весне.
-Активизация словаря: пейзаж, оттепель, проталины, ранняя, средняя весна.
«Гимнастика для глаз, мимические упражнения и физминутка» (движения с речью)
-музыкальный ряд: фонограмма «Отрывок из цикла П.И.Чайковского «Времена года. Апрель».
Предварительная работа:
-Чтение литературных произведений, стихов о временах года.
-Рассматривание иллюстраций, фотографий, репродукций картин художников.
-Прослушивание музыкальных произведений: «Шедевры инструментальной музыки», «Звуки природы».
-Наблюдения в природе во время прогулок и экскурсий.
-Рисование времен года.
Задачи образовательной программы | Задачи с учётом индивидуальных особенностей воспитанников |
Развивающие: -Приобщить детей к прекрасному миру живописи, поэзии, музыки. -Развивать связную речь детей, интерес к непринужденной беседе. -Развивать творческое воображение. Обучающие: -Научить внимательно рассматривать картины, рассказывать об их содержании, видеть и понимать выразительные средства, которые использует художник. -Чувствовать красоту произведения. Воспитательная: -Воспитывать интерес к искусству, любовь к родному краю, живой и неживой природе, умение чувствовать ее красоту. -Формировать умение договариваться, помогать друг другу; -Расширять знания детей о жанре изобразительного искусства – пейзаже, развивать художественное восприятие произведений. | -Обратить внимание на лексико – грамматический строй у Славы, Тимофея. -Поручить Кате провести гимнастику для глаз.(в роли воспитателя) -Предложить детям прочесть стихи о времени года., Катя, Слава, Ульяна, Тимофей. |
Этапы, последовательность (цель) | Содержание совместной деятельности | Деятельность педагога | Деятельность детей | Планируемый результат |
Психологический настрой | Посмотрите, как много пришла к нам гостей. - Как вы думаете, зачем они пришли к нам в гости? - Давайте поздороваемся с гостями, с миром | Задаёт вопросы Организует психогимнастику «Здравствуй!» | Участвуют в игре | Создание комфортной атмосферы |
Вводно-организационный | Утром ранним кто-то странный Заглянул в моё окно. На ладони появилось Ярко-рыжее пятно. Это солнце заглянуло: Будто руку, протянуло Тонкий лучик золотой. И, как с первым лучшим другом, Поздоровалось со мной. Я дарю вам лучик этот, Пусть вам так же ярко светит! Как сегодня тепло и светло! | Читает стихотворение «Солнце». Беседует. Задает вопросы. | Делятся собственным опытом, знанием; рассказывают примеры. | Организация образовательного пространства. Дети хорошо знают приметы времен года. |
Мотивация (2 этап) | А наши ребята приготовили стихотворения и желают прочитать их. А вы внимательно послушаете и определите, о каком времени года идет речь. Предлагаю вам присесть на ковер и послушать. Как вы думаете, вы много знаете о весне? А с зимой весну не перепутаете? Давайте проверим и поиграем в игру «Доскажи словечко» Зима ушла, а весна…пришла. Зима холодная, а весна…теплая. Зимой солнцамало, а весной…много. Зимой сугробы появляются, а весной…тают. | Педагог предлагает детям присесть на ковер.Берёт на себя роль слушателя. Педагог зачитывает незаконченное предложение. | Дети читают стихи Дети подбирают правильное слово. | Дети подбирают правильные слова |
Актуализация имеющихся знаний | - Какие весенние месяцы вы знаете? А давайте все вместе вспомним признаки весны. Дети делятся на 2 команды, на столах игра «Времена года», детям предлагается выбрать признаки весны и расположить на общем панно. Далее детям предлагается проверить своих товарищей. | Воспитатель организует деление группы на 2 команды. | Дети выполняют игровое задание, осуществляют проверку друг друга | Закрепление признаков весны |
Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся знаний) | - А сейчас я приглашаю вас посетить картинную галерею. Кто знает, что такое галерея? (показ репродукций русских художников – 8 шт., по две каждого времени года, DVD). - Перед вами картины, посвященные четырем временам года. Рассмотрите их и выберите две картины о весне. Расскажите о том, как вы догадались, что это весна. Дети выбирают картины, мотивируют свой выбор. Детям предлагают пройти и сесть на стулья, поставленные полукругом, перед которыми стоят мольберты с репродукциями. Воспитатель: поэты пишут стихи, композиторы – музыку, а художники – картины. Сегодня мы с вами попробуем сравнить две картины великих русских художников о весне. Ребята, давайте вспомним, как называется жанр живописи, где на картинах художников изображена природа? Перед вами картины великих русских художников А.К. Саврасова «Грачи прилетели» и картина Исаака Ильича Левитана «Большая вода». Давайте полюбуемся ими. - На какой картине изображена ранняя весна? - По каким признакам вы определили, что на картине Саврасова А.К. изображена ранняя весна? - На какой картине изображен более поздний период весны? Этот период, который изобразил И.И. Левитан, ещё называют «средняя весна». - По каким признакам можно определить, что на картине изображена средняявесна? - Ребята, а что такое весенняя оттепель? - Как художник передал в картине пробуждение природы? - Одинаковые краски использовали оба художника? Какие краски использовали художники? Какие тона преобладают: теплые или холодные? Давайте возьмем подзорную трубу и посмотрим на картины. - Что художники изобразили на переднем плане? На заднем плане? - Какие объекты нарисованные художником А.К. Саврасовым относятся к рукотворному миру? - А есть на картине И.И. Левитана «Большая вода» объекты рукотворного мира? | Педагог показывает детям необходимые репродукцию для рассматривания.. Педагогна мольберт выставляет репродукции картин Саврасова А.К. «Грачи прилетели» и Левитана И.И. «Большая вода». Педагог задает вопросы. Предлагает сделать вывод по результатам опытного наблюдения. Организация игры «Подзорная труба» Педагог является участником. | Дети высказывают свои предположения, мысли. Рассматривают, уточняют в каком жанре написаны эти картины. Дети отвечают на вопросы, рассуждают. Дети делают выводы. Дети определяют объекты на картинах | Поставить проблему перед детьми. Рассмотреть и познакомиться с картинами о весне. |
Гимнастика для глаз | - Устали глаза? Медлить нельзя!!! Нужно глазкам отдохнуть и на мир вокруг взглянуть! | Воспитатель участник | Катерина берет роль воспитателя и проводит гимнастику для глаз. | Снятие напряжения с глаз |
Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся знаний) | Мы с вами рассмотрели картину. А я хочу вам открыть один секрет: картину можно не только видеть, но и слышать. Давайте попробуем послушать картину! Дети слушают картину, говорят о своих впечатлениях. - Но и это еще не все! Картину можно еще понюхать, почувствовать ее запах. Давайте попробуем сделать и это. Какая картина самая громкая? Почему? А какая картина пахнет вкуснее? Почему? В каком из этих уголков вы хотели бы побывать? Почему? Мы с вами рассмотрели две картины великих русских художников и увидели, как по-разному изображено одно и то же время года. А сейчас предлагаю сами нарисовать картину весны. Но не красками, а своими движениями. | Педагог предлагает детям послушать картину, понюхать. (использует тризовские значки: слух, запах). | Дети слушают картину, говорят о своих впечатлениях. | Дети слушают, нюхают картину. |
Динамическая пауза | Летит с юга первый гусь (машем руками) И кричит: «На Русь! На Русь!» А за ним летит другой И кричит: «Домой! Домой!» И на эти голоса отозвались небеса (руки через стороны) Все услышали кругом – Загремел из тучи гром (топаем) Воздух дождиком умылся (потираем ладони) И всем радугой явился (рукой показывается дуга) Солнце нитью золотой (руки вверх-вниз) Сшило небеса с землей (шьем) И от этого огня – ярче свет день ото дня (жмем ладони). | Предлагает детям поиграть. Показывает движения. | Выполняют движения в соответствии с текстом. | Предупреждение утомляемости |
Самоконтроль | Что нового мы узнали о картинах? | Задаёт вопрос | Дети рассказывают, обобщают. | |
Анализ (9 этап) | Что для тебя было нового? Были ли трудности? С помощью чего ты их преодолел? Какие звуки весны вы сегодня услышали? Какие краски и запахи весны почувствовали? | Подводит итог НОД с разных позиции | Анализируют свою деятельность | Осознание себя как участника познавательного процесса |
Открытый конец (10 этап) | Сегодня мы пойдём на прогулку и вместе с вами определим, какая весна у нас на дворе ранняя или поздняя. А ещё у нас будет возможность превратиться в художников и попробовать создать свой художественный шедевр о весне. | Определение перспективы |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
организация деятельности педагога по обучению рассказыванию детей по картине Саврасова а.К. "Грачи прилетели"
В оснв основу методической разработки положена система И.Н. Мурашковской, Н.П. Валюмс «Картина без запинки». На каждом этапе решаются определённые задачи, которые преследуют конечную цель: научить дет...
« Рассматривание и сравнение репродукций картин Саврасова А.К. «Грачи прилетели» и Левитана И.И. «Большая вода».
Конспект НОД...
Конспект занятия в подготовительной группе «Рассматривание и сравнение репродукций картин Саврасова А.К. «Грачи прилетели», Левитана И.И. «Большая вода».
Цель: Развитие у детей эстетических представлений на основе ознакомления дошкольников с произведениями живописи, поэзии, музыки. ...
Конспект занятия в подготовительной группе «Рассматривание и сравнение репродукций картин Саврасов А.К. «Грачи прилетели» Левитан И.И. «Большая вода»
Цель: Развитие эстетических представлений на основе ознакомления дошкольников с произведениями живописи, поэзии, музыки....
Рассматривание и беседа по репродукции картины А. К. Саврасов «Грачи прилетели»
Рассматривание и беседа по репродукции картины А. К. Саврасов «Грачи прилетели»...
Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе на тему "Рассматривание и сравнение репродукций картин Саврасова А.К. "Грачи прилетели", Левитана И.И. "Большая вода"
Формирование связной речи,совершенствовать умение подбирать слова-определения к существительным;побуждать рассказывать о содержании картины....
Составление рассказа по картине Саврасова А К «Грачи прилетели»
Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию...