НОД по развитию речи "Семья."
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект разработан для того, чтобы расширить знания детей о родственных связях, развивать речь, мышление, восприятие, эмоционально-волевую сферу, воспитывать у детей добрые чувства к родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_po_razvitiyu_rechi.docx | 17.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 3 «Светлячок» Тверская обл. г. Осташков
Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме: «Семья»
Воспитатель: Васильева Л.А.
Занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе по теме: «Семья»
Задачи: формировать общее понятие «семья»; расширить знания детей о родственных связях; развивать речь, мышление, восприятие, эмоционально-волевую сферу; воспитывать у детей добрые чувства к родителям.
Оборудование: рисунки, фотографии, карточки.
Ход занятия
1. Создание мотивации к занятию
1) Беседа
Воспитатель. Ребята, назовите свои фамилию, имя, отчество (Дети называют)
Вопросы детям:
- Сколько тебе лет? (Каждый отвечает)
- Когда и глее ты родился? (Число, месяц, год, место рождения)
- Перечисли, кто есть в твоей семье? (Мама, папа, бабушка, дедушка, сестра, брат)
- Сколько у тебя бабушек? Дедушек? (2 бабушки, 2 дедушки)
- Я напишу цифру 7 и букву «я». Что получилось?
7+я=? (Получается слово «семья»)
- А сколько человек у каждого из вас в семье?
- Давайте попробуем сосчитать, сколько близких вам людей живет в вашей семье?
Я буду раскладывать карточки и называть тех, кто на них изображен.
Бабушка, дедушка, бабушка, дедушка, мама, папа и я
Родители мамы, родители папы
7+я=семья. Это схема полной семьи.
Но схема может меняться в зависимости от количества членов семьи.
Давайте поразмышляем. В семье живут родные люди разного возраста. Самые старшие в семье – это бабушка и дедушка. Моложе бабушки и дедушки – это мама и папа. Младшие в семье – это вы, дети. Все члены семьи проживают в одной квартире или доме. Бывает и так, что дедушка и бабушка живут отдельно, они ходят в гости. Это дружная семья, и каждый в семье выполняет свои обязанности.
2) Пальчиковая игра «Семья».
Этот пальчик-дедушка,
Этот пальчик-бабушка,
Этот пальчик-папочка,
Этот пальчик-мамочка,
Этот пальчик- я,
Вот и вся моя семья.
2. Постановка проблемной ситуации.
1) Игра «Кого как называть?»
Бабушка для твоей мамы – кто? - Мама.
Дедушка для папы – кто? - Папа.
Девочка для бабушки – кто? – Внучка.
Отгадай загадки и придумай свою по образцу:
У нее есть дочка и внучка. Кто это? (Бабушка)
У него есть сын и внук. Кто это? (Дедушка)
У нее есть сын и дочь. Кто это? (Мама)
У него есть и сын и дочь. Кто это? (Папа).
2) Упражнение «Кто кого старше в семье?
Бабушка старше…. (Мамы), но моложе…. (Дедушки)
Папа старше …(мамы), но моложе …(дедушки)
Мама младше…(дедушки), но старше…(сына).
Сын младше…(папы), но старше…(сестры).
3). Рассказы детей «Моя семья в свободное время».
Воспитатель. Ребята, что вы всей семьей любите делать в свободное время? (Рассказы из личного опыта детей)
Например: «В свободное время бабушка вяжет, дедушка смотрит телевизор, папа читает газету, мама гуляет с моим братом, сестра играет в куклы, я катаюсь на велосипеде».
Воспитатель. Какие обязанности у каждого из членов семьи?
Мама готовит обед, стирает белье, гладит, шьет, ходит по магазинам, воспитывает детей.
Папа строит дом, ремонтирует мебель и электроприборы, водит машину, зарабатывает деньги.
Дедушка работает на даче, помогает папе.
Бабушка печет пироги, вяжет носки, ухаживает за внуками.
Воспитатель. Все в семье любят друг друга и заботятся о каждом из членов семьи.
4) Игра. «Назовите ласково каждого члена семьи».
Сын-сыночек; дочь-доченька, дочурка; брат-братишка, сестра-сестренка, сестричка; мама-мамочка, мамуля; папа-папочка, папуля; бабушка-бабулечка; дедушка-дедулечка.
Воспитатель. Расскажите, как вы помогаете маме и бабушке.
Рассказ из личного опыта.
Физкультминутка
Дети выполняют движения, соответствующие тексту.
Дети помогают родителям
Маму я всегда люблю
И всегда ей помогу:
Я стираю, полоскаю,
Воду с ручек отряхаю,
Пол я чисто подмету
И дрова ей наколю.
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать.
Я на цыпочках хожу и ни разе
И ни разу ни словечка не скажу.
3. Открытие нового
1) Рассказ педагога.
Воспитатель. Ребята, рассмотрите фотографии бабушки. Опишите ее внешний вид словами. (Лицо бабушки покрыто морщинками, волосы седые, глаза усталые, но добрые.)
- А всегда ли бабушка была такой старенькой? Как вы думаете? (Раньше бабушка была молодая)
Каждый человек, когда только родится, - совсем маленький ребенок, младенец. Года идут. Человек растет, растет, растет и превращается из грудного малыша во взрослого человека. Взрослый человек поживет, поживет и начинает стареть. Стареет, стареет и делается совсем стареньким.
Так бывает со всеми людьми.
2) Игра «Подбери признак».
Мама какая? -….
Бабушка какая? -….
Дедушка какой? -…..
Папа какой? -….
Физкультминутка
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре,
(Хлопаем в ладоши)
Кто живет у нас в квартире?
Раз, два, три, четыре. Пять,
(Прыжки на месте)
Всех могу пересчитать,
(Шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра,
(Хлопаем в ладоши).
Кошка Мурка, два котенка,
(Наклоны туловища влево - вправо)
Мой сверчок, щегол и я -
(Повороты туловища вправо - влево.)
Вот и вся моя семья.
(Хлопаем в ладоши)
4. Развивающие задания.
1) Скажем наоборот.
Старший - младший
Большой - маленький
Молодой - старый
Старше - младше
2) Ответим на вопросы.
- У кого добрые глаза? (У бабушки)
- У кого сильные руки? (У папы)
- У кого ласковые руки? (У мамы)
- У кого веселые глаза?
- У кого крепкие ноги?
- У кого умная голова?
3) Этюд. «Мои пожилые бабушка и дедушка».
- Давайте представим, что мы бабушки (если девочки) или дедушки (если мальчики). С помощью жестов и мимики изобразите бабушку или дедушку.
Одной рукой подоприте подбородок, сморщите лицо, сделайте его грустным или радостным.
4) Анализ ситуаций
Воспитатель. Предлагаю вам подумать, как вы поступите в различных ситуациях, что предпримите. Надо быть готовым найти правильный выход из любой ситуации. Мы сейчас потренируемся в этом.
Ситуации:
1. Мама заболела. (Мы даем ей таблетку).
2. День рождения мамы. (Дарим ей цветы).
3. Как я решил с мамой не ссорится. (Я не стал ей грубить и стал слушаться).
4. Чем можно радовать маму? (Получать хорошую отметку или помочь ей в каких-либо делах, уделить внимание).
5. Почему мама поздно ложится спать? (У мамы много дел и забот. Ей нужно чаще помогать.)
5) Рефлексия.
Воспитатель. Как хорошо, когда у человека есть дружная семья. А если в семье все заботятся друг о друге и любят друг друга, то в такой семье всегда живут мир, дружба и любовь.
Воспитатель. Что бы вы хотели пожелать каждому члену семьи? (Здоровья, радости, благополучия).
Список используемой литературы:
Образовательная область «Познание» З.А.Михайлова. Методический комплекс программы «Детство»; изд. «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2012г.
Познавательное развитие в подготовительной к школе группе. Волчкова В.Н, Степанова Н.В. Ворнеж,2010
Игровые задачи для дошкольников З.А.Михайлова (Библиотека программы «Детство») С-Петербург «ДЕТСТВО – ПРЕСС» 2008г
Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе.А.В.Аджи, Учитель, 2010г.
Комплексные занятия с детьми старшей и подготов. групп О.Ф.Горбатенко Волгоград, 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...
Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...
Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию (интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие . «
Мероприятие с использованием палочек Кюизенера, направленное на развитие логического мышления и математических способностей детей 6-7 лет....
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...