Конспект ООД по развитию речи в старшей группе.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект ООД по развитию речи "В стране Красивой речи"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi-_tihonova_r.r.docx | 27.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной области по развитию речи в старшей группе на тему: «Путешествие в страну Красивой речи».
Цель: Создавать оптимальные условия в ходе путешествия, позволяющие дошкольникам реализовать свои речевые и творческие способности.
Обучающие:
-Способствовать умению обобщать, классифицировать, расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх, упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов, упражнять в согласовании прилагательных с существительными, обогащать словарный запас, активизировать словарь.
Развивающие:
-Обеспечить развитие диалогической речи, умения формулировать полные ответы, развивать фонематическое восприятие, образность речи, творческое воображение, развивать зрительную память, словарь, речевой слух, , развивать наблюдательность, активность, внимание.
Воспитывающие:
-Вызвать желание помочь жителям страны «Красивой речи», пробудить доброжелательное отношение друг к другу, активность, инициативность, помочь получить эстетическое наслаждение от совместной игры
Вид организационно-образовательной деятельности: интегрированное
Интегрированные образовательные области: «Познавательное развитие» «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Форма деятельности: Образовательная деятельность
Виды деятельности: Двигательная, игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная, чтение художественной литературы.
Методы и приемы:
Словесные: проговаривание скороговорок, лексико-грамматические упражнения, беседа, логические вопросы.
Наглядные: рассматривание иллюстраций, картинок.
Практические: дидактические игры «Что лишнее», , «Назови одним словом », « Скажи наоборот», «Назови признаки», «Дополни предложение».
Словарная работа: фантазия, солнце: яркое, лучистое, светлое, горячее.
Демонстрационный материал: солнце с лучами, ворота, замок, письмо,мебель, овощи, профессии, одежда, транспорт, игрушки(лопата, молоток,отвертка,ножницы)
Раздаточный материал: Мнемотаблицы для подгрупп детей.
Оборудование: магнитная доска, мяч, колокольчик, презентация или картинки., «Волшебный мешочек»
Предварительная работа педагога с детьми: заучивание стихотворений, повторение пальчиковой гимнастики, физкультминутки, повторение времён года, животных, мебели , посуды, головных уборов,, профессий. Знакомство со словом фантазия.
Индивидуальная работа: Проговаривание отдельных звуков, чистоговорок, скороговорок.
Предшествующая работа педагога: Составление конспекта, подбор музыки, подбор загадок, физкультминуток, подбор материала для заданий, подбор отрывок из сказок.
Структура занятия:
- Вводная часть
- Приветствие. Появление Феи Красивой страны слов.
- Релаксация (слушание музыки, дети сидят)
- Повторение правила Красивой страны слов.
- Основная часть
- Пальчиковая гимнастика «Замок» (стоят по кругу)
- Сюрпризный момент, загадывание загадки
- Бой скороговорок.
- Игра «Назови одним словом»
- Игра «Что лишнее»
- Гимнастика для глаз .
- Физкультминутка «Деление слов на слоги»
- «Волшебный мешочек»-
- Игра «Назови признаки»
- Составление предложений по мнемотаблицам.
- Заключительная часть
- Релаксация (слушание музыки, дети сидят)
- Подведение итога
Ход занятия:
1.Вводная часть
В группу входит педагог под «музыку волшебства» в образе Королевы.
- Здравствуйте, мои дорогие ребята! Вы знаете, кто я? Я Королева красивых слов из Страны Красивой речи!
- Вы сегодня такие красивые и нарядные!
- Наверное, вы дружные и веселые ребята?
- Давайте поприветствуем друг друга (машет рукой).
- А теперь давайте поприветствуем гостей, которые пришли к вам в гости.
- У вас у всех хорошее настроение?
- Давайте передадим хорошее настроение с помощью улыбки и сохраним его на весь день.
- Сегодня я приглашаю вас в мою волшебную страну, где нас ждёт много удивительных открытий, тайн и волшебства! Вы согласны?
-Да, мы согласны!
-Вы были там когда-нибудь? Хотите там побывать?
- Конечно хотим.
-Чтобы попасть в эту страну , нужно подготовить наши язычки, чтобы говорить правильно и красиво.
Артикуляционная гимнастика.
Раз-окошечко открыли
Два-мы дудочку купили
Три- в улыбке наши губки
На четыре –чистим зубки
Пять-мы моем потолок
Шесть-лошадка скок да скок
Семь –варенье очень любим
Восемь-горку делать будем
Девять - дружно мы болтаем
Десять-ротик закрываем.
- Ребята, попадая в эту страну, люди немного меняются. Хотите узнать как? Тогда в путь. Так как страна необычная, то и в путешествие мы отправимся необычным образом: с помощью фантазии
(Словарная работа).
- Давайте повторим это слово вместе. А что такое фантазия? (фантазия - это наши мечты, когда мы о чем-то мечтаем, что-то выдумываем, то, чего нет на самом деле)
Дети: фантазия - это наши мечты, когда мы о чем – то мечтаем, что-то выдумываем то, чего нет на самом деле.
Воспитатель: Закройте пожалуйста глаза. Представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь голубые облака. Сверху видим мы красивые леса, широкие поля, высокие горы, слышим пение птиц, журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.
2. Основная часть.
(На экране появляется картина волшебной страны Красивой речи)
- Смотрите, ребята, какая красивая страна. А ведь это и есть страна красивой речи.
(Встаём и перестраиваемся в полукруг)
- Что вы видите?
(Дети перечисляют, что изображено на картине: красивый замок, яркое солнце, богатая зелень и т. д.)
- Ребята, а вы знаете какая речь называется красивой? (Ответы детей)
- В этой стране есть определённые правила, которые и мы с вами знаем.
Каждый день, всегда везде,
На занятиях, в игре-
Громко, четко говорим,
Никогда мы не шалим.
Ответить хочешь - не шуми,
А только руку подними.
Чтобы разговаривать,
Надо выговаривать.
Все правильно и внятно,
Что б было всем понятно.
(Изображение страны Красивой речи на мультимедиа).
-Посмотрите, ребята, что это?
Дети: Замок с воротами.
Воспитатель: Правильно это ворота, а на воротах – замок. Давайте, его откроем. А поможет нам пальчиковая гимнастика «Замок». Дети встают в круг и выполняют пальчиковую гимнастику.
На двери висит замок —
Кто его открыть бы смог?
(Быстрое соединение пальцев в замок.)
Потянули…
(Тянем кисти в стороны.)
Покрутили…
(Волнообразные движения.)
Постучали…
(Пальцы сцеплены в замок, дети стучат ладонями.)
И открыли!
(Пальцы расцепились.)
- Замок, мы открыли, молодцы! Дети садятся.
- Тогда, отгадайте загадку:
Среди поля голубого яркий блеск огня большого
Не спеша огонь тот ходит, землю – матушку обходит,
Светит весело в оконце. Догадались это…
Дети: Солнце.
Воспитатель: Правильно, это солнце. Только почему-то оно грустное? У него нет лучиков.
-Злые волшебники и его заколдовали, а лучики разбросали в разные стороны.
(Воспитатель указывает на экран, на которой помещено изображение грустного солнышка без лучиков)
-Ребята, давайте поможем солнышку! Чтобы расколдовать лучики, нужно выполнить задания! Поможем жителям этой сказочной страны?
-Да, поможем!
-Тогда, садитесь скорее на стульчики! Вот и первое задание.
Задание 1. «Бой скороговорок»
-Дальше, бой скороговорок разрешаю вам начать,
Кто-то будет скороговорить,
Остальных прошу молчать.
- Начинаем проговаривать скороговорки. А помогут нам картинки:
1.У сов нет усов.
2.У Сашки в кармашке шишки да шашки.
-Ребята, посмотрите, у солнышка лучики появились.
- Продолжаем мы играть, предметы одним словом называть.
-Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием. Посмотрите на экран, у солнышка появились лучики. Значит, мы на верном пути. Продолжаем путешествие по стране красивой речи.
-Да, нам надо учиться красиво, говорить и тем самым помочь солнышку отыскать остальные лучики.
Задание 2. Игры «Назови одним словом», «Что лишнее»,
Игра «Назови одним словом»
1. Кепка, шапка, шляпа, пилотка- головные уборы.
2. Диван, кресло, шкаф, кровать, стул-мебель.
3. Повар, шофер, плотник, продавец, врач-профессии.
- Молодцы.
-Что же лишнее у нас в этих картинах?
1.Серьги, браслет, бусы, кастрюля;
2.Белка, медведь, собака, лиса;
3.Самолет, машина, поезд, кузнечик
-А, сейчас, ребята, предлагаю отдохнуть. Следите глазками за моей волшебной
Палочкой.
Гимнастика для глаз.
-А теперь веселая детвора всё внимание сюда. Вот вам волшебный мешочек.(На экране появляется Волшебный мешок»).
Задание 3. «Волшебный мешочек . Игра «Что чем делают»
-Ребята, в этой стране жители перепутали орудия труда, и не знают, что делать с этими предметами. Давайте им расскажем , доставая из волшебного мешка эти предметы.
Например: ребенок достает лопату и говорит: «Это лопата. Лопатой можно копать, сажать деревья итд.
-Ребята, посмотрите, у солнышка появились новые лучики.
Задание 4. Игра «Назови признаки» ( игра с мячом в кругу)
Воспитатель: В стране Красивой речи живут удивительные слова, которые могут называть разные признаки предметов:
Воспитатель: Стол из дерева…
Дети: деревянный стол
Воспитатель: Мяч из резины…
Дети: резиновый мяч
Воспитатель: Дом из кирпича…
Дети: кирпичный дом…
Воспитатель: кубик из пластмассы, то…
Дети: пластмассовый кубик
Воспитатель: сумка из кожи
Дети: кожаная сумка
Воспитатель: ваза из стекла…
Дети: стеклянная ваза
Воспитатель: носки из шерсти…
Дети: шерстяные носки
Физкультминутка с игрой «Раздели слово на слоги»
Игра с колокольчиком.
- В стране Красивой речи живут жители, которые очень любят играть. Воспитатель звонит в колокольчик, дети бегают по ковру, колокольчик не звенит - дети садятся на корточки. Воспитатель показывает одному ребенку иллюстрацию, он называет предмет, затем все дети называют предмет хором при этом хлопками разделяют слово на слоги. Ребенок отвечает – сколько слогов в слове.
Воспитатель: Ребята, вот и засияло солнышко в этой замечательной стране. Какое оно?
Дети: яркое, красивое, ласковое, жёлтое, лучистое, светлое, горячее.
Воспитатель: Лучики побежали по облакам, по полям, по лесам, по цветам и расколдовали все . Злые волшебники придумали эти схемы и теперь жители страны красивой речи не могут попасть домой. Нужно помочь им расшифровать эти схемы.( Воспитатель раздает схемы ,дети делятся на несколько подгрупп и составляют сказку по мнемотаблицам. «Теремок», «Колобок», «Маша и медведь»
Задание 5. Составление сказки по мнемотаблицам.
3.Заключительная часть.
Воспитатель: Молодцы ребята! Жители этой необыкновенной страны говорят вам: «Огромное спасибо!»
-Отправляемся домой, закрываем глаза и представьте себе, что мы летим на воздушном шаре сквозь голубые облака. Сверху видим мы красивые леса, широкие поля, слышим пение птиц, журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Звучит музыка.
Воспитатель: Вот и прибыли мы в детский сад. Ребятки, понравилось вам наше путешествие?
Дети: Да!
Воспитатель: -Что вам больше всего понравилось?
- Что было особенно трудно? (ответы детей)
Воспитатель: На этом наше путешествие закончено. Молодцы, ребята! Спасибо всем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.Тема: Звуковая культура речи: звук ш.
Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях. Развитие фонематического восприятия и слуха. Умение находить слова со звуком [ш]....
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди» (старшая группа)
Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий.Интеграция образовательных областей: Чтение художественной литературы,...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...
Конспект НОД по «Развитию речи» в старшей группе ТЕМА «Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру»
Театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие детей. Она:помогает усвоить богатство родного языка, его выразительные средства;стимулирует речь за счёт расширения словарно...