Лексические темы: Космос. Дом. Квартира.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Шевякова Нина Васильевна

Задание для родителей по лексическим темам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx471.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Космос» КАК РАССКАЗАТЬ ПРО КОСМОС ДЕТЯМ: КАРТИНКИ, МУЛЬТФИЛЬМЫ И ОПИСАНИЯ ...

Задание 1.  Игра «Сосчитай до пяти». Лексико-грамматические игры и упражнения.

Один искусственный спутник, два……………………………..…………………

…………………………………………………….……………………………….

…………………………………………………………….…………………. и т. д.

Одна звезда………………………………………………………………………….

Одно созвездие……………………………………...………………………………

Одна планета………………………………………………………………………

Задание 2. Игра «Скажи наоборот».

Далеко - близко

высоко –………………………., улететь –………………………………., взлететь – ……………………..,темно ……………………………………………,

ярко –………………………….., тесно – ………………………………………….

Задание 3. Игра «Употреби словосочетание в нужной форме».

Кто? – Российский космонавт.

Нет кого?........................................................................................................

Обращаться к кому?......................................................................................

Видеть кого?...................................................................................................

Гордиться кем?...............................................................................................

Рассказать о ком?...........................................................................................

Задание 4.  Продолжи предложение.

В космосе много планет……………………………………………………….. (спутников, комет…).

Задание 5. Игра «Где какой?»

На земле – …………………………………………………(земной);

на луне  - ……………………………………………………(лунный);

на солнце - ………………………………………………(солнечный).

Задание 6. Игра «Добавь нужное слово».

В космос летает …………………………………………… (космонавт).

Звёзды наблюдает …………………………………………...(астроном).

Предсказывает судьбу по звёздам …………………………..(астролог).

Задание 7. Игра «Скажи наоборот»

Далеко  -  близко;                           Взлетать  -  ………………………………..

 Высоко  -  ……………………      Темно - …………………………………..

Улететь  -  …. ………………..       Ярко  - ………………………………….

Задание 8. Игра «Собери предложения.»

Луна, это, земли, спутник.

Луна, земля, меньше.

Луна, вращаться, земли, вокруг.

Задание 9. Чтение, ответы на вопросы, пересказ.

Солнце. Без Солнца Земля превратилась бы в безжизненную мёртвую равнину. Наша жизнь возможна благодаря Солнцу. Люди понимали это ещё в глубокой древности и почитали Солнце как божество.

Сегодня мы знаем: Солнце – это звезда, которая дарит нам свет и тепло.

Если бы Земля была расположена ближе к Солнцу, на ней все засохло бы от жары. Если бы Солнце находилось дальше, то Земля покрылась бы льдом.

Солнце в сотни раз больше Земли. Но во Вселенной много звёзд, которые гораздо больше Солнца.

Вопросы: 1. Что такое солнце?

                 2. Что даёт Солнце людям?

                 3. Что стало бы с Землёй, если бы она располагалась ближе к Солнцу?

Задание10. Дорисуй вторую половину космонавту в скафандре.

 

Задание11. Нарисуй космический корабль и инопланетян. Раскрась.

 

Тема « Дом. Квартира.»

Задание 1. Дидактическая игра «Один — много» (образование родительного падежа множественного числа имени существительного): один дом — много домов, одна улица... (поселок, город...).

Упражнение в словообразовании с помощью суффиксов.

Дом — домик, домишко, домище.

Город — городок, городишко, городище.

Задание 2. Дидактическая игра «Где ты живешь?»

 Каждый ребенок называет свой адрес (улицу, номер дома и квартиры, этаж); рассказывает, какие учреждения находятся рядом с его домом.

Образование прилагательных в сравнительной степени

Даны образцы правильных ответов, записать ответы ребенка

Высокий — выше, широкий —…………………………… шире,                            

 удобный —………………… удобнее, мягкий — ……………………..мягче,                              

красивый —…………………красивее, тонкий — …………………..тоньше,

низкий — ……………………ниже, медленный —………….…медленнее,                   теплый — ………………………..теплее, чистый —………………………. чище.

Задание 3. «Назови ласково»

Улица — улочка,  

город —……………………… городок,                            

двор —………………………дворик,

магазин —…………………….магазинчик,              

мост — ……………………..мосток,  

сквер — …………………………...скверик,

адрес — ……………………..адресок.

Задание 4. «Скажи со словом "городской" Проговаривание

Транспорт — городской транспорт, квартира — городская квартира,      

жители — .......................................... дома— .................................................,

парк— …………………………….,  улицы — …………………………….,

театр— ................................, почта — ……………………….,                                       здание— …………………………….,школа— …………………………....,

площади — ………………………...., вокзал— ............................................. ,

Задание 5. Игра «Назови, какой, какая?»

Подбери еще три признака к предметам:

Город Омск (какой?) ……………………………………………………………; большой, красивый, древний, благоустроенный, величавый, чистый

улица (какая?) —…………………………………………………………… длинная, широкая, чистая, красивая. 

Задание 6. Подбор антонимов «Скажи наоборот»

Эта улица узкая, а эта ........................................................................(широкая),

эта дорога длинная, а эта .................................................                (короткая),

 эта речка мелкая, а эта .........................................................             (глубокая),

эта школа близкая, а эта ........................................................              (далекая),

эта тропинка прямая, а эта ......................................................               (кривая),

 этот дуб молодой, а этот ................................................               (старенький),

 этот путь далекий, а этот .......................................................              (близкий),

этот мост высокий, а этот ............................................................                    (низкий).

Задание 7. «Знаешь ли ты свой город?»

1.   Как называется наша страна и наша столица?  

2.   Как называется город, в котором ты живешь?

3.   Что является центром, сердцем нашего города?

4.   Какая главная площадь Новокузнецка?

5.   В нашем городе много памятников, красивых старинных и современных зданий. Назовите любые, которые вы знаете_____________________________

6.   Чем отличается город от деревни? Где в городе люди лечатся? Где покупаю: продукты, лекарства? Где отправляют и получают посылки и письма?

7. Назови свой домашний адрес    _____________________________________

Задание 8. Соедини последовательно точки, и ты увидишь, какие основные памятники архитектуры есть в нашем городе.

 

Задание 9. Составить рассказ: «Дом, в котором я живу»

(произвольный рассказ ребенка).

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Задание 10. Нарисовать картину «Дома на моей улице». Например:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие учителя-логопеда и воспитателя по реализации коррекционных задач (на примере лексической темы «Космос»).

Эффективное развитие интегративных качеств детей с ТНР возможно только при условии индивидуального подхода к личности каждого ребенка в целом и тесной взаимосвязи и преемственности в работевсех ...

Игровые задания по обучению грамоте и лексической теме "Космос" для детей с ОНР, ФФНР (подготовительная группа )

Разнообразные и в том числе авторские игровые задания направлены на развитие языкового анализа у детей с нарушением речи помогут родителям и воспитателям в работе по лексической теме "Космос"....

Дидактический материал по лексической теме "Космос"

Материал содержит подборку стихотворений, художественной литературы, загадок, физминуток, конспектов занятий и бесед, дидактических игр по теме "Космос"...

Конспект логопедической НОД в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по лексической теме «Космос»

Конспект логопедической НОД направлен на развитие лексико=грамматических категорий и связной речи детей с ОНР. Информация также будет полезна для педагогов ДОУ....

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи на тему "Дифференциация звуков р-л". Лексическая тема "Космос"

На занятие дети отправляются в космическое путешествие на ракете и звездолёте, разгадывают интересный кроссворд «Вселенная». Всё занятие сопровождается показом презентации.В результате дети легк...

Конспект открытого логопедического занятия по лексической теме «Космос» в подготовительной группе Цель: Закрепить знания детей по лексической теме «Космос».

Конспект открытого логопедического занятия по лексической теме «Космос» в подготовительной группеЦель: Закрепить знания детей по лексической теме «Космос».Задачи:Коррекционно-о...