Дидактические игры для детей 3-4 лет
статья по развитию речи (младшая группа)

Исаева Валентина Николевна

Дидактические игры для детей 3-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_dl_detey_3-4_let.docx17.66 КБ

Предварительный просмотр:

Игры для детей 3 лет.

Игры для детей трех лет строятся на подражании взрослым. Ребенок создает новые игровые образы, стремится активно действовать, знакомиться с окружающим. На третьем году жизни начинает развиваться воображение. В игре ребенок начинает брать на себя роль. А к концу третьего года в игре появляется несложный сюжет.

В этом возрасте начинают развиваться мышление и воображение. В играх ребенок уже ставит себе цель и прилагает усилия к ее достижению, находит способы для выполнения задуманного. Дети начинают отражать в игре свои переживания и впечатления. Задача взрослого на этом этапе заключается в том, чтобы ребенок видел и подражал хорошему примеру, чтобы у ребенка формировались положительные качества и правильные представления.

Очень важно развивать у ребенка активность и самостоятельность в игре. Не надо ограничивать игру повторением действий. Нужно помочь ребенку сочетать в игре подражание с творческой фантазией. Игры маленьких детей возникают под влиянием зрительных образов. Если взрослый хочет обучить малыша определенным действиям, то может сделать это продемонстрировав эти действия с куклой или другой игрушкой, при этом не навязывая ребенку повторение, а влияя на воображение и чувства ребенка.

Для маленького ребенка особенно важно доброжелательное отношение взрослых к его игре, его участие, помощь и руководство. В этом случае игры для детей приносят радость совместного творчества.

На развитие самостоятельности в игре и творческого воображения  большое влияние оказывают игры-инсценировки. Можете инсценировать с ребенком стихи, сказки, например, «Телефон» К.И.Чуковского. Здесь родители также имеют большое поле для творчества.

Каково же основное содержание игр детей третьего года жизни?

Изображение домашнего труда (дети играют с куклами, одевают их, кормят, готовят им обед, укладывают спать).

Поездки на транспорте (дети составляют стульчики, берут в руки руль, управляют автобусом, машиной, поездом).

Изображение животных (малыши прыгают как зайчики, лают как собачки, мяукают как котики).

Отрывочное воспроизведение инсценировок ( кто говорит? – слон! Или доктор Айболит лечит зверей и т.д.)

Игры со строительным материалом (строят из кубиков горку, домик, забор, мебель).

Игры с песком (малыши формируют куличики, роют ямы, зарывают и откапывают игрушки).

Игры с песком в этом возрасте можно считать началом конструирования. Такие игры заставляют ребенка сосредоточиться. А также игры со строительным материалом. Главная цель игр со строительным материалом – направить активность ребенка на созидательную деятельность. Строительные игры способствуют формированию самостоятельности ребенка, а так же развивают воображение. Это проявляется в создании постройки, в ее изменении и последующих действиях с различными игрушками.

На третьем году жизни ребенок продолжает заменять реальные предметы воображаемыми. Но теперь он уже ищет сходство между предметом-заместителем и изображаемым предметом, при этом называя его.

В этом возрасте ребенок наделяет игрушки различными ролями и берет определенную роль для себя, часто затрудняясь сказать, что это за роль. Очень часто роль детей связана с действиями, которые они выполняют в данный момент. Например, Настя варит обед для кукол. В этот момент она – мама, или повар.

Так же в возрасте до трех лет детей начинают интересовать игры со сверстниками. Как правило, малыши еще не умеют согласовывать свои действия, но в игре их объединяет общая цель, (например, поездка на автобусе, кормление кукол, лечение зверей), стремление к подражанию или интерес к одной и той же игрушке. Распределение ролей происходит без предварительного замысла, по ходу игры. Например, один ребенок играет в строителя, другие присоединяются, кто-то подвозит кирпичи, кто-то помогает их укладывать. В подобных играх дети чувствуют зависимость друг от друга, повышается интерес к тому, что делает товарищ. Участие в игре взрослого может помочь детям лучше понять друг друга.

 Можно ли назвать игры детей трехлетнего возраста творческими? Несомненно, начатки творческой игры уже прослеживаются. Дети пытаются объединить в игре различные впечатления, выражают свое отношение к изображаемому.  Но сюжет все еще остается достаточно однообразен и прост. Детям часто требуется участие взрослого в их игре.

Дидактические игры с предметами для детей 3-4 лет. Кукла Катя обедает.

Дидактическая задача. Закрепить знания детей о столовой посуде, активизировать их речь; воспитывать культуру поведения во время еды, заботливое отношение к кукле.

Игровые правила. Правильно находить и отбирать посуду для обеда. Безошибочно показывать предметы. При правильном выборе посуды дети хлопают в ладоши, если ошибка - грозят пальчиком.

Игровые действия. Накрыть игрушечный стол для кормления куклы, постелить скатерть, поставить посуду, салфетницу, поставить стул, посадить куклу за стол.

Ход игры. На столе стоит посуда: чайная, столовая, кухонная. Кукла Катя сидит за столом.

- Дети, Катю надо покормить обедом, - говорит взрослый и показывает на стол, за которым сидит кукла. - А здесь стоит посуда. (Указывает на стол, стоящий в сторонке.) Будем играть так: на стол ставить лишь то, что нужно для обеда.

Поочередно по приглашению взрослого дети находят нужный предмет. Если предмет правильно отобран, все хлопают в ладоши, в случае ошибки грозят пальчиком.

Обращаясь к ребенку:

- Что ты поставишь кате на стол?

- Я поставлю вот это.

- Как это называется?

- Тарелка глубокая для супа.

В знак одобрения дети хлопают в ладоши, а ребенок ставит перед куклой тарелку.

По просьбе взрослого дети находят так все предметы, которые потребуются для кормления куклы: тарелки (глубокая и мелкая), вилка и ложка (большая и маленькая), хлебница, чашка; правильно их называют и красиво расставляют на столе. Не забывают поставить стакан с салфетками, постелить скатерть. И при каждом правильном действии дети хлопают в ладоши. В конце игры взрослый просит пожелать Кате хорошего аппетита, а одному из детей после обеда куклы убрать все со стола.

Дидактические игры с предметами для детей 3-4 лет. Новая кукла.

Дидактическая задача. Учить детей правильно называть предметы обстановки в комнате; уточнять их назначение; активизировать речь детей.

Игровые правила. Называть только тот предмет, к которому подошла кукла; отвечает тот, к кому обращается кукла; если она обращается ко всем детям, отвечают все хором.

Игровые действия. Гуляют по комнате, выбирают предметы для описания, знакомят с ними новую куклу.

Ход игры. Дети сидят на стульях, расставленных вдоль стены. Взрослый готовится начать беседу, но вдруг раздается стук в дверь.

- Кто-то к нам идет, - говорит взрослый.

Отвернувшись на мгновение от детей, незаметно берет на руки куклу (дети ее раньше не видели), затем продолжает:

- Как зовут тебя, малышка?

Прижимает куклу к щеке, имитируя секретный ответ куклы. Взрослый делает вид, что не совсем хорошо понял, и повторяет движение куклой.

- Теперь понял. Дети, зовут нашу гостью Валя. Давайте покажем ей нашу комнату. Хочешь, Валя, мы тебе покажем и обо всем расскажем.

Кукла согласна. Дети называют предметы.

Затем взрослый с куклой в руках вместе с детьми подходит то к одному, то к другому предмету, имитируя вопросы куклы, спрашивает:

- А это что у вас?

- Это у нас аквариум. В нем живут красивые рыбки, - отвечают дети.

- А здесь что у вас?

- Это шкаф для игрушек.

Так кукла Валя познакомилась с игрушками и другими предметами, которые были в комнате, узнала, для чего они нужны; удивлялась, хвалила порядок, благодарила за внимание к ней. Дети охотно разговаривали с куклой.

Такой прием помогает включить в игру новую игрушку, у детей появляется желание играть с ней, беречь куклу.

Дидактические игры с предметами для детей 3-4 лет. Что изменилось? (Игра с матрешками).

Дидактическая задача. Упражнять детей в правильном назывании предметов и их действий (матрешка спряталась, стоит на месте, прибежала), замечать и называть различие в цвете одежды и размере матрешек, воспитывать у детей зрительную память, произвольное запоминание, наблюдательность, речь.

Игровые правила. Отвечает только тот, кого называет матрешка-мама (самая большая матрешка).

Игровые действия. Отгадывание, что изменилось в расположении матрешек.

Ход игры. Взрослый показывает детям поочередно пять разных по размеру разноцветных матрешек. Дети рассматривают их. Все матрешки разные по величине и одеты в разные сарафаны и платочки. Вместе с детьми взрослый называет цвета одежды, отмечает, что по величине все матрешки разные.

Дети сидят за столиком полукругом так, чтобы всем были видны матрешки.

Взрослый задает вопрос:

- Дети, что вы видите на моем столе?

- Матрешки, - отвечают дети хором.

- Посмотрите, какие матрешки по росту. (Ставит рядом две, потом три, а затем четыре матрешки.) Одинаковые по росту или нет? ("Разные".) А что у них разное? Посмотрите внимательно!

Вначале дети затрудняются ответить правильно, взрослый помогает им наводящими вопросами:

- Посмотрите на платочки. Какие они? (Прикасается то к одной, то к другой матрешке.) Правильно. У одной матрешки платочек красный, у другой - зеленый, а у этой - синий. Как мы скажем про платочки одним словом? ("Платочки у матрешек разного цвета".) А сарафаны? Как можно сказать? Правильно. Сарафаны у них тоже разные. (Вместе с детьми называет, какого цвета у каждой матрешки сарафан: красный, зеленый, синий.) Посмотрите на них и запомните, как матрешки одеты.

А теперь поиграем так: я закрою ширмой матрешек, а вы потом узнаете, какая матрешка спрячется. Но нужно отвечать только по одному, поэтому, кто заметит, подойдет ко мне и скажет тихо-тихо, чтобы другие не слышали.

Далее взрослый обращает внимание детей на размер матрешек: прячет за ширмой то одну, то другую матрешку, то сразу две.

При повторном проведении игры отвечает тот, на кого укажет матрешка.

В игре можно использовать и другие предметы, в зависимости от того, какие задачи решаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для детей 4-7 лет "Профессии" с приложенным дидактическим материалом

Цель: знакомить детей с особенностями разных профессийЗадачи:1) Воспитывать уважительное отношение к труду взрослых и сверстников;2) Расширять представления детей об особенностях профессий3) Продолжат...

«Лучшая научно-исследовательская или дидактическая игра». Дидактическая игра для детей раннего возраста «Нарядим ёлочку».

Дидактическая игра:-обеспечивает накопление представлений у детей раннего возраста о форме, цвете, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития ребенка и ...

Дидактические игры в младшей группе. Картотека Дидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС

Дидактические игры в младшей группе. КартотекаДидактические игры для детей 3-4 лет в детском саду по ФГОС...

Дидактическая игра для детей дошкольников старшей -подготовительной группы. Православные праздники Дидактическая игра «Православные праздники» для детей 5-7 лет

Цель: приобщение детей к истокам и традициям православной культуры через знакомство с церковными праздниками.Задачи:• вызвать интерес к истории и традициям православных праздников;• фор...

Музыкально-дидактические игры для детей старшего возраста. Примерное планирование освоения музыкально – дидактических упражнений и игр детьми подготовительной группы на занятиях в течение учебного года (с сентября по май)

Перечень музыкально-дидактических игр для детей старшего возраста (подготовительной группы).ФПАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ   1. Узнай песню по двум звукам 2.Бубенчики 3.Музы...

Музыкально-дидактические игры для детей среднего возраста. Примерное планирование освоения музыкально – дидактических упражнений и игр детьми средней группы на занятиях в течение учебного года (с сентября по май)

Перечень музыкально-дидактических игр для детей среднего возраста (средней группы). Фрагменты занятий   1. Птица и птенчики 2.Качели 3.Эхо 4.Курицы...

Музыкально-дидактические игры для детей старшего возраста. Примерное планирование освоения музыкально – дидактических упражнений и игр детьми старшей группы на занятиях в течение учебного года (с сентября по май)

Перечень музыкально-дидактических игр для детей старшего возраста (старшей группы)ФРАГМЕНТЫ ЗАНЯТИЙ   1. Труба 2.Кто скорее уложит спать кукол 3.Весёлые гармошк...