Конспект занятия по развитию речи "Пойми меня" в старшей группе
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи с использованием технологии проблемного обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи «Пойми меня» в старшей группе
Цель занятия: расширение представлений детей о способах и средствах общения людей друг с другом.
Задачи:
Образовательные
1. Дать представление о языковом многообразии на планете.
2. Уточнить знания детей о способах и средствах общения людей.
3. Расширить знания о способах невербального общения людей друг с другом.
Развивающие:
1. Развивать связную речь.
2. Развивать умение делать выводы и умозаключения.
3. Развивать мышление.
4. Развивать актерские способности, мимику, эмоциональную сферу.
5. Развивать умение передавать в рисунке определенную идею, мысль.
Воспитательные:
1. Воспитывать желание общаться с окружающими людьми, помогать им.
2. Воспитывать толерантное отношение к людям с ОВЗ.
3. Воспитывать любовь к животным.
Планируемые результаты
1. Дети владеют знаниями о способах и средствах вербального и невербального общения людей и применяют эти знания.
2. Речь детей развивается, становится связной, от мысли к выводу.
Виды детской деятельности
1. Коммуникативная
2. Игровая
3. Исследовательская
4. Познавательная
5. Изобразительная
Методы и приемы реализации содержания материала
1. Наблюдение
2. Демонстрация наглядных пособий
3. Рассказ
4. Беседа
5. Дидактическая игра
Материалы. Раздаточный материал
1. Сюжетные картинки с изображением действий людей.
2. Картинки-смайлики с изображением различных эмоций.
3. Картинки с изображением языка жестов.
Предшествующая работа
Подготовка дидактического и демонстрационного материала.
Предварительная работа
Наблюдение за разговаривающими друг с другом людьми, знакомыми и незнакомыми.
Словарная работа
Введение новых слов: иностранный, иностранец, языковой, мимика, телодвижения, эмоции, устная и письменная речь, разговор, общение.
Основная часть
Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
I этап – постановка проблемы | |
Воспитатель рассказывает детям историю: «Однажды Маша вместе с мамой отправилась отдохнуть в Италию. Гуляя по Риму, они решили перекусить, но не знали, где ближайшее кафе. Они решили узнать об этом у жителей города, но как же это сделать, ведь итальянским языком они не владели?» Проблемный вопрос: возможно ли людям, говорящим на разных языках, общаться и понимать друг друга? - Вы хотите это узнать? | Дети осознают создавшееся противоречие. Дети «осознают» цель поиска. Дети присваивают проблему. |
II этап – актуализация знаний | |
Воспитатель спрашивает: - Ребята, с помощью чего мы можем общаться друг с другом, находясь рядом, и что нам в этом помогает? - А если мы находимся на расстоянии друг от друга, можем ли мы разговаривать друг с другом? - Мы владеем разными способами передачи информации друг другу, если говорим и пишем на одном языке. Но ведь на нашей планете живут не только люди, говорящие на родном нам русском языке. Назовите известные вам языки мира. Но если наш собеседник – иностранец, и мы не понимаем речи друг друга, сможем ли мы общаться? - Значит, существуют и другие способы общения, кроме речи и письма. | Дети отвечают на вопросы: - С помощью речи. В этом процессе участвуют органы речевого аппарата и органы слуха. - Можем разговаривать по телефону, можем написать сообщений, можем написать письмо и отправить по почте, можем написать электронное письмо и отправить его по электронной почте. - Английский, французский, немецкий, испанский, армянский, итальянский и т.д. Дети испытывают интеллектуальное затруднение. |
III этап – выдвижение гипотез - предположений | |
- Давайте подумаем, а какими способами передачи информации мы можем воспользоваться, если не можем использовать устную и письменную речь? Ведь человек, говорящий на другом языке попросту нас не поймет! Будем рассуждать вместе. - Среди нас живут люди, лишенные возможности разговаривать и слышать нас (глухонемые). Но они, как и мы, нуждаемся в общении, ведь общение – это важная часть человеческой жизни. И они научились понимать нас, а мы – их. Как? - У глухонемых людей есть даже свой язык – язык жестов, с помощью которого они общаются друг с другом и со слышащими и говорящими людьми, которые освоили этот язык (воспитатель показывает картинки) - Ребята, скажите, а должны мы как-то по-другому относиться к глухонемым людям? Насмехаться над ними, проявлять неуважение? - Животные тоже не умеют разговаривать, но как мы можем показать друг другу свое настроение и отношение друг к другу? - Ребята, а как мы должны относиться к животным? - А как мы, люди, тоже не используя устной и письменной речи, можем рассказать окружающим о своем настроении, отношении к чему-либо? - А если всего перечисленного недостаточно, можем ли мы использовать еще какой-нибудь способ обмена информацией? (если дети затрудняются ответить на вопрос, воспитатель показывает любую сюжетную картинку- подсказку, а дети рассказывают о том, что на ней изображено. Воспитатель подводит к мысли, что можно «нарисовать» вопрос, просьбу и т.д.). - Значит, в случае необходимости, в качестве средств общения мы можем использовать не только речь и письмо. | Дети высказывают свои предположения. Дети отвечают на вопросы. - Они используют для общения жесты, движения. - Нет! Они такие же люди, как и мы. Мы должны относиться к ним так же уважительно, как и ко всем людям. Помогать им, если им требуется помощь. - Мы наблюдаем за телодвижениями животных: например, собаки машут хвостом, если рады нас видеть, кошки – если злятся, могут передвигать миску, стучать миской, если они хотят есть и т.д. можем погрозить пальцем, чтобы показать свое недовольство поведением нашего питомца и т.д. - Мы можем погладить животное, чтобы приласкать, показать, что мы им довольны; - Заботиться о них, ухаживать за ними, не обижать их. - С помощью мимики, жестов, движений тела. - Мы можем нарисовать то, о чем хотим сказать. |
IV этап – проверка решения | |
- Проверим нашу мысль о том, что общаться друг с другом могут и люди, говорящие на разных языках, используя не речь и письмо, а другие средства и способы общения.
- Одному из вас я тихо на ухо буду говорить то, о чем вы должны с помощью жестов, мимики и телодвижений рассказать остальным детям, а все ребята попробуют понять, что же вы хотите сказать (например: «Я хочу есть», «У меня болит голова», «Мне нужен телефон» и т.д. - Значит наша мысль, что передавать информацию друг другу мы можем не только с помощью речи и письма.. | Дети по очереди выполняют задания воспитателя. -Верна!!! |
V этап – введение в систему знаний | |
Воспитатель предлагает сформулировать вывод. Д/и «Какое у меня настроение» На столе разложены карточки со смайликами, выражающими разные эмоции, лицом вниз. - Предлагаю вам, ребята, нарисовать дома рисунок, который содержит вопрос, просьбу, пожелание. | - Общаться друг с другом мы можем не только с помощью устной и письменной речи, но и с помощью мимики, жестов, телодвижений и рисунков. Ребенок берет карточку, не показывая ее другим, изображает эмоцию, остальные должны ее угадать. Дети рисуют рисунки. На следующий день показывают свои рисунки, а все угадывают, что своим рисунком хотел сказать «художник». |
Заключение:
Воспитатель: конечно, те способы общения, которые мы с вами рассмотрели, не могут передать информацию в полной мере, поэтому, учите иностранные языки и расширяйте кругозор, знакомясь с языком и традициями других стран!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/11/picture-13891-1476216373.jpg)
конспект занятия по развитию речи в старшей группе. пересказ рассказа Л. Толстого "Косточка"
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема занятия: «Встреча с белочкой».
Конспект для занятия по развитию речи в старшей группе...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе для детей с задержкой психического развития на тему «Профессии»
Конспект коррекционно-развивающего занятия с детьми ЗПР старшего дошкольного возраста по теме "Профессии"...
![](/sites/default/files/pictures/2021/12/09/picture-1370490-1639018110.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа).
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Беседа о друзьях и дружбе» (старшая группа)....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/10/picture-1055826-1536566786.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/30/picture-1492942-1698677796.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята" план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Викторина "Веселые ребята"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/04/picture-231209-1599238250.jpg)
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Красивой речи» ( образовательная область «Речевое развитие»)
Занятие по развитию речи способствует обогащению и активизации словарного запаса посредством участия в словесно-речевых играх....