Методическая разработка по развитию речи
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Методическая разработка по развитию речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_po_razvitiyu_rechi.docx | 529.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6
г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Методическая разработка
Образовательная область: ОО «Речевое развитие»
Раздел: развитие речи
Тема: «Поиграем с куклой Витой»
Возрастная группа: старшая
Автор работы: Мухаметова А.М.
2020 г.
Направленность: Повысить речевую активность детей.
Предпосылки: Развитие речи детей через игры в куклу.
Вид: учебно-методическое пособие
Предназначение: для индивидуальной работы с детьми 5-6 лет.
Актуальность:
Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети, как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили правильно и красиво. Следовательно, чем раньше мы научим ребенка говорить правильно, тем свободнее он будет чувствовать себя в коллективе.
Как научить ребенка говорить правильно? На помощь придут игры на развитие речи.
Игра – уникальная деятельность малыша, а также средство его воспитания и развития. Практически все способствуют развитию внимания, восприятия, мышления, воображения, речи. Но только игры с куклой – образом человека – позволяют ребенку познать, понять и освоить сложную систему построения отношений со взрослыми и детьми, присвоить ценностные нормы нравственного поведения, проявить творчество. Образовательная работа с детьми может быть организована с помощью самых различных средств: сюжетных игр-занятий, игровых упражнений с куклами, выполнения несложных поручений, индивидуального общения ребенка со взрослым, в зависимости от целей, ради которых она проводится.
Цель: развивать речь дошкольников как средство общения через использование элементов игровой деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1.Расширять и конкретизировать представления об одежде и обуви разных сезонов;
2.Обогащать и активизировать по темам «Одежда. Обувь. Головные уборы», «Времена года»;
3.Формирование фонематического слуха и восприятия;
4.Усвоение лексических и грамматических средств языка.
Развивающие:
1.Развивать память, сообразительность, находчивость; развивать навыки речевого общения и умение делать выводы.
2.Обогащать словарный запас и расширять кругозор.
3.Развитие общей и мелкой моторики;
Воспитательные:
1.Воспитывать интерес к созданию одежды для кукол;
2.Воспитывать творческий потенциал детей.
Ожидаемый результат: развитие устойчивого интереса к куклам; проявление доброты, заботы, бережного отношения к куклам; развитие речевой активности детей при игре с дидактическими играми.
Описание пособия:
Кукла Вита является многофункциональным, мобильным и очень легким в использовании дидактическим пособием, предназначенным для занятий и игр с детьми в возрасте 5-6 лет. Играть с пособием может разное количество детей. Оно может быть задействовано на занятиях разнообразного содержания.
Кукла Вита прекрасно подходит как для работы на индивидуальных, так и на групповых занятиях. Применение дидактического пособия позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка-дошкольника. Обучение происходит в игровой форме.
Рост куклы – 45 сантиметров. Для создания дидактического пособия была использована пряжа, нитки, ткань, ленты-липучки, пуговицы, фетр, бусинки, эко-кожа, ленточки, резинки.
У куклы есть свой гардероб, соответствующий временам года: плащ, платье-шубка, варежки, шапочки, косынка, летнее платье, обувь на каждый сезон, одежда для сюжетно-ролевой игры «Повар», «Военная медсестра».
Надевая и раздевая куклу, ребенок не только развивает моторную сферу, но и усваивает навыки самообслуживания.
К дидактической кукле был сделан шкаф, сделанный из картонной коробки, куда были сложены вся одежда куклы. Этот шкаф не простой, а игровой. Он является учебной игровой деятельностью, который успешно используется для развития речи детей 5-6 лет. Волшебный шкаф и забавная кукла Вита приглашает детей поиграть в различные игры («Кто больше увидит и назовет», «Виты помощники», «Новоселье у куклы Виты», «Скажи по другому», «Один и много», «Добавь слова», «Помоги Вите составить цепочку слов», «Вита модница», «Найди Виты игрушку», «Длинное и короткое слово»). (Приложение 1).
Опираясь на программные требования с помощью дидактической куклы рекомендуется продолжать знакомство детей со строением тела человека. Параллельно организуется речевая коррекционно-развивающая работа, используются следующие дидактические упражнения «Назови части тела куклы», «Чей? Чья? Чье?», «Один-много», «Что для чего?», «Скажи ласково», «Назови действия».
- Игры с куклой способствуют пониманию связи сезона и вида одежды, формируют причинно-следственные отношения между природными явлениями и деятельностью людей. Ребенок учится подбирать кукле одежду в зависимости от погоды и особенностей занятия. В игре с куклой воспитываются аккуратность, бережливость, умение следить за одеждой, понимать важность последовательного раздевания и одевания, правильного хранения одежды: дидактические упражнения «Что наденет Вита на зимнюю прогулку?», «Одень Виту в детский сад», «Определи материал из которого сделана одежда Виты?», «Одень Машу на экскурсию в лес» и т. п.
Этапы работы:
I этап подготовительный
Цель. Создать развивающую среду и соответствующую материальную базу
II этап основной
Цель. Подбор дидактических игр и разработка дидактического пособия.
III этап заключительный
Цель: Организация игр детей с куклой
Основные достоинства:
- Наглядное пособие (кукла) соответствует основным требованиям.
- Дидактические пособия соответствуют возрастным особенностям детей.
- Развитие речи учащихся через игру с куклой.
Список использованных источников.
- От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 4-е изд., перераб. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2017. – 352с.
- Андреева, И.В. Традиционная и авторская игрушка / И. В. Андреева // Народное искусство: сквозь века. - Челябинск, 2007. - С. 137-154.
- Грамматика в картинках для игр и занятий с детьми 3-7 лет. Антонимы. Глаголы. Наглядно-дидактическое пособие. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 12 c.
- Гербова, В. В. Развитие речи в детском саду. Наглядно-дидактическое пособие. Для работы с детьми 5-6 лет / В.В. Гербова. - М.: Мозаика-Синтез, 2018. - 20 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста
Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и воспитании ...
Методическая разработка по развитию речи (младшая группа) по теме :"Развитие речи средствами дидактических игр во второй младшей группе ДОУ."
1) Понятия : развитие речи и дидактическая игра2) Примеры занятий по развитию речи средствами дидактической игры:Занятие 1Занятие 2Занятие 3Занятие 4...
Методическая разработка по развитию речи (старшая группа) на тему: Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи в старшей группе на тему "Нужные звуки"
Цель: закрепить у воспитанников представления о букве Л и звуках [Л] - [Л’].Задачи:1. Образовательные:- закрепить умения различать твердые и мягкие согласные, звуки и буквы;- расширить представле...
Методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) на тему: Конспект НОД по развитию речи на тему: Поможем Красной Шапочке и бабушке (придумывание нового конца сказки)
1. Научить детей придумывать свой конец знакомой сказки.I уровень – самостоятельно;II уровень – с помощью воспитателя.2. Уметь отображать придуманный рассказ в рисунке, грамматически правильно с...
Методическая разработка по развитию речи в старшей группе. Особенности развития речи детей старшего возраста
Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Обучая ребенка речи, мы, взрослые, одновременно способствуем развитию его интеллекта. А это – центральная задача в обучении и...
Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий во второй младшей группе методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Опубликовано 03.03.2021 – 21:26 Янова Ирина АлександровнаПлан по самообразованию во второй младшей группе.Тема по самообразованию во второй младшей группе.«Развит...
Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»
Методическая разработка по развитию речи для детей 4-5лет Тема: «Развитие связной речи детей посредством сказок»...