Профилактика нарушений письменной речи у младших школьников.
методическая разработка по развитию речи
методические рекомендации педагогам и родителям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_narusheniy_pismennoy_rechi_u_mladshikh_shkolnikov.docx | 18.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактика нарушений письменной речи у младших школьников. Примерные виды упражнений.
Возникновение дисграфии у школьников препятствует овладению детьми письменной речью как особой формой речи, своеобразным средством общения и обобщения опыта. Данное нарушение задерживает дальнейшее развитие мыслительной, эмоциональной, волевой сфер личности учащихся.
В профилактике дисграфии у младших школьников можно выделить базовые направления, которые реализуются параллельно:
- Развитие сенсорных функций и психомоторики (зрительного и слухового восприятия, зрительных и слуховых дифференцировок; пространственных представлений; кинетической и кинестетической организации движений, конструктивного праксиса, условно-двигательных реакций и графоизобразительных способностей).
Примерные виды упражнений:
- Формирование зрительного восприятия и узнавания:
- найти букву среди ряда других букв;
- соотнести буквы, выполненные разными шрифтами (печатными, рукописными, стилизованными);
- назвать или написать буквы, перечеркнутые разными дополнительными линиями;
- определить буквы в неправильном положении;
- добавить недостающие элементы букв;
- Конструктивный праксис:
- выкладывание букв из палочек;
- конструирование разных букв из одной путем прибавления или удаления элементов.
- Развитие межанализаторного взаимодействия (слуходвигательных, зрительно-двигательных, слухозрительных связей)- запомнить и воспроизвести пространственную и временную последовательность стимулов, действий, символов).
Примерные виды упражнений:
- Формирование пространственных представлений:
- дифференциация правых и левых частей тела (уточнение речевых обозначений правых и левых частей тела; сложные задания: показать правой рукой левый глаз и т.д.), схема тела, стоящего напротив;
- ориентировка в окружающем пространстве (положение предметов, ориентировка на листе бумаги, графическое обозначение направлений; пространственное расположение букв);
- уточнение понимания и употребления предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения, дифференцирование предлогов и приставок с использованием опорных схем.
- Формирование временных представлений – Уточнение понятий об основных единицах времени о периодах человеческого возраста, наблюдение и определение временной последовательности каких-либо действий и событий.
- Развитие психических функций (зрительного и слухового внимания и памяти).
Примерные виды упражнений:
- Развитие внимания:
- детям предлагается как можно быстрее вычеркнуть заданную букву из ряда букв;
- зачеркнуть одну букву вертикальной чертой, другую - горизонтальной, третью – обвести в кружок;
- педагог пишет на листе предложение с пропусками и перестановками букв, слогов. Один ребенок исправляет ошибки красным карандашом, затем передает другому, который ищет оставшиеся ошибки. Можно проводить в виде соревнования.
- Развитие памяти
-Игры «Чего не стало?», «Что изменилось?»
- запомнить 3 -5 букв, затем выбрать их из 8 - 10 букв;
-разложить буквы в первоначальной последовательности.
- Развитие интеллектуальной деятельности (мыслительных операций, формирование навыков планирования деятельности, самоконтроля и самокоррекции в деятельности; воспитание мотивов к учебной деятельности).
- Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц :
- Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, анализа, синтеза, представлений)
- определение ударного гласного в слове;
- определение позиции звука в слове (начало, середина, конец);
- определение последовательности звуков в слове;
- придумать слово на заданный звук или с определенным количеством звуков.
- Формирование лексического строя речи ( расширение словарного запаса, уточнение значений слов, активизация словаря, организация семантических полей, лексической системности):
- Игра «Назови лишнее слово» (море, озеро, река, мост, пруд; подбежал, подошел, вошел);
- объясни, чем отличаются предметы или действия ( чашки и стакан, дерево и куст; шить-вязать);
- подобрать слова по аналогии (машина-шофер, самолет-…);
- назвать все части предмета, узнать предмет по части;
- учить сравнивать (игра «На что похоже?» - белый снег похож на…);
- подбор синонимов, антонимов.
- Совершенствование грамматического строя речи (уточнение значения и звучания словообразовательных аффиксов, форм словоизменения):
- сравнение слов с одинаковыми словообразовательными аффиксами по значению;
- выделение общего значения;
- закрепление связи значения и звучания аффикса (например, ИК- вносит значение уменьшительности, -НИЦ- значение вместилища);
- анализ звукового состава выделенной морфемы;
- самостоятельное образование слов с данным аффиксом.
Основные направления деятельности родителей:
- Закреплять положительный эмоциональный настрой ребенка на занятия;
- Ежедневные, недолгие занятия;
- Указывать на положительный результат после каждого занятия;
- Каждое занятие посвящать конкретному грамматическому правилу;
- Тренировочные упражнения лучше сначала проводить как предупредительные, что приучает ребенка прежде думать, а потом писать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Нарушение письменной речи у младших школьников
Нарушение письменной речи у младших школьников. Проблема нарушений письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтени...
презентация "Нарушение письменной речи у младших школьников"
Цель данного материала - привлечь внимание учителя к нарушениям письменной речи у младших школьников и организовать их устранение...
Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В материале представлена системав работы по развитию прострвнственных представлений у дошкольников с ОНР с целью профилактики дисграфии....
Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольников с нарушением зрения».
ДУЗ №33 Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольниковс нарушением...
"Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи".
Одним из актуальных вопросов теории и практики логопедии является проблема профилактики нарушений письменной речи.В соответствии с выявленными у детей дошкольного возраста предпосылками дисграфии и па...
Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольниковс общим недоразвитием речи Поступление ребенка в школу является важным этапом в жизни, который меняет не только его социальную роль, н...
Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями.
При поступлении ребёнка в школу начинается новый этап приобретения знаний, умений и навыков, в том числе и в области освоения пространства. Изучение письменных знаков связано с развитием простра...