Профилактика нарушений письменной речи у младших школьников.
методическая разработка по развитию речи

Артамонова Елизавета Григорьевна

методические рекомендации педагогам и родителям

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений письменной речи у младших школьников. Примерные виды упражнений.

Возникновение дисграфии у школьников препятствует овладению детьми письменной речью  как особой формой речи, своеобразным средством общения и обобщения опыта. Данное нарушение задерживает дальнейшее развитие мыслительной, эмоциональной, волевой сфер личности учащихся.

В профилактике дисграфии у младших  школьников  можно выделить базовые направления, которые реализуются параллельно:

  1. Развитие сенсорных функций и психомоторики (зрительного и слухового восприятия, зрительных и слуховых дифференцировок; пространственных представлений; кинетической и кинестетической организации движений, конструктивного праксиса, условно-двигательных реакций и графоизобразительных способностей).

Примерные виды упражнений:

  • Формирование зрительного восприятия и узнавания:

- найти букву среди ряда других букв;

- соотнести буквы,  выполненные разными шрифтами (печатными, рукописными, стилизованными);

- назвать или написать буквы, перечеркнутые разными дополнительными линиями;

- определить буквы в неправильном положении;

- добавить недостающие элементы букв;

  • Конструктивный праксис:

- выкладывание букв из палочек;

- конструирование разных букв из одной путем прибавления или удаления элементов.

  1. Развитие межанализаторного взаимодействия (слуходвигательных, зрительно-двигательных, слухозрительных связей)- запомнить и воспроизвести пространственную и временную последовательность стимулов, действий, символов).

Примерные виды упражнений:

  • Формирование пространственных представлений:

- дифференциация правых и левых частей тела (уточнение речевых обозначений правых и левых частей тела; сложные задания: показать правой рукой левый глаз и т.д.), схема тела, стоящего напротив;

- ориентировка в окружающем пространстве (положение предметов, ориентировка на листе бумаги, графическое обозначение направлений; пространственное расположение букв);

- уточнение понимания и употребления предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения, дифференцирование предлогов и приставок с использованием опорных схем.

  • Формирование  временных  представлений – Уточнение понятий об основных единицах времени о периодах человеческого возраста, наблюдение и определение временной последовательности каких-либо действий и событий.
  1. Развитие психических функций (зрительного и слухового внимания и памяти).

Примерные виды упражнений:

  • Развитие внимания:

- детям предлагается как можно быстрее вычеркнуть заданную букву из ряда букв;

- зачеркнуть одну букву вертикальной чертой, другую - горизонтальной, третью – обвести в кружок;

- педагог пишет на листе предложение с пропусками и перестановками букв, слогов. Один ребенок исправляет ошибки красным карандашом, затем передает другому, который ищет оставшиеся ошибки. Можно проводить в виде соревнования.

  • Развитие памяти

-Игры «Чего не стало?», «Что изменилось?»

- запомнить 3 -5 букв, затем выбрать их из 8 - 10 букв;

-разложить буквы в первоначальной последовательности.

  1. Развитие интеллектуальной деятельности (мыслительных операций, формирование навыков планирования деятельности, самоконтроля и самокоррекции в деятельности; воспитание мотивов к учебной деятельности).
  2. Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц :
  • Развитие фонематических процессов (фонематического восприятия, анализа, синтеза, представлений)

- определение ударного гласного в слове;

- определение позиции звука в слове (начало, середина, конец);

- определение последовательности звуков в слове;

- придумать слово на заданный звук или с определенным количеством звуков.

  • Формирование лексического строя речи ( расширение словарного запаса, уточнение значений слов, активизация словаря, организация семантических полей, лексической системности):

- Игра «Назови лишнее слово» (море, озеро, река, мост, пруд;  подбежал, подошел, вошел);

- объясни, чем отличаются предметы или действия ( чашки и стакан, дерево и куст; шить-вязать);

- подобрать слова по аналогии (машина-шофер, самолет-…);

- назвать все части предмета, узнать предмет по части;

- учить сравнивать (игра «На что похоже?» - белый снег похож на…);

- подбор синонимов, антонимов.

  • Совершенствование грамматического строя речи (уточнение значения и звучания  словообразовательных аффиксов, форм словоизменения):

- сравнение слов с одинаковыми словообразовательными аффиксами по значению;

- выделение общего значения;

- закрепление связи значения и звучания аффикса (например, ИК- вносит значение уменьшительности, -НИЦ- значение вместилища);

- анализ звукового состава выделенной морфемы;

- самостоятельное образование слов с данным аффиксом.

Основные направления деятельности родителей:

  • Закреплять положительный эмоциональный настрой ребенка на занятия;
  • Ежедневные, недолгие занятия;
  • Указывать на положительный результат после каждого занятия;
  • Каждое занятие посвящать конкретному грамматическому правилу;
  • Тренировочные упражнения лучше сначала проводить как предупредительные, что приучает ребенка прежде думать, а потом писать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нарушение письменной речи у младших школьников

Нарушение письменной речи у младших школьников. Проблема  нарушений  письменной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтени...

презентация "Нарушение письменной речи у младших школьников"

Цель данного материала - привлечь внимание учителя к нарушениям  письменной речи у младших школьников и организовать их устранение...

Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с общим недоразвитием речи.

В материале представлена системав работы по развитию прострвнственных представлений у дошкольников с ОНР с целью профилактики дисграфии....

Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольников с нарушением зрения».

ДУЗ №33           Выступление на родительском собрании: «Профилактика нарушений письменной речи (дисграфии) у дошкольниковс нарушением...

"Профилактика нарушений письменной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи".

Одним из актуальных вопросов теории и практики логопедии является проблема профилактики нарушений письменной речи.В соответствии с выявленными у детей дошкольного возраста предпосылками дисграфии и па...

Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи

Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольниковс общим недоразвитием речи Поступление ребенка в школу является важным этапом в жизни, который меняет не только его социальную роль, н...

Профилактика нарушений письменной речи посредством развития пространственных представлений у дошкольников с речевыми нарушениями.

При поступлении ребёнка в школу начинается новый этап приобретения знаний, умений и навыков, в том числе и в области освоения пространства. Изучение письменных знаков связано с развитием простра...