Использование игровых приемов на занятиях по развитию речи в младшей группе
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)
Нет необходимиости говорить о значении речи, как одной из самых важных психических функций в жизни человека. Все мы знаем какое значение имеет период дошкольного детства для развития речи детей. Именно в дошкольном возрасте речь становится главным средством установления контактов с окружающими. Развитие речи детей - одно из самых важных направлений работы дошкольного образовательного учреждения. Использование игровых приемов оказывает сильное воздействие на детей дошкольного возраста и способствует всестороннему развитию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.7 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Клюевская СОШ»
Дошкольные группы
Методические рекомендации для НОД по развитию речи
Использование игровых приемов на занятиях по развитию речи в младшей группе
Воспитатель: Перевозникова О.Н.
2016 г.
Нет необходимости говорить о значении речи как, одной из самых важных психических функций в жизни человека. Все мы знаем, какое значение имеет период дошкольного детства для развития речи детей. Именно в дошкольном возрасте речь становится главным средством установления контактов с окружающими, а внеречевые формы (жесты, мимика) начинают играть вспомогательную роль. Поэтому развитие речи детей — одно из самых важных направлений работы дошкольного образовательного учреждения. Развитие связной речи сопряжено с развитием двух форм речи — диалогической и монологической. При развитии диалогической речи особое внимание уделяется формированию у детей умения строить диалог (спрашивать, отвечать, объяснять и др.), пользуясь при этом разнообразными языковыми средствами в соответствии с ситуацией. Для этого используются беседы на самые разнообразные темы, касающиеся жизни ребёнка в семье, в детском саду и т. д.
Многочисленные исследования психологов доказывают, что использование игровых приёмов оказывает сильное воздействие на детей дошкольного возраста и способствует их всестороннему развитию. В младшей группе на занятиях широко используют настольный театр игрушек, картинок; театр на фланелеграфе. Воспитатель определяет основные направления деятельности, ставит следующие задачи:
- развивать устойчивый интерес к игровой деятельности;
- обогащать и активизировать словарь детей;
- воспитывать правильное звукопроизношение;
- учить детей диалогу;
- стимулировать желание повторять выразительные средства для создания игрового образа (мимика, жесты, движения, интонация).
В младшей группе темы театрализованных игр имеют непосредственное отношение к жизни ребёнка в детском саду и в семье: «Кукла Маша обедает», «Катя собирается на прогулку», «Девочка чумазая», «Весёлый праздник»; сказочная тематика: «Репка», «Теремок», «Волк и семеро козлят» и т. д. Сказки приходят к детям с театром Петрушки, кукол бибабо, настольным театром в исполнении взрослого или старших дошкольников, с музыкальным сопровождением. У малышей появляется желание подпевать, вторить голосом, изображать какие-то движения в такт музыки.
Чтобы обучение шло успешно, воспитателю следует предусматривать следующие моменты:
- положительное отношение ребёнка к усвоению программного материала на занятиях;
- непосредственно-чувственное ознакомление с предметами и материалами;
- активность детей на занятиях, которая в младшем возрасте становится более целеустремлённой и избирательной;
- эмоциональность общения взрослого с ребёнком, повышение уровня понимания речи и активное использование ребёнком собственной речи.
Сначала исполнителем всех ролей является воспитатель. Голос воспитателя спокойный и доверительный, радостный или грустный, уводит детей в сказку. Характер персонажей воспитатель выражает голосом, походкой.
Важным условием успешного применения театрализованных игр на занятиях по развитию речи является также речевая активность самих детей на основе подражания образцу. Она выражается в повторении одних и тех же звуков, звукосочетаний, слов.
Можно использовать следующие игровые приёмы:
- использование элементов подвижной игры, сюрпризных моментов и ожидания («Вдруг появляется кто-то, прислушались... и услышали...»);
- имитационные движения с элементами звукоподражания (дети изображают большие и маленькие колёса, лягушку-маму и лягушку-ребёнка и др.);
- чтение художественных произведений со звукоподражаниями (весёлые песенки, потешки, загадки);
использование наглядного материала (игрушки, картинки, персонажи кукольного театра и др.).
Одной из важнейших особенностей данных занятий является включение в работу всех детей, даже с низкими речевыми способностями. Дети включались в занятия с удовольствием, активно участвовали в них. Практика показала, что одним из эффективных методических приёмов являются коллективные задания типа: «Ребята, сейчас мы с вами в лесу и все мы медведи — ищем мёд!» или «Мы хитрые лисоньки». Моментально группа наполняется ожившими персонажами сказки.
Пассивных нет — все дети изображают злого волка, смелого петуха, хитрую лису и т. д. Воспитатель сопереживает вместе с детьми, повторяет движения и голоса героев сказки, а дети, подражая взрослому, закрепляют звуки, запоминают определённые слова, учатся отвечать на вопросы.
Принесённые в группу костюмы, шапочки, маски, атрибуты к сказке делают игру эмоциональней и искренней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/11/picture-875565-1484123231.jpg)
Использование игровых приемов и методов в развитии речи, с использованием методик в познавательно- речевом развитии дошкольников.
Целенаправленное развитие речи дошкольников - одно из ведущих направлений педагогической деятельности, обеспечивающее своевременное психическое развитие детей....
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/31/picture-550338-1464726990.jpg)
Презентация "Использование игровых приемов на занятиях по развитию речи"
Данная презентация познакомит педагогов ДОУ с разнообразием игровых приемов (в том числе инновационных), которые можно использовать на занятиях по развитию речи в детском саду....
Использование игровых приемов при формировании математических представлений в младшей группе.
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста- одна из актуальных проблем современности. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет ра...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/19/picture-1235930-1634641037.jpg)
Консультация для родителей "Использование игровых приемов для формирования воздушной струи", вторая младшая группа "Светофорчик", октябрь 2021г
создание игрового пособия...
![](/sites/default/files/pictures/2022/12/16/picture-1443186-1671196464.jpg)
Игровые приемы на занятиях по развитию речи в младшей группе
Развитие речи детей одно из самых важных направлений работы дошкольного образовательного учреждении...
Использование игровых приемов при формировании математических представлений в младшей группе
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных проблем современности. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка игр...
Использование игровых приемов на занятиях по развитию речи в младшей группе
Играем-речь развиваем...