Конспект "Преобразование стихотворения Л.Дьяконова "Щенок и снег" в сказку"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Оленева Нина Николаевна

Конспект НОД по ФГОС для детей старшей группы детского сада, образовательная работа по которому способствует развитию связной речи, умению преобразовывать стихотворение в сказку, используя приемы ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_preobrazovaniya_stih._v_skazku.docx21.56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №17 общеразвивающего вида»

г. Печора

Конспект непосредственной образовательной

деятельности  в образовательной области

речевое развитие по теме

«Придумывание сказки  по мотивам стихотворения Л. Дьяконова «Щенок и снег»

                                        Воспитатель: Оленева Нина Николаевна I  категория

Конспект НОД по ФГОС для детей старшей группы детского сада, образовательная работа по которому способствует  развитию связной речи, умению преобразовывать стихотворение в сказку, используя приемы ТРИЗ.

Цель: развитие связной речи детей посредством преобразования стихотворения в сказку с внесением нового героя.

Задачи :

Образовательные:

  • Формировать умение детей составлять сказку по сюжету литературного произведения, вводить новых персонажей.
  • Закреплять знания о круговороте воды в природе, используя прием личностной эмпатии.
  • Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи.
  • Воспитывать культуры речевого общения.
  • Закреплять умение выразительно читать стихотворения.
  • Закреплять знания о структуре сказки.

Развивающие:

  • Развивать связную речь, творческое воображение, развивать особенности детей к эмпатии.
  • Развивать координацию движений.

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию дружелюбия ,доброты, желание оказать помощь тому , кто в ней нуждается.
  • Создать у детей настроение сопереживания герою стихотворения.

Приемы руководства деятельностью детей:

  • Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: сказочные персонаж, комментирование, сюрпризный момент.
  • Прием активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, создание развивающей среды, создание проблемной ситуации.
  • Прием организации практической деятельности: показ сказочных персонажей, комментирование.
  • Прием поддержания интереса у детей: физкультминутка, ситуация выбора, чередование видов детской деятельности.
  • Прием оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей.

Создание среды для организации и проведения НОД:  мультимедийная презентация, предметные картинки для игры по методу фокальных объектов, предметные картинки с паровозиком и вагончиками для структуры сказки

Виды детской деятельности в НОД: игровая, коммуникативная,  чтение художественной литературы, физическая культура.

Ожидаемые результаты:

  • Развитие памяти, диалогической и монологической речи;
  • Проявление эмоциональной отзывчивости ;
  • Расширение и активизация словарного запаса по теме.  

Предварительная работа:

  • Рассматривание и составление рассказа по картине Пластова «Первый снег»,
  • опытно- экспериментальная деятельность со снегом,
  • знакомство с круговоротом воды в природе,
  • просмотр мультфильма «Откуда берутся  снежинки»,
  • пересказ рассказа Л. Воронковой «Снег идет»,
  • разучивание наизусть стихотворения Л.Дьяконова «Щенок и снег»,
  • преобразование стихотворения С.Михалкова «Заяц-портной» и Ю.Полякова «Трусишки» в сказку.

                             Ход  НОД:

    Дети заходят в группу.  Становятся полукругом. Слышится стук в дверь. На экране появляется щенок и обращается с просьбой о помощи.

«Здравствуйте, друзья! Сегодня я вышел  гулять, а вокруг все белое, холодное. А что такое это я не знаю. Пожалуйста, помогите мне узнать».

Воспитатель: Ребята, а мы знаем этого героя. Кто это?

Ответы детей: Щенок из стихотворения «Щенок и снег».

Воспитатель: Совершенно верно -это герой стихотворения «Щенок и снег» Л.Дьяконова. Но как же сможем ему помочь?

Чтобы понять  какую помощь мы сможем оказать щенку, надо сначала вспомнить стихотворение.

    Чтение стихотворения наизусть парами.

Воспитатель: Какими словами заканчивается стихотворение? Узнал щенок ,что такое снег? Как вы думаете, какой конец у стихотворения?

Ответы детей

 Воспитатель: В стихотворении щенок так и не узнал, что такое снег. А мы не можем добавить слова в стих, потому что оно уже написано автором.  Зато мы можем что-то сделать со стихотворением, чтобы изменился конец.

Что мы можем сделать со стихотворением?

Ответы детей

Воспитатель: Я согласна с вами, надо превратить стихотворение в сказку. Ребята, вы любите сказки? Какие же бывают сказки?

       Игра «Подскажи словечко» (в кругу с мячом)

-Если в сказке есть чудо, то она …..(чудесная)

-если волшебство, то ….

-если радость, то …..

-если веселье, то …..

-если доброта, то …..

-если богатыри, то …..

- если мудрость, то ….

- если герои, то ….

- если герои, то….

-если юмор, то ….

-если загадки, то ….

-если приключения, то ….

-если тайна, то…..

Воспитатель: А вот и паровозик- сказка, который отвезет нас в сказку. Но чтобы сесть в вагончики, их надо назвать. Сколько всего вагончиков?

 Ответы детей

Воспитатель: Садимся в 1 вагончик. Какими словами сказка начинается?

Ответы детей

Воспитатель: Садимся во 2 вагончик. Что происходит в середине сказки?

Ответы детей

Воспитатель: Садимся в 3 вагончик. Какими словами сказка заканчивается?

Ответы детей

Воспитатель: Мы готовы ехать.

Под веселый стук колес

Мчит по рельсам паровоз:

Дым пуская на лету,

Паровоз гудит: Ту-ту!

Воспитатель: Вот мы и приехали, садитесь на стульчики.

Мы уже знакомы со стихотворением, поэтому сразу приступим к превращению его в сказку.

На экране, по мере составления сказки, появляются  слайды.

Воспитатель:

-Кто будет главным героем нашей сказки?

-Какой щенок?

- Что мы знаем о щенке?

-В какое время года происходит действие сказки?

-Что увидел щенок в первый раз, когда однажды поздней осенью вышел гулять?

-Что почувствовал щенок?

- На что показался щенку снег похожим?

-Что случилось дальше?

-Когда на языке у щенка осталась вода, что он почувствовал? Почему?

Воспитатель: Попробуем рассказать эту часть сказки.

Ответы детей

Воспитатель: Как вы думаете,  кто может рассказать щенку о снеге? Кто лучше всего знает о снеге и снежинках?

Ответы детей

Воспитатель: Что сказала снежинка, увидев грустного щенка? Что ответил щенок?

Ответы детей

Воспитатель: Ребята, хотите тоже стать снежинками и помочь щенку? Произнесем волшебные слова.

Физминутка «Снежинки»

Кружатся снежинки

В воздухе морозном,

Падают на землю

Кружевные звезды.

Вот одна упала

На мою ладошку:

-Ой, не тай снежинка,

Подожди немножко.

Воспитатель: Кто хочет рассказать, а поможет  схема «Круговорот воды в природе.

Ответы детей

Воспитатель: Теперь щенок знает, что такое снег и откуда берутся снежинки. Как вы думаете наша сказка окончена? Какими словами сказку можно закончить?

Интересная у нас получилась сказка. Кто хочет рассказать всю сказку?

Ответы детей (1-2 ребенка)

Воспитатель: Ребята, а что случится со снежинкой весной? Что же мы можем сделать, чтобы щенок снова не расстроился?

Ответы детей

Воспитатель: Хотите стать волшебниками?

Игра «Преврати снежинку» (стоя около мольберта)

Воспитатель: Выберите сами какие картинки использовать для качеств. Расскажите, какая необычная снежинка получилась.

Ответы детей

Воспитатель: Как много мы успели сделать сегодня: и сказку сочинили, и снежинками были, и волшебниками. Что вам понравилось больше всего на занятии? Почему?  Что запомнилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект разучивания стихотворения "Подснежник" Александрова

Дети знакомясь с явлениями природы весной. учат стихотворение...

"УНДИНА" фея воды - экологическая сказка для детей средней группы. "РУЧЕЁК"- стихотворение экологического содержания. "УНДИНА"- экологическая сказка для детей младшей группы. Подмосковье г.Красногорск 2017г.

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА«УНДИНА»(средняя группа)       Жила-была на свете фея водной стихии, дух воды - Ундина. В те времена везде на Земле была только вода. И бы...

Конспект заучивания стихотворения в старшей группе. Стихотворение Е. Благининой «Посидим в тишине»

Конспект заучивания стихотворения в старшей группе.Стихотворение Е.Благининой "Посидим в тишине"...

Конспект заучивания стихотворения в старшей группе. Стихотворение Е. Благининой " Посидим в тишине".

Конспект заучивания стихотворения Е. Благининой " Посидим в тишине" в старшей группе....

Конспект заучивания стихотворения в старшей группе. Стихотворение Е. Благининой " Посидим в тишине"

Конспект заучивания стихотворения в старшей группе.Стихотворение Е. Благининой " Посидим в тишине"Цель: Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение.Задачи: - Раз...