методическая разработка
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Гишварова Альбина Адгамовна

В играх с куклой зарождается сюжетно- ролевая игра, когда ребенок использует взятую на себя роль. Игры с куклой удовлетворяют познавательную активность детей. Они играют во все то, что встречается в жизни. Играя,ребенок копирует взаимоотношения людей и усваивает законы общества, в которых живет. Поэтому куклы являются главными игрушками, способствующими социализации детей. У малышей развивается речь, мелкая моторика рук (разные виды застежек, шнуровки, липучки, и закрепляются знания об одежде: форма, цвет, назначение, функциональная часть, совершенствуются знания о ткани (плотность, фактура, назначение, свойства)и т. д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_kukla.docx586.83 КБ

Предварительный просмотр:

Кукла — это радость, кукла — это сказка,
      Кукла — это детство, что вернётся вдруг...,
С куклой очень дружат и любовь и ласка.
Кукла — это значит доброта вокруг.

Тема: «Кукла Катя в сезонной одежде»

Направленность: Образовательная деятельность, режимные моменты, дидактические игры с ней проходят более интересно, ярко, содержательно, весело, и конечно, познавательно. В играх с куклой зарождается сюжетно- ролевая игра, когда ребенок использует взятую на себя роль. Игры с куклой удовлетворяют познавательную активность детей. Они играют во все то, что встречается в жизни. Играя, ребенок копирует взаимоотношения людей и усваивает законы общества, в которых живет. Поэтому куклы являются главными игрушками, способствующими социализации детей. У малышей развивается речь, мелкая моторика рук (разные виды застежек, шнуровки, липучки, и закрепляются знания об одежде: форма, цвет, назначение, функциональная часть, совершенствуются знания о ткани (плотность, фактура, назначение, свойства)и т. д. Дидактическая кукла поможет ребенку развиваться и обучаться в игре. Ребенок узнает, какую одежду необходимо одевать осенью, зимой, летом и весной и сам научиться одевать куколку по сезону.

Предпосылки:  Кукла  Катя в сезонной одежде является многофункциональным и очень легким в использовании дидактическим пособием. Значение куклы в раннем  возрасте невозможно переоценить. Кукла в групповой комнате творит чудеса: она веселит, обучает, развивает, воспитывает.

Вид: дидактическое пособие по  развитию речи.

Предназначение: для детей второго раннего возраста.

Актуальность: Пожалуй, самая главная игрушка для детей всех возрастов — это кукла.

В куклы дети играли всегда, причем не только девочки, но и мальчики. Разнообразие кукол столь велико, что его трудно привести в какую-то систему, дать классификацию или типологию кукольного мира. Куклы отличаются по материалу и сложности изготовления, по внешнему виду и своей роли в игре. Куклы могут быть сделаны из самого разного материала. Они бывают тряпичными, пластмассовыми, фарфоровыми, резиновыми, деревянными, пластиковыми и пр. Бывают разного размера — от крохотных пупсиков до огромных "девиц", ростом с 5-летнего ребенка. Куклы могут изображать людей всех возрастов: младенцы, малыши, дети-дошкольники. И, наконец, они могут различаться по характеру, что собственно и определяет суть игры и роль самой куклы в этой игре. Кукла по сути своей — отражение образа человека. Для каждого ребенка она является той игрушкой, которая больше всего вызывает и оживляет представление о его собственной человеческой сущности. Играя с куклами, ребенок включается в мир людей: в игре он отражает свой опыт, в особенности то, что его волнует, воспроизводит действия знакомых людей или сказочных персонажей, вкладывает в уста куклы, свои слова, мысли, переживания, через куклу в душу и в сознание ребенка проникают представления о человеке — красивом и некрасивом, хорошем и плохом, добром и злом.

Кукла выполняет важную функцию в процессе человеческой социализации. Каждое поколение, развиваясь из своего детства, своего культурного типа и одновременно преодолевая его, оставляет в наследство другому поколению «куклу-знак». Разнообразие ролей, приписываемых кукле, бесконечно.

Выбранная тема показалась нам интересной потому, что кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Кукла обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим нравственному воспитанию детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнёром по общению в игре. Через игры с куклами дети входят в жизнь полноправными членами общества.

Цель: познакомить с предметами одежды, ее деталями и предназначением.

Задачи:

Образовательные:

Способствовать развитию речи как средства общения.

Активизировать  и обогащать словарь детей:

  • существительными, обозначающими названия одежды, обуви ,головного убора;
  • глаголами, обозначающими трудовые действия(снимать- надевать, брать-класть);
  • прилагательными, обозначающими цвет, величину;
  • наречиями(холодно, тепло, жарко);

Формировать  умение выбирать заданные предметы из общей группы; понимать и выполнять поручения;

Развивающие:

Развивать словарный запас по теме(зимняя, весенняя, летняя, осенняя)

Развивать связанную речь;

Развивать мелкую моторику;

 Воспитательные:

Воспитывать детей к порядку, бережливости, аккуратно.

Ожидаемый результат: 

Развитие устойчивого интереса к куклам;

Проявление , заботы, бережного отношения к сезонной одежде;

Развитие речевой активность детей в разных видах деятельности;

Развитие мелкой моторики;

Знание детьми стихов, песенок о временах года, сюжетно-ролевых игр с куклами;

Описания пособия:

 Куколка имеет приятную внешность, черты лица аккуратно и тщательно детализированы, особенно выразительны голубые глаза с пушистыми ресницами. У куклы есть свой гардероб, который можно надевать в зависимости от целей .Одежду куклы можно снимать, переодевая её в другой сезонный наряд.  (наряд хранится в коробках)

У куклы есть набор одежды по временам года:

1. Весна: куртка, берет, штанишки, сапожки.

2. Лето: сарафан, блузка, сандалии, бриджи.

3. Осень: плащ, шапка, платок, сапоги,штанишки;

4. Зима: штанишки, кофта, пуховик, шапка, шарф, варежки, валенки.

Переодевая куклу, ребёнок стимулирует развитие моторики и тактильных ощущений, трогая пальчиками разные виды тканей и знакомясь с устройством разного вида застёжек: завязок, молнии, пуговичек.  

В сумочке и ступе хранится разнообразный дидактический материал, предназначенный для развития мелкой моторики, а также сенсорики, счёта, речи: разноцветные бельевые прищепки (тугие и слабые)

Этапы работы:

  • Первый этап – подготовительный. 

 Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме;

Определение цели и задач разработки;

Составление плана работы над проектом. Учитывается мнение всех родителей;

  • Второй этап – основной. 

Подбор дидактических и развивающих игр по теме «Кукла Катя в сезонной одежде»;

Изготовление практического материала по теме.

  • Третий этап – заключительный. 

Обобщение результатов разработки;

Основные достоинства :

Кукла учит, воспитывает, развивает, дарит положительные эмоции ребенку. Работая с куклой, говоря за нее, ребенок по-иному относится к своей собственной речи. Куклу можно использовать как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях, в любых видах деятельности: игровой, трудовой, художественной, в соответствии с лексической темой и в режимных моментах. Ее можно применять и как тренажер для развития мелкой моторики рук, и в игровых ситуациях сюжетно -ролевых игр: «Семья», «Больница» и др.

Список использованных источников и литература:

  • Фомичева М.Ф. Воспитание у детей правильного

произношения: Практикум по логопедии. – М.: Просвещение, 1989.

  • Интернет.

Приложения 1

Знакомство

Вот Катя  наша говоруша,

Интересная игрушка!

Можно с нею поиграть,

И одежду ей менять.

А у куклы сумка есть,

Вызывает интерес.

Эта сумка не простая,

А волшебная, все знают.

Кукла будет всех учить,

Чистоговорки повторять(Папка 1)

И научит всех подряд

Как красиво  говорить.

А еще есть супер пазлы

Детки будут рады

Пазлы будут собирать

Моторику развивать(Папка 2)

Детки еще любят

Звуки издавать,

Будут по картинкам

Животных изображать,

Маму и детенышей

Правильно называть(Папка 3)

(Картинки, пазлы, чистоговорки хранятся в папках, а Кукла Катя будет их приносить отдельно в сумочке)

Приложение 2

Варианты некоторых игр с куклой.

Игра «Оденем куклу по сезону»

Цель. 

Формировать навык последовательных действий одевания на прогулку. 

 Продолжать учить детей запоминать и называть предметы сезонной одежды, знать ее назначение.

Воспитывать аккуратность, бережное отношение к одежде; желание заботиться о кукле.

Ход игры.

Воспитатель сообщает детям о том, что кукла Катя уже позавтракала и хочет гулять. Подводит детей к выводу: «Надо куклу одеть на прогулку».

Воспитатель. На улице холодно. Куклу Катю надо одеть тепло. Какую одежду надо надеть на куклу? (Теплую.)

 Показ и рассматривание одежды.

Педагог показывает детям предметы  одежды, называет их, рассказывает о цвете, обращает внимание на детали одежды (карманы, рукава, воротник, отделку).

Последовательное одевание куклы на прогулку.

Д/и «Солнышко».

Цель: развитие артикуляционной моторики; формирование направленной воздушной струи.

Воспитатель говорит, что у Ягуши есть волшебная сумочка, на ней все предметы оживают. Воспитпель предлагает ребенку «разогнать» тучи на небе, подув на них. 

Д/и «Божья коровка».

Цель игры: развитие направленной воздушной струи.

На цветочек на ступе логопед сажает божью коровку и предлагает ребенку подуть на нее, чтобы божья коровка отправилась в полет.

 

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение детский сад №6

г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостана

Методическая разработка

Образовательная область: «Речевое развитие»

Раздел: Развитие речи

Тема: Кукла Катя в сезонной одежде

Возрастная группа: группа раннего возраста

 

Выполнила: Гишварова А.А.  

Туймазы 2020

D:\Desktop\lcx8GGZpNVg.jpgКУКЛА – ЗИМА                                         Описание: D:\Desktop\ePJN1HJ4B2k.jpg

КУКЛА-ВЕСНА

Описание: D:\Desktop\2OWOx3QpUiQ.jpg

КУКЛА - ОСЕНЬ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка Методическая разработка. Стенд – приветствие «Капельки» своими руками. Пояснительная записка

Методическая разработка.Стенд – приветствие «Капельки» своими руками.Пояснительная запискаСтенд оформлен как приветствие группы (визитная карточка группы) под названием «Капельки». Изображение с...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Методическая разработка ( для старшего дошкольного возраста) по теме: Методическая разработка диагностики вокальных способностей.

В данной разработке представлен материал, помогающий прослеживать развитиевокальных способностей: таблица-диагностика + критерии....

Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»Методическая разработка. НОД по нетрадиционному рисованию в подготовительной группе «Летние превращения»

Дети с самого раннего возраста пытаются отразить свои впечатления об окружающем мире в своём изобразительном творчестве. Моя работа заключается в использовании нетрадиционных техник в рисовании. Рисов...

Номинация: «Методические разработки по модулю, разделу преподаваемого предмета (дисциплины, модуля), по тематике воспитательного мероприятия». Методические разработки по теме недели: «Зимующие птицы».

Данные методические разработки созданы на основе основной образовательной программы дошкольного отделения Одоевской средней школы, федеральных государственных стандартов дошкольного образования, приме...