Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
Тема: Предложение. Слово.
Цель: дать практическое представление о предложении
Задачи:
1) коррекционно-образовательные:
- дать понятие о предложении на практическом уровне;
- формировать умение определять количество предложений в тексте, количество слов в предложении;
- познакомить со схемой предложения: с условным обозначением первого слова в предложении и точкой в конце предложения;
- упражнять в составлении схем предложений
2) коррекционно-развивающие:
- развивать словесно-логическое мышление;
- развивать мелкую и общую моторику, внимание
3) коррекционно-воспитательные:
- воспитывать интерес к занятию, к заданиям;
- воспитывать навык отвечать на заданные вопросы
Оборудование:
конверт с письмом и сюжетной картинкой, полоски-символы для составления схемы предложения на каждого ребенка, ноутбук (музыка для физминутки), маркер, доска
Ход занятия:
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Когда я шла к вам в группу, встретила почтальона. Он передал мне конверт с письмом. Хотите узнать, что написано в письме? (да)
- Здесь не только письмо, но еще и картинка. Смотрите на картинку и слушайте рассказ.
(достаю картинку – на доску, читаю письмо)
Наступила весна. Снег начал таять. В лесу распускаются подснежники. Птицы прилетают с юга. Девочки пошли гулять по лесу. Какая чудесная погода.
- Ребята, что я прочитала? (рассказ)
- Придумайте название к этому рассказу. (ответы детей)
2. Понятие о предложении
- Любой рассказ, сказка, вся наша речь - состоят из предложений.
- А из чего состоят предложения? (из слов)
- Послушайте меня: птицы, прилетать, с, юг. Получилось предложение?
(нет, вы сказали слова)
- Что нужно сделать со словами, чтобы получилось предложение? (???)
- Слова нужно подружить между собой, тогда получится предложение.
- Птицы, прилетать, с, юг. Я подружила слова? Получилось предложение? (нет)
- Птицы прилетают с юга. Теперь слова подружились? (да)
- Получилось предложение. Из предложения мы всегда узнаем о ком или о чем идет речь.
- О ком первое предложение? (о птицах)
- Что мы узнали о птицах? (что они прилетают с юга)
- В, лес, распускаться , подснежник - это предложение?
- Максим, подружи слова между собой. (В лесу распускаются подснежники)
- Получилось предложение. О чём это предложение? (о подснежниках)
- Что мы узнали о подснежниках? (что они распускаются)
- Девочки пошли гулять по… – Это предложение? (нет, оно не закончено)
- Полина, закончи предложение. (Девочки пошли гулять по лесу.)
- Итак, в предложении всегда должна быть законченная мысль, слова в предложении должны дружить.
3. Определение количества предложений в тексте.
- Скажите, а можно сосчитать, сколько предложений в рассказе?
- Я прочитаю письмо еще раз. Вы будете считать количество предложений и загибать пальчики. (читаю рассказ, дети считают количество предложений – 6).
Наступила весна. Снег начал таять. В лесу распускаются подснежники. Птицы прилетают с юга. Девочки пошли гулять по лесу. Какая чудесная погода.
- Как вы догадались, что в рассказе шесть предложений? (вы делали паузы).
4. Физминутка. – «» - под музыку
5. Игра «Умный магнитофон»
- Скажите, ребята, а вы можете запомнить все предложения в рассказе?
- Поиграем в игру «Умный магнитофон».
- Вы «запишите» сначала первое предложение, потом второе и т.д.
А когда я скажу: «Включай магнитофон» и покажу на кого-то из вас, вы вспомните и повторите «записанные» предложения. А вместе получится рассказ про весну.
Наступила весна. Снег начал таять. В лесу распускаются подснежники. Птицы прилетают с юга. Девочки пошли гулять по лесу. Какая чудесная погода.
(Дети выполняют задание: запоминают, затем воспроизводят предложения.)
- Максим, включай магнитофон, повтори первое предложение? (Наступила весна.)
- Полина, включай магнитофон, повтори второе предложение? (Снег начал таять.)
- Артем, включай магнитофон, повтори третье предложение? (. В лесу распускаются подснежники.)
- Толик, включай магнитофон, повтори четвертое предложение? (Птицы прилетают с юга.)
- Кто запомнил 5ое предложение? включай магнитофон, повтори пятое предложение? (Девочки пошли гулять по лесу.)
-Кто запомнил 6ое предложение? Включай микрофон, повтори шестое предложение?( Какая чудесная погода.)
6. Анализ предложения. Знакомство с его графическим изображением
- Максим, повторит первое предложение еще раз. (повторяет).
- Сколько слов в этом предложении? (два)
- Толик, назови первое слово в предложении, назови второе слово.
- Я сейчас черточками запишу это предложение на доске. Каждая черточка будет обозначать слово. Сколько слов в предложении, столько черточек в нашей схеме.
А теперь поделюсь с вами тремя секретами.
1. Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы. В схеме мы большую букву покажем уголком.
2. В конце предложения всегда ставится точка.
3. Между словами в предложении должен быть пробел.
- А сейчас я посмотрю, как вы запомнили мои секреты.
- Полина, повтори второе предложение из рассказа. (повторяет).
- Сколько слов в этом предложении? (три)
- Артем, назови первое слово, назови второе, третье слово.
- У вас на столах лежат полоски-символы. Положите перед собой столько полосок, сколько в предложении слов. Покажите в схеме начало и конец предложения.
(аналогичная работа с остальными предложениями)
7. Итог занятия
- Ребята, что я принесла в конверте? (рассказ.)
- Из чего состоит рассказ? (из предложений.)
- Из чего состоит предложение? (из слов)
- С какой буквы начинается предложение? Как мы это покажем в схеме?
- Что ставим в конце предложения?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"
МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»
Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Красивой речи"
Цель: закрепить навыки правильного звукопроизношения.Задачи:Обучающие:- закрепить и обобщить знание детей об антонимах;- обогащать словарный запас.Развивающие:- развивать связную речь, навыки речевого...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе: «Путешествие в страну Красивой Речи»
Задачи: ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой речи»
Цель: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, мышление.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы....