Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Желвицкая Дарья Алексеевна

Тема : "Предложение,слово"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_sostavleniyu_predlozheniy.docx17.43 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Тема: Предложение. Слово.

Цель: дать практическое представление о предложении

        

Задачи:

1) коррекционно-образовательные:

  • дать понятие о предложении на практическом уровне;
  • формировать умение определять количество предложений в тексте, количество слов в предложении;
  • познакомить со схемой предложения: с условным обозначением первого слова в предложении и точкой в конце предложения;
  • упражнять в составлении схем предложений

2) коррекционно-развивающие:

  • развивать словесно-логическое мышление;
  • развивать мелкую и общую моторику, внимание

3) коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать интерес к занятию, к заданиям;
  • воспитывать навык отвечать на заданные вопросы

Оборудование:

конверт с письмом и сюжетной картинкой, полоски-символы для составления схемы предложения на каждого ребенка, ноутбук (музыка для физминутки), маркер, доска

Ход занятия:


1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Когда я шла к вам в группу, встретила почтальона. Он передал мне конверт с письмом. Хотите узнать, что написано в письме? (да)

- Здесь не только письмо, но еще и картинка. Смотрите на картинку и слушайте рассказ.

(достаю картинку – на доску, читаю письмо)

Наступила весна. Снег начал таять. В лесу распускаются подснежники. Птицы прилетают с юга. Девочки пошли гулять по лесу. Какая чудесная погода.

- Ребята, что я прочитала? (рассказ)

- Придумайте название к этому рассказу. (ответы детей)


2. Понятие о предложении
- Любой рассказ, сказка, вся наша речь - состоят из предложений.

- А из чего состоят предложения? (из слов)

- Послушайте меня: птицы, прилетать, с, юг. Получилось предложение?

(нет, вы сказали слова)

- Что нужно сделать со словами, чтобы получилось предложение? (???)

- Слова нужно подружить между собой, тогда получится предложение.

- Птицы, прилетать, с, юг. Я подружила слова? Получилось предложение? (нет)

- Птицы прилетают с юга. Теперь слова подружились? (да)

- Получилось предложение. Из предложения мы всегда узнаем о ком или о чем идет речь.

- О ком первое предложение? (о птицах)

- Что мы узнали о птицах? (что они прилетают с юга)

- В, лес, распускаться , подснежник - это предложение?

- Максим, подружи слова между собой. (В лесу распускаются подснежники)

- Получилось предложение. О чём это предложение? (о подснежниках)

- Что мы узнали о подснежниках? (что они распускаются)

- Девочки пошли гулять по… – Это предложение? (нет, оно не закончено)

- Полина, закончи предложение. (Девочки пошли гулять по лесу.)

Итак, в предложении всегда должна быть законченная мысль, слова в предложении должны дружить.

3. Определение количества предложений в тексте.
- Скажите, а можно сосчитать, сколько предложений в рассказе?

- Я прочитаю письмо еще раз. Вы будете считать количество предложений и загибать пальчики. (читаю рассказ, дети считают количество предложений – 6).

Наступила весна. Снег начал таять. В лесу распускаются подснежники. Птицы прилетают с юга. Девочки пошли гулять по лесу. Какая чудесная погода.

- Как вы догадались, что в рассказе шесть предложений? (вы делали паузы).

4. Физминутка. – «» - под музыку

5. Игра «Умный магнитофон»

- Скажите, ребята, а вы можете запомнить все предложения в рассказе?

- Поиграем в игру «Умный магнитофон».

- Вы «запишите» сначала первое предложение, потом второе и т.д.

А когда я скажу: «Включай магнитофон» и покажу на кого-то из вас, вы вспомните и повторите «записанные» предложения. А вместе получится рассказ про весну.

Наступила весна. Снег начал таять. В лесу распускаются подснежники. Птицы прилетают с юга. Девочки пошли гулять по лесу. Какая чудесная погода.

 (Дети выполняют задание: запоминают, затем воспроизводят предложения.)

- Максим, включай магнитофон, повтори первое предложение? (Наступила весна.)

- Полина, включай магнитофон, повтори второе предложение? (Снег начал таять.)

- Артем, включай магнитофон, повтори третье предложение? (. В лесу распускаются подснежники.)

- Толик, включай магнитофон, повтори четвертое предложение? (Птицы прилетают с юга.)

- Кто запомнил 5ое предложение? включай магнитофон, повтори пятое предложение? (Девочки пошли гулять по лесу.)

-Кто запомнил 6ое предложение? Включай микрофон, повтори шестое предложение?( Какая чудесная погода.)

6. Анализ предложения. Знакомство с его графическим изображением

- Максим, повторит первое предложение еще раз. (повторяет).

- Сколько слов в этом предложении? (два)

- Толик, назови первое слово в предложении, назови второе слово.

- Я сейчас черточками запишу это предложение на доске. Каждая черточка будет обозначать слово. Сколько слов в предложении, столько черточек в нашей схеме.

А теперь поделюсь с вами тремя секретами.

1. Первое слово в предложении всегда пишется с большой буквы. В схеме мы большую букву покажем уголком.

2. В конце предложения всегда ставится точка.

3. Между словами в предложении должен быть пробел.

- А сейчас я посмотрю, как вы запомнили мои секреты.

- Полина, повтори второе предложение из рассказа. (повторяет).

- Сколько слов в этом предложении? (три)

- Артем, назови первое слово, назови второе, третье слово.

- У вас на столах лежат полоски-символы. Положите перед собой столько полосок, сколько в предложении слов. Покажите в схеме начало и конец предложения.

(аналогичная работа с остальными предложениями)


7. Итог занятия
- Ребята, что я принесла в конверте? (рассказ.)
- Из чего состоит рассказ? (из предложений.)

- Из чего состоит предложение? (из слов)

- С какой буквы начинается предложение? Как мы это покажем в схеме?

- Что ставим в конце предложения?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Путешествие в страну Красивой речи"

Цель: закрепить навыки правильного звукопроизношения.Задачи:Обучающие:- закрепить и обобщить знание детей об антонимах;- обогащать словарный запас.Развивающие:- развивать связную речь, навыки речевого...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие,  внимание, память, мышление.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы....