Дидактические игры на развитие словаря у детей младшего возраста
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

Холина Екатерина Александровна

Дидактические игры можно проводить на занятиях со всей группой, с подгруппой и индивидуально с каждым ребёнком. Игры планируются заранее. Определяется программная задача, продумывается оборудование игры (раздаточный материал). Продумывается словарная работа (напоминается, уточняется, закрепляется). Также продумывается организация проведения игры (за столом, на ковре, на улице, в зависимости от того какой материал используется). Кого с кем из детей посадить (сильный со слабым). Дидактическая игра – это обучающая игра, в ней обязательно будут образовательные задачи, но она должна оставаться игрой. Необходимо использовать в игре правильную интонацию, продумать, как заинтересовать игрой детей, можно использовать песни, хороводы. В конце игры итог не подводятся, но для себя воспитатель записывает полученные результаты. Игры по формированию словаря дошкольников могут проводиться в подгрупповой и индивидуальной форме, а также, как часть непосредственно образовательной деятельности. В начале игры необходимо заинтересовать детей, далее идёт объяснение, а затем идёт выполнение необходимых действий детьми. Воспитатель должен контролировать, чтобы в игре выполнялись поставленные задачи, игры от начала до конца полностью проводит воспитатель. Игру лучше проводить в разных вариантах. Воспитатель должен заранее (для словестной игры) подобрать слова на случай затруднения детей.

Данные разработанные игры будут способствовать развитию словаря, повышению внимания, речевой активности, позволять предоставлять информацию в привлекательной форме, будут многофункциональными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_na_razvitie_rechi.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

Название игры

Цели

Описание

Предметно-развивающая среда

«Накроем стол к чаю»

1. Активизация словаря. Ввести в словарь детей названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. Учить называть предметы посуды, знакомить с назначением посуды.

2. Связная речь. Учить отвечать на вопросы о назначении посуды.

3. Обобщение. Дать обобщающее понятие «посуда».

Взрослый объясняет, что к кукле пришли гости (мишка и зайка). Поэтому нужно накрыть стол к чаю. Ребенок выполняют поручения взрослого: поставь в середину стола хлебницу, рядом поставь чашки с блюдцами и положи чайные ложки. Что можно пить из чашки?

Центр сюжетно - ролевых игр

«Чего не стало?»

1. Активизация словаря. Учить узнавать и называть посуду на картинках.

2. Грамматика. Учить согласовывать прилагательные и существительные (большая (маленькая) чашка, красное (синее) блюдце). 

Развивать зрительное внимание, память.

Ребенок соотносит изображения посуды нарисованной и контуров.

 Центр математического развития

«Чудесная коробка»

1. Активизация словаря. Дать представление о внешнем виде транспортных средств (машина, её части, поезд, самолёт, пароход). Активизировать словарь детей за счёт слов (руль, колесо, кузов, легковая, грузовая, сидение, летит, едет, крылья, вагоны, труба, плывёт).

2. Учить составлять целое из частей.

3. Развивать наблюдательность, учить устанавливать простые связи между предметами и явлениями, делать самостоятельные выводы.

Взрослый по одной достаёт игрушки из коробки. Вместе с ребёнком рассматривает и описывает внешний вид игрушек, уточняет названия частей.

Ребенок складывает изображения транспорта из двух частей.  Для дальнейшего закрепления знаний, предлагается отгадывание загадок о транспорте.

Игровой центр

«Кто живёт во дворе?»

1. Активизация словаря. Ввести в активный словарь детей название домашних птиц и птенцов: петух, курица – цыплёнок, утка – утёнок, гусь – гусёнок.

2. Грамматика. Учить образовывать единственное и множественное число существительных. Курица - куры, гусь – гуси, утка – утки, цыплёнок – цыплята, утёнок – утята, гусёнок – гусята.

3. Связная речь. Побуждать отвечать на вопрос предложением, используя местоимение Я и глаголы, обозначающие действия, изображённые на картинках.

Ребенок рассматривает картинки с изображением курицы, петуха, утки, гуся. Потом подбирает каждой птице птенцов.

От утки, курицы, гусыни убежали птенцы. Кто же убежал от курицы? Ребенок находит картинку - цыплята. Находят птенцов для других птиц.

Ребенок рассматривает картинку с изображением курицы и цыплёнка, далее задаются вопросы по картинке: кто здесь нарисован? Что делает цыплёнок?

Центр природы.

«Опасные предметы»

Расширять предметный и глагольный словарный запас по теме.

Ребенок показывает Буратино опасные предметы и рассказывает, чем они опасны. Каждый ребенок демонстрируют свою картинку, рассказывает, чем она опасна. Буратино в конце игры не забывает поблагодарить детей за рассказ.

Зона безопасности

«Горит – не горит»

формировать представления детей о ситуациях, которые можно назвать «чрезвычайными»; активизация предметного словаря.

Дети по очереди берут картинку, объясняют, горит данный предмет или нет.

Выигрывает тот, кто правильно расскажет о большем количестве предметов.

Зона безопасности

 «Бабочка и гриб»

Изменение глагола с помощью приставки.

Бабочка к грибочку… (подлетела).

Бабочка вокруг гриба... (облетела).

Бабочка через гриб… (перелетела).

Бабочка от гриба… (отлетела) и в лес …(улетела).

Центр природы

«Один – много»

учить детей образовывать множественное число имен существительных.

Карточки с изображением в единственном и множественном числе

Центр сенсорного развития

«Какая погода»

образование качественных прилагательных.

Если идет дождь – дождливая;

дует ветер – ветреная;

…тучи на небе – пасмурная;

… лужи кругом – сырая;

… солнышко светит – солнечная, ясная.

Центр природы

«Назови ласково»

Учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Дом – домик; улица — улочка, город — городок, магазин — магазинчик, мост — мосток, сквер — скверик, двор — дворик.

Центр сюжетно - ролевых игр

«Кто в домике живет?»

Закрепление умения употреблять уменьшительную форму существительных в единственном числе.

Предложить детям изображения большого дома и маленького домика. У каждого ребенка несколько карточек с изображением предметов разной величины.

Центр сенсорного развития

«Назови часть целого»

формировать умение выделять и называть части предметов и объектов.

Дом - … (крыша, окно, дверь, крыльцо…);

Машина - … (колеса, фары, руль…);

Велосипед …(руль, два колеса, рама, педали);

Игровой центр

«Большое – маленькое»

учить детей образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

В группе большой шкаф, а у куклы Кати маленький… (шкафчик);

У тебя дома большой диван, а у куклы Кати маленький …(диванчик);

У дедушки большая кровать, а у куклы Кати маленькая …(кроватка);

Центр сюжетно - ролевых игр

«В магазине игрушек»

Расширять и активизировать словарный запас детей, умение использовать предлоги для обозначения пространственного положения предметов

"Что где находится? "

Предложить ребенку определить, что находится справа, слева, вверху, внизу от мишки, мячика и т. д.

Центр сюжетно - ролевых игр

«Кто больше знает вежливых слов?»

Упражнять детей в произношении вежливых слов, активизировать словарь по данной теме.

Педагог предлагает узнать, кто больше всех знает вежливых слов и выражений.

Если ребенок отвечает правильно, то делает шаг вперед после ловли мяча. Выигрывает тот, кто первый дойдет до воспитателя.

Игровой центр

«Говори наоборот»

развитие мышления, активизация словарного запаса, учить детей подбивать и называть антонимы- прилагательные.

воспитатель кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

веселый — грустный

быстрый — медленный

Игровой центр

«Кто где живет?»

Активизировать в речи слова, обозначающие названия животных и птиц, их жилищ. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».

Дети по очереди называют животное или птицу, подбирают и называют его жилище.

Воробей живет в гнезде. Медведь – в берлоге. Волк – в логове. Скворец – в скворечнике.

Центр природы

«Кто где живет?» (птицы)

Уточнить и расширить знания детей о птицах, местах их обитания. Расширение словаря по теме.

Воспитатель раздает каждой паре конверт с карточками с изображением птиц. Дети должны определить место обитания этих птиц и расположить их под соответствующими моделями

Центр природы.

«Кто как голос подает?»

развивать речь детей, обогащать и активизировать глагольный словарь по теме.

Воспитатель поочередно бросает мяч детям, называя животных. Дети, возвращая мяч, должны правильно ответить, как то или иное животное подает голос: корова – мычит, тигр – рычит.

Центр природы

«Найди себе пару»

учить детей из имен существительных единственного числа образовывать форму множественного числа. Активизировать словарь по данной теме.

Первая команда получает картинки с изображением одного животного, а вторая – нескольких. Ребенок из первой команды говорит: «У меня лиса». Ребенок из другой команды – «У меня лисы». Эти дети стоят рядом.

Центр природы

«Рыба, птица, зверь»

активизация словаря, переключение внимания с одного предмета на другой.

Группе детей воспитатель показывает картинки с изображением птиц, рыб и зверей.

Центр природы

«Прятки»

развитие зрительного внимания. Закрепление умения употреблять предлоги «за», «над», «под», «в». Формирование пространственных представлений.

Педагог показывает картинку: «Ребята, мы с вами на поляне. На ней спрятались различные насекомые. Сейчас мы будем находить их, называть само насекомое и говорить, где оно находится. Говорить нужно полным предложением. Например: «Я вижу бабочку. Она сидит на цветке.»

Центр природы

«Куда спряталась мышка?»

учить детей находить предмет в пространстве, определяя его местонахождение словами: вверху, внизу, на, под, за, слева, справа.

К нам в гости прибежала мышка, она хочет с вами поиграть. Закройте глазки, а мышка в это время от вас спрячется». Ставлю ее под стол, на шкаф… Дети, открыв глаза, ищут мышку. Найдя ее, ребята говорят, где она находится. Используя слова: наверху, внизу, на, под, слева, справа.

Центр природы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра «Чудесное лукошко» ( для детей младшего возраста).

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры с природным материалом. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всест...

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры «Накормите медвежат» ( для детей младшего возраста).

Мастер-класс по изготовлению дидактической игры  "Накормите медвежат" для детей младшего дошкольного возраста....

Дидактические игры на развитие у детей младшего дошкольного возраста конструктивных способностей.

Данный материал может быть полезен, как воспитателям ДОУ так и родителям. Дидактические игры будут способствовать развитию у детей конструктивных способностей: способов сранения, соотношения предметов...

Дидактические игры по развитию речи детей младшего возраста

Дидактическая игра развивает речь детей: пополняет и активизирует словарь, формирует правильное звукопроизношение, развивает связную речь, умение правильно выражать свои мысли.В данной картотеке ...

Дидактическая игра «Мастерим бусы» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете и величине, положении в пространстве. Значение с

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете и величине, положении в пространстве. Значение сенсорного раз...

Дидактическая игра по развитию речи детей младшего дошкольного возраста "Колобок - румяный бок"

Дидактическая игра по развитию речи детей младшего дошкольного возраста «Колобок — румяный бок» представляет собой макет русской народной сказки «Колобок». Цель игры...

Дидактические игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста (1 младшая группа, 2 младшая группа)

Речь – это одно из важнейших приобретений в жизни человека. Именно приобретений, потому что речь не дана нам от рождения. Должен пройти какой-то временной промежуток, чтобы ребенок начал произно...