Конспект занятия по развитию речи «Увидел скворца – знай: весна у крыльца»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект занятия по развитию описательной речи с использованием мнемотехники для детей подготовительной группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия с использованием мнемотехники. | 135.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Составление описательного рассказа на тему
«Увидел скворца – знай: весна у крыльца»
(подготовительная группа)
Обучающие задачи:
- закрепить знания детей о весне, о перелетных птицах;
- формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы;
- упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели.
Развивающие задачи:
- развивать умение детей соотносить знаковые символы с образами;
- продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление.
Воспитательные задачи:
- воспитывать доброе отношение к птицам, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей – пожалеть, помочь, утешить;
- приучать детей к выполнению элементарных правил культуры поведения.
Наглядный материал, картина «Скворцы», аудиокассета «Голоса птиц», маски-ободки черного цвета – с черными клювиками для девочек, с желтыми клювиками для мальчиков. Маска скворчихи для воспитателя, игрушка-кошка, игрушка-скворец (или вырезанный из картона). Листочки с пустыми окружностями, чтобы дети их заполняли, составляя схемы-модели, на всех детей и для воспитателя, фломастеры – на всех детей. Маленькая картинка «Скворец и скворечник». Разные кормушки для птиц, слою «школа» на бумаге (висит на стене с начала занятия).
Предварительная работа:
- чтение рассказа И. Соколова-Микитова «Скворцы»;
- разучивание поговорок, пословиц, народных примет о весне, о птицах;
- разучивание стихотворения с одним из детей;
- рассматривание открыток, книг, альбома «Перелетные птицы»;
- загадывание загадок о птицах;
- рисование и лепка птиц;
- прослушивание фонограммы «Перелетные птицы».
Ход занятия
Педагог. Сегодня мы поговорим с вами о весне, о перелетных птицах. Послушайте стихотворение о весне.
Взгляните, как стало красиво вокруг:
Уже зеленеют деревья и луг.
Пришла к нам веселая гостья весна,
И все пробудилось от зимнего сна.
Закройте глазки и представьте, что мы очутились в лесу. Звучит фонограмма «голоса птиц».
Педагог. О чем поют птицы? Чему они радуются?
Педагог достает игрушку-скворца и далее говорит за него.
Педагог. Ой, посмотрите, к нам залетел Скворец, но он такой печальный, грустный. Что с ним случилось? Скворец говорит, что он прилетел с юга и не может найти свой домик- скворечник – забыл, какой он. Нашел Скворец маленький домик из коробки, но боится поселиться в нем.
Педагог показывает детям кормушку из коробки.
Педагог. Давайте, ребятки, поможем Скворцу и расскажем, почему птицам нельзя жить в домике из коробки.
Педагог. А в каком домике лучше жить?
Педагог. А почему?
Педагог. Тебе, Скворец, нужно найти вот такой домик-скворечник.
Педагог показывает картинку «Скворец и скворечник».
Скворец. Ребятки, какие вы умные: теперь я знаю, что мне нужно искать деревянный домик-скворечник. Спасибо вам, я полетел.
Педагог. Я очень рада, что вы правильно рассказали Скворцу, какой нужно ему искать домик. Ребятки, а вы хотите узнать о жизни скворцов?
Педагог. Давайте превратимся в маленьких скворчат! Нужно сказать слова:
Я на ножке покручусь –
И в скворчонка превращусь!
Дети кружатся на одной ноге, надевают маски скворчат: с черными клювиками — девочки, с желтыми клювиками — мальчики.
Педагог. Дважды покружилась – и в маму-скворчиху превратилась!
Педагог надевает маску скворчихи.
Педагог. Теперь я мама-скворчиха, а вы – мои детки-скворчата. Сегодня я вас буду учить, как правильно летать, добывать червячков из земли, прятаться от дождя и от кошки. Давайте поиграем в игру «Птички и кот». В одной стороне группы – «птички», в другой (в домике) – «кот», роль которого играет ребенок.
Педагог. Птички вылетают из гнезда!
Дети начинают бегать в разных направлениях, имитируя движения птиц, которые показывает педагог.
«Кот» ловит «птичек», которые бегут к своей «маме». Не поймав никого, «кот» возвращается в домик. Игра повторяется 2 раза.
Педагог. Скворчата! Возвращаемся в гнездо. Поиграли немного, а сейчас отправляемся в лесную школу.
«Дети-скворчата» идут за «мамой-скворчихой» и садятся за столы, на которых листы для создания схем-моделей и фломастеры.
Педагог. Дорогие скворчата! Сегодня в нашей школе урок. Назовите перелетных птиц.
Педагог. А почему у вас клювики разного цвета?
Педагог. Я предлагаю вам составить рассказ о птицах. В этом нам помогут наши помощницы – схемы-модели, которые вы сами составите, если правильно ответите на вопросы. А кто у вас папа?
Педагог вывешивает картину «Скворцы». Дети пишут букву «С» в центральном кружочке.
Педагог. Когда прилетают скворцы?
Дети отвечают и рисуют в кружочке №1 солнышко, ручейки, проталинки.
Педагог. Как выглядит скворец, какой он?
Дети отвечают и рисуют в кружочке №2 знак «?»
Педагог. Где устраивают свои гнезда скворцы? И как они их утепляют?
Дети отвечают и рисуют в кружочке №3 скворечник.
Педагог. Как поет скворушка? На пение каких птиц похожа его песенка?
Дети отвечают и рисуют в кружочке №4 головку птички с открытым клювиком, из которого вылетают нотки.
Педагог. Какие скворчихи-мамы? Чему учит мама-скворчиха своих птенчиков?
Педагог. Правильно. За сутки скворец и скворчиха прилетают к гнезду почти двести раз, и каждый раз приносят своим птенцам еду. Мама-скворчиха учит своих скворчат добывать червячков из земли, прятаться от холода и дождя.
Дети пишут в кружочке №5 слово «мама».
Педагог. Какую пользу приносят скворцы людям?
Дети отвечают и рисуют в кружочке №6 контур дерева, землю, внизу точками изображают насекомых.
Педагог. А что полезного вы сделали для птиц?
Дети отвечают и рисуют в кружочке №7 букву «Я» или свое лицо.
Педагог. Какие вы знаете поговорки, народные приметы о птицах? Дети рассказывают поговорки и приметы.
Педагог. А сейчас кто хочет рассказать про птиц?
Составление рассказов детьми.
Педагог. Ребята, смотрите, прилетел Скворец.
Скворец. Я летел мимо и решил спросить: что вы сегодня делали? Что было вам трудно выполнить? А что легко? Как называется домик для скворцов? А для чего всем нужна школа? Дети рассказывают.
Педагог. Молодцы, ребятки, сейчас я знаю, чем занимаются в школе, и постараюсь рассказать своим скворчатам об этом. А еще я хочу сказать «спасибо». Я нашел домик-скворечник для семьи, там тепло и уютно. Приглашаю вас в гости. Я полетел вперед, а вы догоняйте меня.
Скворец «улетает».
Педагог. Мы много узнали о птицах. Мне было легко с вами заниматься. Давайте обратно превратимся в ребяток. Для этого нужно сказать слова:
На одной ножке покрутились –
И в ребяток превратились!
Раз, два, три, четыре, пять – воспитатель я опять!
Все крутятся на одной ножке и снимают маски.
Скворцы
Скворцы прилетают ранней весной из теплых стран, когда на полях лежит снег. Солнышко пригревает землю, появляются первые проталины, везде текут ручейки.
Скворец – красивая крупная птица. Все тело покрыто перьями черного цвета с зеленым отливом. У скворцов прямой длинный клюв: черный – у мамы-скворчихи, а у папы-скворца – ярко-желтый. Клюв помогает скворцу добывать из земли червяков.
Они устраивают свои гнезда в скворечниках и дуплянках, где выводят птенцов-скворчат.
Утепляют свои гнезда сухими травинками, пухом, перышками, мехом, тканью, прутиками. Скворушка очень любит петь, его песенка звонкая, красивая. Она похожа на пение других птиц: ласточки, иволги, жаворонка.
Скворчихи – очень хорошие мамы. Они высиживают яички, кормят своих птенчиков гусеницами, червячками, мошками. Учит их летать, узнавать сигнал опасности, прятаться от холода и дождя.
Скворцы помогают человеку: они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.
Когда становится холодно, скворцы собираются в стаи и улетают в жаркие страны до следующей весны.
Зимой я делаю кормушки для птиц. Подкармливаю их зерном, семечками и хлебными крошками.
Папа-скворец
Я люблю своего папу-скворца. У него красивые черные перышки с зеленым отливом. Прямой длинный клюв желтого цвета. Люди его называют ласково – скворушка. Папа очень любит петь утром и вечером. Его песенка звонкая, радостная. Она похожа на пение других птиц: ласточки, жаворонка. Когда я вырасту, то буду петь как папа.
Конспект занятия взят из учебно-методического пособия Т.Б. Полянской «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Весна идёт — весне дорогу"
Обучение связному последовательному пересказу с наглядной основой в виде графических схем, отражающих последовательность событий....
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Весна идет – весне дорогу»
Развитие творческого воображения, формирование положительно-эмоциального отношения к красоте весенней природы....
Речевое развитие . Подготовительная группа. Тема: "Составление описательного рассказа на тему "Увидел скворца - знай : весна у крыльца".
КТема : Составление описательного рассказа на тему «Увидел скворца - знай : весна у крыльца»Обучающие задачи: - закрепить знания детей о весне, о перелетных птицах; ...
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "Весна идет, весне дорогу".
Возраст: подготовительная к школе группа.Интеграция образовательных областей: социально – коммуникативное, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие.Задачи:Образов...
Конспект занятия по развитию речи в средней группе " Весна пришла - весне дорогу"
Тематическое занятие, направленное за актуализацию знаний о весне и ее приметах....
Конспект НОД по развитию речи средняя группа. «Увидел скворца – знай весна у крыльца».
НОД по развитию речи в средней группе....
Конспект занятия по развитию речи в средней группе " Весна пришла - весне дорогу"
Тематическое занятие, направленное за актуализацию знаний о весне и ее приметах....