«Формирование речевой активности у детей 2-3 лет посредством малых форм фольклора»
статья по развитию речи (младшая группа)
Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_rechevoy_aktivnosti_u_detey_2-3_let_posredstvom_malyh_form_folklora_.docx | 33.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга |
Выступление на педагогическом совете на тему: «Формирование речевой активности у детей 2-3 лет посредством малых форм фольклора» Подготовила воспитатель высшей категории ГБДОУ № 6 Корнева Ирина Александровна |
Санкт-Петербург
2020 г.
«Едва ли можно найти материал более близкий,
затрагивающий интересы и потребности детского возраста,
и поэтому самый занимательный, чет тот, который связан с детским бытом, с повседневной детской жизнью, который возник, вырос и развился из исканий радости детской народной массы. Это - детский фольклор»
Г.С. Виноградов
Слово “фольклор” в буквальном переводе с английского означает народная мудрость.
Фольклор - это создаваемая народом и бытующая в народных массах поэзия, в которой он отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены воззрения, идеалы и стремления народа, его поэтическая фантазия, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о справедливости и счастье. Это устное, словесное художественное творчество, которое возникло в процессе формирования человеческой речи.
Ранний возраст - период активного становления художественного восприятия. Дети широко знакомятся с малыми формами фольклора, начиная с колыбельных песенок, пестушек, потешек, закличек и т.д. Они дают детям уроки на всю жизнь: уроки физической и нравственной чистоплотности (потешка «Водичка, водичка…»). Душевной теплотой и любовью пронизаны все колыбельные песни, пестушки, потешки. Малые формы фольклора формируют у ребёнка чувство принадлежности к своему народу, его культуре, чувству родного языка. Языком фольклора до сознания ребёнка можно донести самые сложные истины, фольклор не позволяет «скатиться к обыденности», не допускает обыденности восприятия, потому что всегда таит в себе подтекст, который открывается не каждому, а лишь тому, кто добрыми глазами смотрит на мир, кто щедр душой и чист совестью. Это, прежде всего, свойственно детям.
Условием развития речевой активности детей раннего возраста в рамках ФГОС. В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счет обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми. Поэтому дети должны быть окружены такой атмосферой, в которой они могут рассматривать, сравнивать, изучать, играть, трудиться и результаты своей деятельности отражать в слове.
Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном детстве. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Детский фольклор - это поэтическое творчество, основной задачей которого является не так развлечение детей, как их обучение. Он предназначается для демонстрации самым маленьким гражданам этого мира сторон добра и зла, любви и несправедливости, уважения и зависти игровым способом. С помощью народной мудрости ребёнок учится различать плохое и хорошее, уважать, ценить и просто познавать мир.
Для создания светлого будущего малыша родители и педагоги объединяют свои усилия и работают в одном русле. Очень важно, чтобы и дома, и в учебном заведении был правильно организован воспитательно-образовательный процесс и помощь детского фольклора в этой ситуации просто необходима.
Давно замечено, что обучение в игровой форме имеет больший успех, чем многие, даже самые оригинальные методики. Народное творчество очень близко детям и, если его правильно подобрать для отдельной возрастной категории, то и очень интересно. С его помощью можно приобщить детей к искусству, народным обычаям и национальной культуре. Велика роль фольклора в повседневном общении детей между собой.
Малые жанры фольклора - это небольшие по объему произведения. Некоторые исследователи дают им определение детский фольклор, поскольку такие произведения входят в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью.
Различают следующие основные виды детского фольклора:
1. Материнская поэзия (поэзия пествования). К этому виду относят колыбельные песни, прибаутки, пестушки.
2. Календарный. Этот вид включает в себя заклички и приговорки.
3. Игровой. В эту категорию входят такие жанры, как считалки, дразнилки, игровые припевы и приговоры.
4. Потешный. К нему относят загадки, пословицы и поговорки, скороговорки, поддевки, небылицы и др.
Материнская поэзия невероятно важна для связи матери и ребенка. Мама не только поёт колыбельные своему малышу перед сном, но и использует пестушки в любой удобный момент: после его просыпания, играя с ним, меняя подгузник, купая. Пестушки и прибаутки обычно несут в себе определенные знания, например о природе, животных, птицах. Вот одна из них:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шёлкова бородушка,
Что ты рано встаёшь,
Голосисто поёшь,
Саше спать не даёшь?
Жанры календарного фольклора обычно несут в себе обращение к живым существам или природным явлениям. Они используются в самых различных играх и считаются особенно эффективными в коллективах. Например, обращение к радуге, которое читается хором:
Уж ты, радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка!
Игровой детский фольклор используется абсолютно всеми детьми, даже если сами они об этом не догадываются. Считалочки, дразнилки и игровые стишки используются детьми ежедневно в любом коллективе: и в детском саду, и в школе, и во дворе. Такой жанр детского творчества способствуют формированию сообразительности, развитию речи, организации внимания и такому искусству поведения в коллективе, который можно обозначить как «не быть белой вороной».
Дидактический фольклор имеет огромное значение в воспитании детей и развитии их речи. Именно он несет наибольшее количество знаний, которые понадобятся детям в дальнейшей жизни. Например, пословицы и поговорки уже долгие годы служат для передачи опыта и познаний.
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы фольклора таят в себе немалые богатства - речевые, смысловые, звуковые.
Влияние детского фольклора на развитие речи детей раннего возраста
Детский фольклор русского народа богат, разнообразен произведениями малых жанров.
На третьем году жизни речь ребёнка становится основным средством общения и с взрослыми и с детьми. Значительно возрастает понимание речи окружающих. В этом возрасте с ребёнком разговаривают не только о том, что он видит, воспринимает в данный момент, но и о том, что было в его опыте прежде, и о том, что будет. Расширяются возможности для развития наблюдательности, способности обобщения. Ребёнок воспринимает связный рассказ, понимает содержание инсценировки с развернутым сюжетом и сравнительно большим количеством персонажей. Он может сосредоточенно рассматривать картинки, не отвлекаясь, послушать чтение книжки, посмотреть книгу, аккуратно положить её в отведенное место. Значительно расширяется репертуар художественных произведений, с которыми знакомят детей третьего года жизни. Однако по-прежнему особое место занимают произведения малых форм фольклора. Содержание их усложняется за счёт расширения круга персонажей. Иногда - это целая система образов, сюжет подчас не так прост, как в стихах ранней поры, стиль, язык, звуковая организация высоко поэтичны, содержание более значительно.
Как отмечает Н. Гавриш, «В раннем возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребёнка». Увеличить запас слов помогут малые формы фольклора, в которых привлекается его внимание к предметам, животным, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует развитию разговорной речи.
Используя в своей речи поговорки, дети учатся ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли, чувства, интонационно - окрашивая свою речь, развивается умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
А.П. Усова, О. Ушакова считают, что потешки, поговорки и др. являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребёнка к дальнейшему восприятию поэтической речи и формируем интонационную выразительность его речи. Ребёнок не рождается со сложившейся речью. Постепенно, шаг за шагом, он учится говорить - овладевает умением выговаривать определенные звукосочетания. По мере того как возрастают произносительные способности ребёнка, увеличивается и его умение понимать речь окружающих. И через некоторое время, произнося слова, а затем связывая их между собой в предложения и фразы. Ребёнок овладевает особенностью ясно и последовательно выражать свои мысли. Детям требуется дополнительная помощь в развитии и формировании речи. И здесь невозможно переоценить роль малых фольклорных форм песенок, потешек, поговорок, прибауток, закличек и др.
Ребёнок - один из главных образов поэзии малых форм. «Наша Маша маленька» - и о ребёнке сказано очень тепло, облик его изображен ярко и красочно. В этой потешке отсутствует игровой момент, но ребёнка позабавит сходство ситуации: он тоже в шубке и идет гулять. Ведь это о нём самом потешка. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное - овладевать средством общения - речью. Овладевая речью, ребёнок получает ключ к познанию окружающего мира природы, осваивает основную форму речевого общения - диалогическую.
Знакомство детей суетным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых напевных слов малыш легче проснется, даст себя умыть («Водичка, водичка…»), накормить («травка - муравка»). Не всегда приятные для ребёнка моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития. Особенно много радости доставляют игры с взрослыми. Народ создал множество игровых песенок. Сопровождая действия с малышом словами песенки, радующей его, взрослые приучают ребёнка вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, отдельные звукосочетания и понемногу проникать в их смысл.
Знакомя детей с потешками «Курочка - Рябушечка», «Наши уточки», «Кисонька - Мурысенька», «Дай молочка, Бурёнушка» со стихотворением А. Барто «Кто как кричит» воспитатель привлекает их к подражанию крику птиц, животных.
Малые формы фольклора выполняют существенную роль в процессе развития речи детей.
Если ребёнку систематически рассказывают сказки, потешки, прибаутки и т.д. у него развиваются слуховая сосредоточенность, навыки слушания чтения книги. К концу третьего года жизни ребёнок способен понимать содержание произведения и эмоционально на него откликаться.
В это время у ребёнка формируется и более сложное отношение к художественному тексту: первоначальное суждение, элементарное обобщение, вывод, первичные оценки. Он умеет и любит рассматривать иллюстрации, может аккуратно перелистывать страницы, бережно относиться к книге. Это фундамент для формирования на следующем этапе его жизни - в дошкольном возрасте - эстетического восприятия художественной литературы.
Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим, через приоритетную ориентацию на человека и виды его деятельности. Именно это открытие внутреннего богатства фольклорных текстов для маленьких приводит к выводу, как значимы народные произведения, в качестве действенного метода гуманизации воспитательного процесса.
Уже в раннем дошкольном возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, на котором будет строиться дальнейшее постижение и тайн природы и величия человеческого духа. Это только начало жизненного пути. И пусть этот путь будет освещен солнцем народного творчества.
Роль воспитателя в организации работы с детским фольклором
Малые формы фольклора являются первыми художественными произведениями, которые слышит ребёнок.
Роль воспитателя в организации работы с фольклором состоит в следующем:
Воспитатель должен, во-первых, приложить усилия, чтобы дети поняли смысловое содержание всего произведения, адекватно на него реагировали.
Во-вторых, расширяя понимаемую речь ребёнка, необходимо формировать активный словарь во взаимодействии со взрослым. Поэтому для детей создаются все условия, чтобы у малышей 2-3 лет возникала потребность речевого взаимодействия со взрослым, скажем, желание делового общения -- что-то подтвердить или возразить (хотя бы используя набор самых простых слов: «да», «нет», «так», «вот» и т. п.), но эта речевая активность возникает только в том случае, если педагог сумеет заинтересовать своих воспитанников.
В-третьих, педагог должен вызвать у ребёнка чувство сопереживания с действиями персонажа. Иными словами, необходимо эмоциональное взаимодействие. Взрослый, передавая смысловое содержание текста, как бы заражает малыша своим настроением.
В-четвёртых, необходимо активное, действенное соучастие ребёнка. Педагог предлагает малышу включиться в игровое взаимодействие по ходу текста, например, попоить цыплят из ведёрочек (у каждого ребёнка должно быть маленькое ведёрко; показать, как цыплята ходят и клюют зёрнышки и т. д.).
Устное народное творчество представляет собой прекрасный речевой материал, который можно использовать в непосредственно образовательной и в совместной деятельности. Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития младших дошкольников можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Таким образом, педагоги и психологи прошлого считают фольклор одним из действенных и ярких средств народной педагогики, таящий огромные дидактические возможности.
Литература:
1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. 3-е изд., — М.: Академия, 2000. — 400 с.;
2. Бахвалова Н. И. Педагогический поиск новых форм работы по развитию речи через русский народный фольклор // Дошкольная педагогика, № 8, 2008. -С. 20–23;
3. Иванова Г., Курашова В. Водичка, водичка, умой мое личико //Дошкольное воспитание. — № 5. — 2009. — с. 111–115. Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, ранний возраст, богатейший материал, малая форма фольклора, игра, детский фольклор, книжный уголок, колыбельная песня, речевое развитие, звуковая культура речи
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА »
Педагогический опыт....
Развитие речи детей первой младшей группы посредством малых форм фольклора
Картотека малых форм фольклора...
Программа развития монологической речи детей старшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора
Курс программы дошкольного образования предполагает организацию педагогического процесса вне организованной образовательной деятельности с учетом речевой подготовки и возможностей детей старшего дошко...
Педагогические основы развития математических представлений у детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора
Малые фольклорные жанры могут широко использоваться в работе с дошкольниками как прием, побуждающий к приобретению знаний – при знакомстве с новым материалом (явлением, числом, буквой); как прием, обо...
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством малых форм фольклора.
Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста....
РАЗВИТИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА
Традиционным средством в работе с детьми являются произведения устного народного творчества. Основой народной культуры является – фольклор. «Фольклор это совокупность разных видов и форм н...
Развитие речи детей первой младшей группы посредством малых форм фольклора
С раннего возраста ребёнок откликается на потешки, приговорки, колыбельные и т. д. Роль этих малых фольклорных форм трудно переоценить. Вслушиваясь в слова потешек, их ритм, малыш играет в ладушки, пр...