Конспект НОД "Россия- Родина моя!"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект по развитию речи "Россия- Родина моя!"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_moya_strana_-rossiya.docx | 34.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад «Звездочка» г. Зернограда
Конспект НОД
Тема: «Моя страна — Россия»
Составила:
учитель-логопед
Проскурина И.А.
г. Зерноград, 2020
Конспект НОД «Моя страна — Россия»
ЦЕЛЬ: Развитие словарного запаса, грамматического строя речи и связной речи.
ЗАДАЧИ:
• Систематизировать представления о России, активизировать и актуализировать словарь по теме «Наша Родина — Россия».
• Совершенствовать грамматический строй речи (образование однокоренных слов, синтаксическую сторону речи (сложноподчиненные предложения со словами «потому что»).
• Совершенствовать навык звукобуквенного анализа слов. Автоматизировать правильное произношение всех поставленных звуков.
• Развивать диалогическую речь, фонетические представления.
• Развивать зрительное восприятие, внимание, мышление.
• Развивать тонкую и общую моторику, координацию речи с движением, длительный речевой выдох.
• Воспитывать гордость за родную страну.
• Развивать навыки сотрудничества в игре, активность, инициативность, самостоятельность.
Предварительная работа:
• Рассматривание глобуса, географического атласа и карты России, заучивание названий морей, рек, озер, гор, городов.
• Чтение произведения В. Степанова «Моя Родина Россия».
• Разучивание стихотворений С. Есенина «Береза», З. Александровой «Родина».
• Прослушивание гимна России, ипесни «С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского).
Оборудование и материалы:
• карта, герб, флаг Российской Федерации;
• тренажеры для развития дыхания;
• иллюстрации: портрет С. Есенина, природа России на картинах Е. Волкова «В березовой роще», М. Шишкина «Березовая роща», «Рожь», «Дубы»;
• глобус, проектор, слайды на тему «Россия», мяч, макет березы;
• карточки со словами для упражнения «Составь предложение» (в конвертах,
• ленточки.
ХОД НОД
1. Организационный момент
Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы…
В. Степанов
Логопед: - Сегодня, ребята, мы отправляемся в путешествие по нашей Родине. На чем можно путешествовать?
Дети: - На самолете, машине, автобусе, корабле, велосипеде…
2. Речевое развитие ,упражнение «Самолетики» (развитие плавного речевого дыхания).
Дети выполняют упражнения «Самолетики» под сопровождение песни «С чего начинается Родина»: постепенно усиливая дыхательную струю, приводят в движение самолетики.
3. Основная часть
Беседа о России.
Логопед демонстрирует слайд «Россия на политической карте мира»
Логопед: - Начинаем наше путешествие по России. Что вы видите на слайде?
Дети: - Это карта мира, на ней обозначена наша страна.
Логопед:
- На коврик похожа на разноцветный,
Или на фантик пестрый конфетный,
Или, быть может, на покрывало —
Красок на карте мы видим немало.
На ней все на свете сейчас мы найдем:
Вот город любимый, в котором живем.
Вот озеро, речка, а это — гора,
И Северный полюс нашли мы, ура!
Расскажет нам много умная карта —
Про тундру, где чумы, олени и нарты.
Посмотрим на юг — зреют там апельсины,
И в море лазурном играют дельфины.
Живем мы в большой и красивой стране,
Но страны другие тебе или мне,
Конечно же, тоже стыдно не знать.
Сумей их на карте скорей отыскать!
Н. Кнушевицкая
Логопед показывает изображение флага России.
Дети: - Это флаг России: на нем белая, синяя и красная полосы.
Логопед:
- Флаг России. Он трехцветный,
Гордый, яркий и заметный.
Выше флаг держи, Россия!
Ты должна быть самой сильной!
Н. Нищева
Логопед демонстрирует изображение герба России.
Дети: - Это герб России: на нем изображен двуглавый орел.
Российский герб — орел двуглавый.
Прекрасен гордой птицы вид.
Он бережет России славу,
Ее границы сторожит.
Н. Кнушевицкая
Логопед демонстрирует изображение московского Кремля.
Дети: — Это Москва — столица России.
Логопед : — Почему вы так решили?
Дети: — Потому что на фотографии мы видим Кремль.
Логопед демонстрирует изображение (фото) березы.
Дети: - Это береза.
Логопед : -Как береза связана с Россией?
Дети: — Березу считают символом России.
Логопед :
- Деревце это —
Как будто картина,
Оно чуть похоже
На далматинца.
А все потому,
Что на стволике белом
Пятнышки тоже
Разбросаны смело.
Весною березка
Наденет сережки,
Ну а потом —
Подождите немножко —
Зеленые кудри распустит она,
И станет красивее наша страна.
Н. Кнушевицкая
Логопед демонстрирует изображение (фото) каравая.
Дети:- Это каравай хлеба: в России встречают караваем гостей.
Педагог прикрепляет к доске карточку со словом «Россия».
Логопед: -Послушайте, как написал о России, о ее необъятных просторах русский поэт Сергей Александрович Есенин (прикрепляет к доске портрет поэта).
Гой ты, Русь моя родная,
Хаты — в ризах образа…
Не видать конца и края —
Только синь сосет глаза.
Логопед: — Каким словом называет поэт Россию?
Дети: - Сергей Есенин назвал ее Русью.
Логопед : - Так называли Россию в старину (прикрепляет к доске карточку со словом «Русь»). Мы живем в стране с красивым именем — Россия. Много замечательных, красивых стран есть на Земле, но Россия для нас — единственная, необыкновенная земля, потому что она — наша Родина. Почему мы так говорим?
Дети: — Это наша Родина, потому что мы здесь родились
Педагог прикрепляет к доске карточку со словом «Родина».
Логопед : — Почему мы зовем Россию Отечеством?
Дети: — Мы зовем Россию Отечеством потому, что в ней жили наши отцы и деды.
Педагог прикрепляет к доске карточку со словом «Отечество».
4. Упражнение «Подбери родственные слова».
Россия — россиянин, россиянка, россияне, российский.
Родина — род, родимый, родители, родственники, родной.
Русь — русская, русский, русский язык, русское поле.
Отечество — Отчизна, отец, отчий дом.
5. Чтение стихотворений детьми.
Логопед: - Россия — необъятная страна, она занимает огромную территорию. Наша Родина такая большая, что если мы захотим проехать из края в край, то на самом быстром поезде эта дорога займет целую неделю, а на самолете придется лететь целый день. Много поэтов, писателей, композиторов, художников создали замечательные произведения о нашей большой Родине.
1 ребенок:
Родина! Россия! Русь!
Как тобою я горжусь!
Горы самые высокие,
Реки самые глубокие,
Степи самые раздольные,
Люди гордые и вольные,
Все бойцы самоотверженны,
Все твои враги повержены.
Ты стремись вперед, как птица,
Будут все тобой гордиться!
Н. Нищева
2 ребенок:
В России небо синее
И звезды золотые.
Леса зимою в инее,
Как лес, поля густые
3 ребенок:
Моря у нас глубокие,
Морей не перечесть,
Вершины гор высокие
У нас в России есть.
4 ребенок:
Березовые рощи,
Пшеничные поля,
От края и до края
Родная мне земля.
5 ребенок:
Любимые просторы
И синь широких рек.
Я — гражданин России,
Счастливый человек!
Н. Кнушевицкая
6. Упражнение «Подбери пару».
Логопед: — Вы знаете много российских городов, рек, озер. Давайте образуем из них пары. Если я произношу название города и бросаю мяч, вы ловите мяч и подбираете второе название города, если название реки — подбираете название реки, возвращая мяч мне.
(Например: Москва — Челябинск,
Волга - Енисей, Лена — Ангара, Сочи - Магнитогорск.)
Физическое развитие
7. Физкультминутка.
Педагог устанавливает макет березы.
Логопед: - Как вы думаете, за что русские люди любят березу? Ответы детей.
Логопед: — Русская береза — это краса и гордость России. В старину весной березу наряжали и водили вокруг нее хороводы.
Хоровод (координация речи с движением).
Посреди двора березка ненаглядная стоит.
И зелеными глазами очень ласково глядит.
Мы вокруг нее гуляем, тихо ветви шелестят,
Ветерочек их качает, приглашает к ней ребят.
Подойдем к березке ближе и тихонько отойдем.
Мы прощаемся с березкой и поклон ей низкий шлем.
8. Упражнение «Составь предложение» (упражнение с деформированным текстом)
Я, Родину, свою, люблю.
Говорим, мы, на, языке, русском.
Живут, россияне, России, в.
Вижу, Россию, я, карте, на.
Родина, дорога, мне.
Горжусь, я, Родиной.
Речевое развитие
9. Заключительная часть
Логопед: - На Руси верили, что если что-то пожелать и повязать ленточку к дереву, то пожелание сбудется. (Раздает ленточки.) Говорите, что вы желаете нашей Родине, и прикрепляйте к березке свою ленточку.
Дети: — Я хочу, чтобы Россия была всегда красивой. Я хочу пожелать своей Родине счастья.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия "Родина моя" в старшей группе образовательная область "Познание"
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Атемарский детский сад №1 «Теремок» «Родина моя»конспект НОД в старшей группе(образов...
Конспект НОД «Родина моя - Россия»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности «Родина моя - Россия» для детей группы общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет...
Конспект занятия "Родина моя матушка Россия"
Цель: Воспитание патриотических чувств- любви к Родине, уважение к флагу, гербу, гимну России.Задачи: Закрепить знания о российском флаге. Познакомить с государственным гербом и гимном России. Воспиты...
Конспект занятия "Родина моя- Россия"
Конспект организованно--образовательной деятельности в старшей группе...
Конспект "Моя Родина"
Конспект оформлен с учетом требований для аттестации. Был представлен в форме открытого мероприятия. (подготовительная группа, формировние целостной картины мира)...
Конспект "Россия - Родина моя"
Цель:Расширять представления детей о Родине – России как стране, в которой они живут, о ее природных богатствах....
Конспект НОД "Родина моя - Россия"
Конспект познавательного занятия, на котором закрепляем знания детей о государственной символике, формируем представления у детей о России, как о родной стране, воспитываем чувство гордости за свою ро...