Картотека дидактических игр по развитию речи
картотека по развитию речи (подготовительная группа)

Бойцова Анастасия Ильинична

Картотека дидактических игр по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartotea_igr_po_razvitiyu_rechi.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр по развитию речи

" Подбери подходящее слово"

Цель: учить подбирать антонимы к многозначным прилагательным и к словосочетаниям с многозначными глаголами и прилагательными; развивать умение понимать прямое и переносное значение слов.

Ход игры.

Детям предлагаются многозначные прилагательные, которые в зависимости от контекста меняют свое значение. К ним надо подобрать антонимы.

 -  Ручей мелкий, а речка ..... (глубокая). Ягоды смородины мелкие, а ягоды клубники ..... (крупные).

 -  Кашу варят густую, а суп .... (жидкий). Лес иногда густой, но иногда ... (редкий).

 -  После дождя земля сырая, а в солнечную погоду .... (сухая). Покупаем картофель сырой, а едим  .... (вареный).

В качестве речевого материала могут использоваться словосочетания:

 - Худое ведро-целое ведро

 худой человек- толстый

- Мальчик бежит-лошадь бежит, вода бежит, время бежит, ручьи бегут.

-  Растет цветок, растет ребенок, растет дом.

- Жаркий день, жаркая погода, жаркий спор.

"Игра с мячом"

      - Я буду бросать каждому мяч, называя слово. Вы будите возвращать мне мяч, говоря противоположное.

  Длинный - ..... короткий, глубокий - ...... мелкий, мягкий - ....... твердый, легкий - ..... тяжелый, тонкий - ....толстый, густой - ..... редкий, жидкий, сильный - ...... слабый.

   Говорить - ...... молчать, разрешить - ..... запретить, падать - ..... вставать, смеяться - .... плакать, зажечь - .... потушить, помогать - ..... мешать

- Сахар сладкий, а лимон .....(кислый). Луна видна ночью, а солнце ....(днем). Огонь горячий, а лед .....(холодный). Тополь высокий, а шиповник ..... (низкий). Река широкая, а ручей ....(узкий). Камень тяжелый, а пух ..... (легкий). Редька горькая, а груша ..... (сладкая).

- Если суп не горячий, то, значит, какой? (Холодный.) Если в комнате не светло, то в ней ...(темно). Если сумка не тяжелая, то она .... (легкая). Если нож не тупой, то он ....( острый).

чистый воздух (свежий ), чистая вода (прозрачная), чистая посуда (вымытая); самолет сел (приземлился), солнце село (зашло); река бежит (течет, струится), мальчик бежит (мчится, несется ).

«Подбери словечко»

Цель: учить детей подбирать синонимы с дополнительными смысловыми оттенками к глаголам и прилагательным.

Ход игры.

1. Воспитатель передает платок ребенку, называя глагол, ребенок отдает платок обратно, называя синоним к глаголу.

 -  Думать - ....(размышлять), открыть - ..... (отворить), отыскать - ... (найти), зябнуть - ... (мерзнуть), поразить - ... (удивить), шалить - ... (баловаться), забавлять - .... (развлекать), прощать - ...(извинять), звать - ... (приглашать), реветь - ... (плакать), мчаться - ... (нестись), вертеться - ... (крутиться), опасаться - ... (бояться), бросать - .... (кидать).

2. Затем дети могут упражняться в подборе синонимов с дополнительными смысловыми оттенками к прилагательным.

 - Этот дом большой, а этот....  (огромный). Эта одежда старая, а это платье совсем .... (изношенное). Это платье чуть-чуть влажное, а это совсем  ..... (мокрое). Мальчик молчаливый, а девочка ..... (неразговорчивая). Вчера день был теплый, а сегодня ..... (жаркий).


"Говори наоборот"

Цель: развитие мышления, активизация словарного запаса.

Ход игры.

Ведущий кидает мяч ребенку, называет слово, а ребенок бросает мяч обратно и называет слово с противоположным значением:

веселый - грустный

быстрый - медленный

красивый - безобразный

пустой - полный

худой - толстый

умный - глупый

трудолюбивый - ленивый

тяжелый - легкий

трусливый - храбрый

твердый - мягкий

светлый - темный

длинный - короткий

высокий - низкий

острый - тупой

горячий - холодный

больной - здоровый

широкий - узкий

Антоним-противоположное значение.
Верный друг-неверный друг
Верный ответ-неправильный ответ
ясное небо-мрачное небо
ясный вопрос-непонятный вопрос
худое ведро-толстое ведро
худая слава-толстая слава
кислая-сладкая
кислое молоко-сладкое молоко
легкая*сложная
легкий-тяжелый
свежий---несвежий; день — ночь, любовь — ненависть, радость — горе, говорить — молчать, рано — поздно, молодой — старый.

Словосочетания:

Океан - глубокий, а лужа мелкая

Змея – гладкая, а лисичка – пушистая,

Волк в лесу голодный, а собачка в лесу сытая

Летом жарко, а зимой холодно,

Сосна высокая, а елочка низкая

Колготки длинные, а носочки короткие

Булочка мягкая, а сухарик жесткий

Ночью темно, а днем светло

Паутинка тонкая, а веревка толстая

Звездочка маленькая, а солнце большое

Далеко – близко

Высоко – низко

Потолок – пол

Потерял – нашел

Грустный – веселый

Злой – добрый

Хорошо – плохо

Идет – стоит

Утро – вечер

Больной – здоровый

Умный – глупый

Толстый – худой

Старый – молодой

Стройный – сутулый

Чистый – грязный


Дид. игра «Угадай слово»

Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги.

Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.

Дидактическая игра «Образуй слова»

Цель: упражнять в образовании имен прилагательных от имен существительных. Учить согласовывать прилагательные с существительными.

Материал: мяч.

Гвоздь из железа.               Железный гвоздь.

Доска из дерева.                 Деревянная доска.

Ножницы из металла.        Металлические ножницы.

Сапоги из резины.              Резиновые сапоги.

Перчатки из кожи.              Кожаные перчатки.

Салфетка из бумаги.          Бумажная салфетка.

Горшок из глины.               Глиняный горшок.

Стакан из стекла.                Стеклянный стакан.

Бутылка из пластмассы.   Пластмассовая бутылка.

Игра: "Доскажи словечко".

 Цель: формировать навыки слогового анализа слова и автоматизировать силу удара мячом.

Описание: Взрослый, бросая ребенку мяч с отскоком, произносит первый слог в слове и предлагает назвать вторую половину. Ребенок возвращает мяч тем же способом и произносит недостающую часть слова. Ла-пша,

Ла-ска

Ла-мпа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ   ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)...

Картотека дидактических игр по развитию речи подготовительная группа (Связная речь)

Ведущая педагогическая идея заключается в создании педагогических условий для активного применения дидактических игр во всех видах деятельности по речевому развитию. В своей работе я стремлюсь создать...

Картотека дидактических игр по развитию речи (звуковая культура речи)

совершенствовать умение различать на слух звуки...

«Мы играем - речь развиваем» КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Цель. Развивать речевой слух и речевую активность детей, побуждать произносить звуки по подражанию. Развитие у детей умения правильно произносить звуки по подражанию. Развитие речевого слуха.Развивать...

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (младший дошкольный возраст) «Мы играем - речь развиваем»

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(младший дошкольный возраст)«Мы играем - речь развиваем»...

Мы играем - речь развиваем КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ (РАЗВИТИЕ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)

Мы играем - речь развиваемКАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ(РАЗВИТИЕ   ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ)  «ПОСПЕШИЛИ-НАСМЕШИЛИ».Цель. Развивать речевой слух и р...

Картотека дидактических игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Материал будет полезен педагогам, работающим в группах для детей с тяжелыми нарушениями речи. Представлена подборка дидактических игр и пособий, которые помогут молодому педагогу грамотно начать работ...