Родительское собрание "Дидактическая игра как средство преодоления речевых расстройств у дошкольников"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)
Формировать понятие у родителей о возможности игры как средства для преодоления речевого расстройства ребёнка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_starshaya_gruppa_semitsvetik.docx | 22.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание "Дидактическая игра как средство преодоления речевых расстройств у дошкольников"
Цель:
1. Формировать понятие у родителей о возможности игры как средства для преодоления речевого расстройства ребёнка.
2. Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком.
Материалы и оборудование: листы бумаги, цветные карандаши (фломастеры), хозяйственная губка, пипетка, стакан с водой, салфетка, подборка дидактических игр.
Ход собрания.
Воспитатель:
Уважаемые родители, очень рады видеть вас за нашим круглым столом! Для того, чтобы наш разговор был задушевным и откровенным, предлагаем вам заполнить визитную карточку. На визитной карточке напишите своё имя, отчество и нарисуйте картинку, соответствующую вашему настроению (солнышко, тучка и т. д.) Теперь мы можем понять с каким настроением вы пришли к нам.
- А как без слов подарить хорошее настроение другим людям при встрече? Конечно, улыбкой. Улыбка может показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. Улыбнулись соседу справа, улыбнулись соседу слева. Итак, приступим.
Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Для начала предлагаю провести простой эксперимент, нам понадобится обычная хозяйственная губка. Сейчас я капну на неё капельку воды (капает несколько капель). Что произошло? Правильно, капелька впиталась. Интересно, что будет, если добавить воды? (Наливает воды столько, чтобы образовалась лужа). Правильно, вода сквозь губку просочилась и образовала лужицу. Я сейчас соберу губкой эту большую лужицу. Что произошло? Совершенно верно, губка впитала всю жидкость. На этом опыте вы увидели, что губка очень хорошо впитывает жидкости. Точно так же и ребёнок впитывает в себя всё точно губка. Согласны?
На шестом году жизни продолжается развитие и совершенствование всех сторон речи ребенка. Все чище должно становиться произношение, точнее высказывания, более развернутыми фразы. Имея достаточно развитую активную речь, дошкольник пытается рассказывать и отвечать на вопросы так, чтобы окружающим его слушателям было понятно, что он хочет сказать. При описании предметов и явлений он делает попытку передать свое эмоциональное отношение.
В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе. В этом возрасте надо учить дошкольника связно и последовательно передавать виденное, правильно произносить слова и фразы. Дошкольник, даже хорошо владеющий речью, часто, например, не осознает, что слово состоит из отдельных звуков. Но достаточно привлечь внимание ребенка к звуковой стороне речи, как она становится источником его активных наблюдений. Не у всех детей процесс овладения речью совершается одинаково успешно. Нередко наблюдаются случаи, когда в период формирования устной, а в дальнейшем и письменной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее развития. К таким отклонения надо отнестись очень внимательно и своевременно их устранить, иначе они могут задержать умственное развитие ребенка, травмировать его психику. Нарушения речи сказываются на формировании детского характера, т. к. не исправленный вовремя речевой дефект делает ребёнка неуверенным в себе, замкнутым, раздражительным. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию.
Ведущая роль в развитии речи детей принадлежит взрослым: воспитателям в детском саду, родителям дома. А чтобы наши усилия принесли результаты, необходимо помнить, что всё, чему мы стараемся его научить, принесет результаты лишь при одном условии: если ребенку будет интересно. Как же этого добиться? Только через игровое обучение. Это особенность детей дошкольного возраста. Поэтому важное значение имеет наличие различных дидактических игр и игрушек, которые имеют прямое отношение на развитие речи малышей. Используя дидактические игры в работе с малышами, мы сможем выполнить главные задачи по развитию речи детей – научить вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства и впечатления, используя речевые средства.
Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок». Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. (провести с родителями артикуляционную гимнастику)
«Шарик» - надуть щёки, сдуть щёки;
«Часики» - улыбнуться, открыть рот, кончик языка, как часовую стрелку, переводить из одного уголка рта в другой;
«Грибок» - улыбнуться, приоткрыть рот, присосать широкий язык к небу.
«Четвёртый лишний». (с родителями)
Что лишнее? Береза, ель, клен, тополь. (Ель — хвойное дерево) Роза, гвоздика, ландыш, гладиолус. (Ландыш растет в лесу) Гнездо, муравейник, скворечник, нора. (Скворечник сделан человеком) Крокодил, жираф, слон, олень, зебра. (Крокодил живет в воде и на суше).
«Дополните фразы»:
Глупый, как… (утка); хитрая, как … (лиса); надутый, как… (индюк); упрямый, как… (осел); Грязный, как… (поросенок); небритый, как… (еж); пучеглазый, как … (рак).; трещит, как… (сорока); воркуют, как… (голуби); порхает, как … (бабочка).
А теперь мы с ребятами покажем несколько дидактических игр по нашим занятиям.
- РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
Освоение действий по построению сериационного ряда и использование его в качестве модели словестно обозначенных сериационных отношений между объектами.
- РАЗВИТИЕ ЭЛНМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
Овладение детьми действиями построения графических моделей соотношения количеств в виде числовой оси.
- ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ
Освоение действия построения наглядной модели сказки (её плана). Развитие умения рассказывать сказку, опираясь на её пространственно- временную модель.
- КОНСТРУИРОВАНИЕ
Построение графических моделей по конкретному образцу конструкции.
Вы наверняка знаете, что у каждого ребёнка есть любимая игрушка, в которую он чаще всего играет, и вы с уважением относитесь к их выбору. Задание родителям: нарисуйте картинку с любимыми игрушками вашего ребенка. А сейчас мы зачитаем ответы детей, совпадут ли они с теми рисунками, которые вы нарисовали
А сейчас я предлагаю вам пройти небольшой тест:
- Поднимите правую руку те, кто, заинтересован в том, чтобы его ребенок правильно говорил? Очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей.
- А теперь предлагаю поднять левую руку тем, кто считает, что его ребенок чисто, внятно, правильно говорит. Посмотрите, как мало рук. Действительно в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано, и это физиологическая норма, т. е. свойственно данному возрасту.
- Предлагаю теперь поднять обе руки тем родителям, которые читают дома своим детям небольшие стихотворения, заучивают их, читают сказки и ведут беседу по прочитанному произведению?
- В нашем зале собрались не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы. Поднимите руки те родители, которым тема нашей встречи интересна, кто хочет узнать, как развивать речь своего ребенка. Ваши ответы показали, что тема нашей встречи актуальна и значима.
Для игры нужна практика. Играйте с детьми как можно чаще. Помните: игра – прекрасный источник умственного, физического, духовного, эмоционального развития ребёнка. Совместная игра ребёнка со взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир вместе с ребёнком! Яркие и увлекательные игры и игрушки созданы специально для того, чтобы поощрять любознательность вашего ребёнка.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактическая игра, как средство преодоления речевых нарушений у детей ОНР
Игра – естественное состояние ребёнка! Она способна полностью удовлетворить его потребности в жизнерадостных движениях. Игра – всегда инициатива, фантазия, эмоции. В ней много весёлых неожиданностей, ...
Технологии коррекции мануальной диспраксии как средство преодоления речевых нарушений у дошкольников с ТНР.
У детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) наряду с недоразвитием всех речевых компонентов отмечаются проблемы психомоторного развития, которые характеризуются как мануальная диспраксия. Одним из ...
Родительское собрание "Дидактическая игра как средство преодоления речевых расстройств у дошкольников"
Материал поможет родителям сформировать понятие о возможности игры в преодолении речевых расстройств у детей, а педагогам поможет стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельно...
Консультация "Логопедические праздники и развлечения как средство преодоления речевых нарушений у дошкольников с ТНР"
В консультации рассматриваются виды логопедических досугов в дошкольном образовательном учреждении по степени активности участия детей как цель совершенствования правильной, эмоциональн...
Мастер-класс "Речевые игры как средство познавательно-речевого развития младших дошкольников"
Мастер-класс по теме: "Речевые игры как средство познаватено-речевого развития младших дошкольников"...
Мастер – класс по теме: « Речевые игры, как средство повышение речевой активности младших дошкольников и профилактика нарушений звукопроизношения» (по ФГОС)
Мастер класс в нетрадиционной форме проведения для сплочения родительского коллектива....