Развитие словесного творчества - актуальная задача современной дошкольной педагогики.
статья по развитию речи
Развитие словесного творчества-актульная задача современной дошкольной педагогики.
Творчество ребенка проявляется во всех видах деятельности, которой он занимается.
Художественное творчество играет огромную роль в эстетическом развитии ребенка.
Словесное творчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Эти явление изучали (К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова и др.).
Факты, собранные многими исследователями -лингвистами и психологами,
показывают, что первые годы жизни ребенка являются периодом усиленного словотворчества. Детская речь изумительна, забавна и изобретательна. Мы часто слышим от детей много интересных детских изречений, придуманных ими слов и забавных фраз, порой даже не всегда понимая смысл подобных изречений. Подобное явление называется словотворчеством.
Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей
развития речи ребенка. К. И. Чуковский подчеркивал творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку, которые выявляются особенно ярко
именно в процессе словотворчества. Н. А. Рыбников поражался богатством детских словообразований и их лингвистическим совершенством; он говорил о словотворчестве детей, как о "скрытой детской логике, бессознательно господствующей над умом ребенка".
В основе словесного творчества, отмечает О. С.Ушакова (СНОСКА: Ушакова О. С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи: Автореферат докт. дисс. –М., 1996), лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы.
Словесное творчество она рассматривает как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов.
Отмечена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха.
Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов –новообразований).
На первом этапе происходит накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего (восприятие приобретает эстетическую окраску). В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению художественных образов в его творчестве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_slovesnogo_tvorchestva.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие словесного творчества-актульная задача современной дошкольной педагогики.
Творчество ребенка проявляется во всех видах деятельности, которой он занимается.
Художественное творчество играет огромную роль в эстетическом развитии ребенка.
Словесное творчество составляет одну из важнейших особенностей развития речи ребенка. Эти явление изучали (К. И. Чуковский, Т. Н. Ушакова и др.).
Факты, собранные многими исследователями -лингвистами и психологами,
показывают, что первые годы жизни ребенка являются периодом усиленного словотворчества. Детская речь изумительна, забавна и изобретательна. Мы часто слышим от детей много интересных детских изречений, придуманных ими слов и забавных фраз, порой даже не всегда понимая смысл подобных изречений. Подобное явление называется словотворчеством.
Словотворчество составляет одну из важнейших особенностей
развития речи ребенка. К. И. Чуковский подчеркивал творческую силу ребенка, его поразительную чуткость к языку, которые выявляются особенно ярко
именно в процессе словотворчества. Н. А. Рыбников поражался богатством детских словообразований и их лингвистическим совершенством; он говорил о словотворчестве детей, как о "скрытой детской логике, бессознательно господствующей над умом ребенка".
В основе словесного творчества, отмечает О. С.Ушакова (СНОСКА: Ушакова О. С. Речевое воспитание в дошкольном детстве. Развитие связной речи: Автореферат докт. дисс. –М., 1996), лежит восприятие произведений художественной литературы, устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм (пословицы, поговорки, загадки, фразеологизмы) в единстве содержания и художественной формы.
Словесное творчество она рассматривает как деятельность, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов.
Отмечена взаимосвязь между восприятием художественной литературы и словесным творчеством, которые взаимодействуют на основе развития поэтического слуха.
Словесное творчество детей выражается в различных формах: в сочинении рассказов, сказок, описаний; в сочинении стихотворений, загадок, небылиц; в словотворчестве (создании новых слов –новообразований).
На первом этапе происходит накопление опыта. Роль педагога заключается в организации жизненных наблюдений, влияющих на детское творчество. Ребенка надо учить образному видению окружающего (восприятие приобретает эстетическую окраску). В обогащении восприятия особую роль играет искусство. Произведения искусства помогают ребенку острее чувствовать прекрасное в жизни, способствуют зарождению художественных образов в его творчестве.
Второй этап –собственно процесс детского творчества, когда возникает замысел, идут поиски художественных средств. Процесс детского творчества не очень развернут во времени. Возникновение замысла у ребенка проходит успешно, если создана установка на новую деятельность (придумаем рассказ). Наличие замысла побуждает детей к поискам средств его реализации: поиски композиции, выделение поступков героев, выбор слов, эпитетов. Большое значение здесь имеют творческие задания.
На третьем этапе появляется новая продукция. Ребенок интересуется ее качеством, стремится завершить ее, испытывая эстетическое удовольствие. Поэтому необходимы анализ результатов творчества взрослым, его заинтересованность. Анализ нужен и для формирования художественного вкуса.
Актуальность проблемы овладения ребенком умениями словесного творчества
Связана с особенностями речи дошкольника, такими как ситуативность (мышление ребёнка конкретно, что выражается и в его речи), детский эгоцентризм(обращённость к себе), непосредственность (ребёнок высказывается непроизвольно, импульсивно, не отдавая себе отчёта в том, к кому и
в каких условиях он обращается); личностными особенностями детей с общим недоразвитием речи..
Одним из условий успеха детей в творческой деятельности является постоянное обогащение опыта детей впечатлениями из жизни. Эта работа может иметь разный характер в зависимости от конкретного задания: экскурсии, наблюдения за трудом взрослых, рассматривание картин, альбомов, иллюстраций в книгах и журналах, чтение книг. В работе перед описанием природы используются систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе и чтение литературы с описанием природных явлений, так же широко можно использовать различные экскурсии в планетарий, поход в театр, цирк, посещение музеев, экскурсии по городу.
В группе мы много читаем детям различных книг, особенно познавательного характера, которые обогащают детей новыми знаниями и представлениями о труде людей, о поведении и поступках детей и взрослых, это углубляет нравственные чувства, дает прекрасные образцы литературного языка. Произведения устного народного творчества содержат много художественных приемов (аллегория, диалог, повторы, олицетворения), привлекают своеобразным строением, художественной формой, стилем и языком. Все это оказывает влияние на словесное творчество детей. Другим важным условием успешного обучения творческому рассказыванию принято считать обогащение и активизацию словаря, а наши дети особенно нуждаются в пополнении и активизации словаря за счет слов–определений; слов, помогающих описывать переживания, черты характера действующих лиц.
Поэтому процесс обогащения опыта детей тесным образом связан с формированием новых понятий, нового словаря и умением пользоваться имеющимся запасом слов, с учетом индивидуальных проблем в развитии речи каждого ребенка.
В работе по словотворчеству используется :
1.Чтение художественных произведений и беседы по ним.
2.Просмотр кукольных спектаклей.
3.Игры-драматизации.
4.Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
5.Использование элементов изо деятельности.
6.Упражнение по формированию выразительности речи.
7.Инсценирование собственных сочинений.
8.Упражнение по социально-эмоциональному развитию детей.
В основе лежит игровая, речевая, творческая деятельность, в которой
принимают активное участие дети и воспитатель. Одной из важнейших требований
профессионализма педагога –умение действовать по «ситуации» при руководстве
творческими фантазиями детей.
Обучение детей творческому рассказыванию:
- Придумывание продолжения и завершения рассказа.
- Придумывание рассказа по плану воспитателя
3. Придумывание рассказа по теме, предложенной воспитателем (без
плана)
4. Придумывание рассказа на самостоятельно выбранную тему.
Составление творческого рассказа предполагает умение связно последовательно
отображать в речи те или иные события, а также наличие у детей представлений о некоторых правилах построения рассказа-сообщения (зачин, отображение сюжетного действия в его развитии, концовка; точное определение времени места событий и др.).
Так же используются различные приемы, позволяющие развивать словесное творчество дошкольников. Одним из таких приемов является опорное моделирование. Модели помогают не только представить какой-либо объект, но видоизменять его, экспериментировать с ним. Мнемотаблица-
это схема, в которую заложена определенная информация. В таблице
схематически изображаются персонажи сказок, явления природы, различные действия.
Используя мнемотаблицы, дети могут самостоятельно рассказывать сказки,
описательные рассказы. По готовым схемам можно придумывать и новые сказки,
варьируя последовательность сюжетной линии, добавляя героев, изменяя место действия.
Особую роль в умственном и речевом развитии детей играют загадки.
Систематическое знакомство детей с литературными и народными загадками, анализ художественных средств загадок, специальные словарные упражнения создают условия для самостоятельного сочинения детьми загадок.
Развитие в театрализованной деятельности (совместно с музыкальным
руководителем во время проведения открытых мероприятий) путём
перевоплощения в героев различных сказок и мультфильмов.
Театр -это не просто развлечение. Информация, которую ребёнок получает во время спектакля, является не только познавательной -это ещё и школа чувств. Ребёнок здесь учится переживать, испытывает разные эмоции, учится узнавать о чувствах других людей.
Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов.
Дошкольный возраст - уникальный период, когда закладываются основы всего будущего развития человека. Именно поэтому основной целью воспитания является всестороннее гармоничное развитие личности. Развитие личности самым тесным образом связано с формированием творчества, познанием окружающего мира и овладением родным языком. Ребенок учится творчески мыслить, совершенствует свое мышление, учась творить.
Актуальность данной темы такого, что современное общество постоянно испытывает потребность в творческих личностях, способных активно действовать, нестандартно мыслить, находить оригинальные решения любых жизненных проблем.
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии».
/Василий Александрович Сухомлинский/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »
Русская народная шутка «Игра».Цель: знакомить детей с особенностями жанра, учить составлять письмо; учить детей образовывать однокоренные слова; развивать мышление и воображение, мелкую моторику рук, ...
Конспект НОД По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »
Русская народная шутка «Игра».Цель: знакомить детей с особенностями жанра, учить составлять письмо; учить детей образовывать однокоренные слова; развивать мышление и воображение, мелкую моторику рук, ...
Конспекты непосредственной образовательной деятельности По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »
Русская народная сказка «Колобок».Цель: учить детей связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки, учить понимать и объяснять смысл пословиц, разв...
Конспект нод По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »
«Зимний вечер». ( по стихотворению А.С. Пушкина ). Цель: учить составлять сказку на основе отрывка «Спой мне песню, как синица тихо за морем жила..», упражнять детей в подборе сравнений. Нра...
Развивающие игры В.В. Воскобовича в развитии словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня владения ими связной речью, от состояния активного словаря. Речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность.Игровая те...
Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с малыми фольклорными формами
Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с малыми фольклорными формами...