Развивающие игры В.В. Воскобовича в развитии словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (старшая группа) по теме
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня владения ими связной речью, от состояния активного словаря. Речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность.
Игровая технология, применяемая в работе с детьми в ДОУ, предполагает нетрадиционный подход в речевом развитии детей.
Развивающие игры развивают активность детей и самостоятельность их мышления, помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определенные трудности. Именно в развивающих играх формируется познавательная деятельность, закрепляются, активизируются и приводятся в систему знания, развивается произвольное умение сосредоточиться на поставленной цели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvivayushchie_igry_v_razvitii_slov_tvorch_u_detey.docx | 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающие игры В.В. Воскобовича в развитии словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня владения ими связной речью, от состояния активного словаря. Речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность.
Игровая технология, применяемая в работе с детьми в ДОУ, предполагает нетрадиционный подход в речевом развитии детей.
Нетрадиционно – это значит научить детей оригинально, непривычно, не только воспринимать данное, но творчески преобразовывать, вводить непредвиденные ситуации, придумывать свое, воображать и фантазировать.
Интеграция образовательных задач с развивающими играми В.В. Воскобовича:
- учит детей сравнивать, сопоставлять;
- формирует привычку доказывать, что это, так или иначе;
- дает дошкольнику возможность выбора собственной позиции;
- учит задавать вопросы, так как, по мнению отечественных психологов (А. Запорожец, Л. Венгер), умение в контексте разумно сформулировать вопрос является одним из показателей успешного развития дошкольников.
Развивающие игры В.В. Воскобовича способствуют формированию устной речи
Элементы лингвистического образования закладываются с самых ранних лет. Поэтому важно научить ребенка устно сочинять.
Ещё недавно считалось, что дошкольникам сложно понять переносное значение фразеологизмов и пословиц. Однако исследования Ф. Сохина и других авторов показали несостоятельность этого тезиса. Разбирая содержание и выясняя происхождение той или иной пословицы, мы расширяем кругозор, представления детей об окружающем мире.
Важность взаимосвязи речевой и умственной деятельности подчеркивал ещё Л.С. Выготский. Вполне понятно, что «любая систематизация по обобщенным признакам формирует логическое мышление».
Развитие мышления и воображения помогает дошкольнику различать реальную жизнь и фантазии. Воображение делает жизнь дошкольника индивидуально-творческой, нестандартной, неповторимой. Через игру, дошкольнику предлагается отойти от привычного и изобрести новую сказку, загадку, составить маленький рассказ. Возникает обратная связь: ребёнок сам творит, фантазирует, развивает собственное воображение.
Интегративное содержание совместной игровой деятельности содержит в себе сразу несколько направлений развития:
- экология – математика – творчество (развивающие игры);
- развитие речи – математика – творчество;
- петербурговедение – развитие речи – творчество;
- устное народное творчество – развитие речи – творчество и т.д.
Игры способствуют получению математических знаний, формированию экологической культуры, знакомству с окружающим миром, развитию мелкой моторики, развитию речи. Не случайно говорится «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю»
Формы работы – это партнерские отношения, игровой сюжет, которые подразумевают совместную игровую деятельность и праздники, где дошкольник не только закрепляет свои знания, но и узнает новое.
Используются разнообразные приемы на включение детей в деятельность и поддержание эмоционального настроя:
- постановка проблемы, завязка игровой проблемы (что делать?), интриги (хотите?).
- активизация мыслительных процессов и освоение содержания (загадки, вопросы, цифровые, буквенные, цветные загадки). Совершение открытий, предположение, проверка истины.
- на организацию речи. Активизация, технология ТРИЗ (толкование названий).
- на включение детей в творческую деятельность (социальное «радование», сон, подарок).
Сказки, рассказы и загадки сочиняются от:
- сконструированного предмета из элементов развивающих игр В.В. Воскобовича и придуманного самими детьми;
- сюжетной картинки, составленной из элементов развивающих игр (индивидуально или подгруппой детей);
- персонажей Фиолетового леса (по их просьбе или заданию);
- начала знакомой сказки (придумай конец сказки и составь картинку);
- фразеологизма или пословицы (дети конструируют из элементов игр по выбору свое понимание значения услышанного).
- составленного альбома из обведенных, ранее составленных картинок из элементов выбранных игр).
- составленного слова из сконструированных букв;
- смешанных сюжетов (объединяются составленные предметы или сюжеты нескольких детей по какой-либо выбранной ими сказке – в результате сочиняется новая сказка или рассказ);
- измененных слов, полученных за счет смены слогов местами;
- одного слова;
- превращений;
- от имени ребёнка.
Развивающие игры способствуют общению. Общаясь с персонажами Фиолетового леса (развивающая среда, где сосредоточены персонажи и области их проживания), отвечая на их вопросы, задавая вопросы им, ребёнок учится вести диалог. Овладев диалогом, в ответах на заданные вопросы (с просьбой рассказать), ребенок осваивает монологическую речь.
Развивающие игры развивают активность детей и самостоятельность их мышления, помогают в игровой форме решать умственные задачи, преодолевая при этом определенные трудности. Именно в развивающих играх формируется познавательная деятельность, закрепляются, активизируются и приводятся в систему знания, развивается произвольное умение сосредоточиться на поставленной цели.
Постоянное усложнение позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, то есть на пределе возможностей ребенка – реализуется зона ближайшего развития.
Комбинация игр предопределяет интенсивное развитие у детей внимания, памяти, воображения, речи, логического и творческого мышления.
Интересны игры для использования их в викторинах, интеллектуальных соревнованиях, в которых формируется мотивация достижения успеха.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »
Русская народная шутка «Игра».Цель: знакомить детей с особенностями жанра, учить составлять письмо; учить детей образовывать однокоренные слова; развивать мышление и воображение, мелкую моторику рук, ...
Конспект НОД По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »
Русская народная шутка «Игра».Цель: знакомить детей с особенностями жанра, учить составлять письмо; учить детей образовывать однокоренные слова; развивать мышление и воображение, мелкую моторику рук, ...
Конспекты непосредственной образовательной деятельности По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »
Русская народная сказка «Колобок».Цель: учить детей связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей, соблюдать композицию сказки, учить понимать и объяснять смысл пословиц, разв...
Конспект нод По теме: « Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения сочинению сказок »
«Зимний вечер». ( по стихотворению А.С. Пушкина ). Цель: учить составлять сказку на основе отрывка «Спой мне песню, как синица тихо за морем жила..», упражнять детей в подборе сравнений. Нра...
«Игры, развивающие фантазию и словесное творчество у детей старшего дошкольного возраста»
материал...
Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с малыми фольклорными формами
Развитие словесного творчества у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с малыми фольклорными формами...