Мастер-класс "Звуковая культура слова"
материал по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
МАСТЕР – КЛАСС по грамоте для родителей детей старшего дошкольного возраста:
«Звуковая структура слова»
Обучение грамоте предполагает решение задач, связанных с развитием фонематического слуха, воспитанием интереса к родной речи. Дети учатся анализировать звуковой состав слов, сравнивать их по количеству звуков, а звуки — по их качественной характеристике (гласные — ударные и безударные, согласные — твердые и мягкие).
Звуковой анализ формируется на специально подобранном словесном материале. Сначала дети разбирают трехзвуковые слова: мак, дом, дым, лук, кит, лес.
Затем вводится новая задача — знакомство со звуками, которые легко произносятся, не встречая во рту никаких преград.
Вслед за введением гласных звуков, дается различение согласных на твердые и мягкие. Дети узнают, что при произнесении согласных звуков мешают преграды — либо губы, либо зубы, либо язык. Для подтверждения этого положения детям предлагают произнести несколько согласных звуков (л, р, т, в, с и др.) и сравнить их с гласными звуками (а, о, у, ы, и, э), которые легко произносятся.
Рекомендуемые игры со звуками
«Звуки поменялись местами»
Цель: найти несоответствие в стихотворении и назвать нужное слово.
«Доскажи словечко»
Цель: развитие внимания, памяти.
Ребенок должен досказать слово в конце стихотворной строки.
«Найди слово»
Цель: обогащение словаря, развитие фонематического слуха. Игра с мячом.
По заданию взрослого ребенок называет слова на определенный звук, с определенным количеством слогов и т.д.
«Кто внимательнее?»
Цель: развитие слухового внимания.
Ребенок хлопает в ладоши, если в данных словах слышат заданный звук.
«Загадки – обманки»
Цель: развитие слухового внимания.
Поэт М. Шварц пошутил, что нужно быть очень внимательным и подобрать соответствующее слово. Загадки-шутки, где нужное слово заменяется на схожее по звучанию, но отличающееся по смыслу.
«Чудесный мешочек»
Цель: развитие тактильной памяти, фонематического слуха.
Ребенку предлагается из мешочка достать игрушки с заданным звуком.
«Магазин»
Цель: развитие фонематического слуха.
На столе игрушки и предметы, в названии которых заданный звук. Ребенок должен приобретать покупки, в названии которых есть этот звук.
«Найди пару»
Цель: учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки.
«Кто больше?»
Цель: развитие фонематического слуха, обогащение словаря.
Предложить ребенку назвать слова, в которых присутствует заданный звук.
«Как звучат слова?»
Цель: учить различать на слух разные и схожие слова.
Взрослый называет слова, а ребенок должен различать по звучанию и говорить: похожи или непохожие.
Во время работы над звуковой стороной речи различают знакомство с гласными и согласными звуками. Предлагаю вашему вниманию серию игр, помогающих решению данных задач.
«Замкни цепочку»
Правило: к первому слову подбирается слово, начинающееся с того звука, каким заканчивается первое слово, третье слово должно начинаться с последнего звука второго слова и так далее. Игры могут быть устные, с перекладыванием мяча, а можно выполнить настольную игру с картинками и практиковать детей в выкладывании цепочки без предварительного громкого проговаривания, только по представлению.
Чтобы исключить ошибку и приучить детей действовать по правилу, контролировать самостоятельно ход игры, цепочку следует сделать замкнутой. Если все операции выполняются в нужной последовательности, цепочка замыкается, т.е. начало сходится с концом. Начинать играть нужно с картинки, помеченной специальным значком.
Лото «Назови картинку и найди первый звук»
Цель: научить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.
Описание игры. У детей – карты с нарисованными картинками (по четыре на каждой карте). Ведущий называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.
«Поймай звук»
Цель: выделение в звуковом потоке гласного звука (А, О, У, И, Ы, Э).
Ход игры: взрослый называет и многократно повторяет гласный звук, который ребенок должен выделить среди других звуков (хлопнуть в ладоши, когда услышит). Затем взрослый медленно, четко, с паузами произносит звуковой ряд, например: А – У – М – А – У – М – И – С – Ы – О – Э – Р – Ш – Ф – Л – В – З – Ж – Х – Ы – А
Дидактическая игра «Узнай звук».
Детям предлагается прослушать текст и назвать, какой звук чаще всего встречается в нем:
Тут мышка. У мышки мышата. Мышка шумит. Мышата шуршат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «О слове, о речи, о культуре общения»
Сегодня наш разговор - о слове, о речи, о культуре общения. Давайте дадим определения, что такое слово, речь, язык, общение и культурные нормы. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена...
Тема "О слове, о речи, о культуре общения"
О слове, о речи, о культуре общенияТема: «О слове, о речи, о культуре общения»Воспитание человека предполагает не только развитие навыка говорения, но не в меньшей степени и навыка внимательного слуша...
Картотека художественного слова "Культура поведения"
Картотека поможет воспитателю сформировать навыки культуры поведения в различных ситуациях на примере героев стихотворений. Картотеку я использую в работе с детьми раннего и младшего дошкольного возра...
Конспект игровых технологий по культуре поведения детей «Волшебное слово»
С самого раннего детства ребенок вступает в сложную систему взаимоотношений с окружающими людьми (дома, в дет/саду и т.д.) и приобретает опыт общественного поведения. Формировать у детей навыков повед...
Конспект подгруппового занятия с использованием Здоровье сберегающих технологий с детьми старшего дошкольного возраста Тема: Культура речи: звук [р] в словах. Рисование на тему «Цветы на лугу».
Тема: Культура речи: звук [р] в словах. Рисование на тему «Цветы на лугу».Цели: учить передавать в рисунке характерные особенности весенних цветов: окраску, строение цветка, стебля, листьев, кра...
Методическая разработка одного из раздела общеобразовательной программы образовательной области «Коммуникация» по теме: «Использование художественного слова в развитие звуковой культуры речи»
Методическая разработка одного из раздела общеобразовательной программы образовательной области «Коммуникация» по теме: «Использование художественного слова в развитие звуковой культу...
Проект по физической культуре "Слово делу помогает и ребенка развивает" (для детей 5-7 лет с ТНР)
Долгосрочный проект по физической культуре, направленный на развитие речи ребенка, через подвижные игры , игровые упражнения с речевым сопровождением....