Тема "О слове, о речи, о культуре общения"
методическая разработка по теме

О слове, о речи, о культуре общения

Тема: «О слове, о речи, о культуре общения»

Воспитание человека предполагает не только развитие навыка говорения, но не в меньшей степени и навыка внимательного слушания.

Для полноценного развития детей очень важно постоянно общаться с детьми, рассказывать им об увиденном, делиться воспоминаниями из своего детства. Рассматривая фотографии ребенка, необходимо рассказывать ему об интересных случаях из его детства.

Желательно участие родителей в речевых традициях группы: «Копилка слов», «Я дарю тебе словечко», «День рождения звука».

«Копилка слов»- традиция, направленная на расширение, закрепление и конкретизацию словаря ребенка. Ее можно продолжить в семье: подобрать вместе с родственниками красивые слова; подобрать картину с интересным предметом, показать его ребенку и назвать.

По результатам этой работы в группе создаются книжечки, в которых объединяются картинки (рисунки детей и родителей) под соответствующие определения. Например, «Мягкие слова» - на всех картинах предметы и объекты соотносятся с прилагательным «мягкий»: мягкий диван, мягкие игрушки и т. д.

Традиция «Я дарю тебе словечко» вводится постепенно. Рождается она в детском саду. Воспитатель «дарит» ребятам слова к различным праздникам. В последующем он предполагает детям тоже подготовить дома подобные слова – подарки. Например, в подарок ребенку на день рождения дарятся веселые слова, мамам и бабушкам на 8 Марта-добрые и ласковые слова и т. д.

Расширение и активизация словарного запаса происходит на основе углубления представлений детей об окружающей действительности. Именно поэтому необходимо много рассказывать и показывать детям, водить их на экскурсии, проводить наблюдения, рассматривать отдельные объекты и предметы. В семейном кругу желательно рассказывать ребенку о его родственниках: где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они ему приходятся. Необходимо интересоваться у ребенка, как у него прошел день, привлекать его к обсуждению содержания, организации совместных семейных мероприятий.

После просмотра фильмов, прослушивания сказок следует предположить и помочь ребенку подобрать глаголы, раскрывающие действия понравившегося ему персонажа. В старшем дошкольном возрасте детей необходимо упражнять в умении подбирать антонимы к словам: день-ночь, мороз-жара и т. д.

Старших дошкольников интересует происхождение слов вежливости. Им будет интересно узнать, что «спасибо» когда-то значимо «спаси бог», «пожалуйста» произошло от «пожалуйте… хоть сто (раз) », «Здравствуйте» произошло от слова «здоровье», значит, здороваться – желать здоровья.

С детьми старшего дошкольного возраста можно обсуждать правила участия в общем разговоре, правила знакомств, правила выхода из конфликта. Важно обучить детей всему, что связано с этикетом, употреблением «волшебных» и вежливых слов. Вот такие слова мы отдаем из своего запаса детям в течение дня. Вспоминаем и считаем!

Утром – «Доброе утро», «Я рада тебя видеть», «Здравствуй», «Как ты себя чувствуешь? ».

За завтраком, обедом, ужином – «Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Все было очень вкусно».

Во время общения – «Разрешите», «Извините», «Позволь», «Прошу прощения».

После тихого часа – «Как спалось? », «Как твое здоровье? ».

Вечером – «Добрый вечер», «До свидания», «Счастливого пути», «Всего хорошего».

Личный пример взрослых является самым действенным способом воспитания вежливости и речевого этикета. Об этом должны знать т помнить люди, которые окружают ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon о слове о речи30.5 КБ

Предварительный просмотр:

О слове, о речи, о культуре общения

Тема: «О слове, о речи, о культуре общения»

Воспитание человека предполагает не только развитие навыка говорения, но не в меньшей степени и навыка внимательного слушания.

Для полноценного развития детей очень важно постоянно общаться с детьми, рассказывать им об увиденном, делиться воспоминаниями из своего детства. Рассматривая фотографии ребенка, необходимо рассказывать ему об интересных случаях из его детства.

Желательно участие родителей в речевых традициях группы: «Копилка слов», «Я дарю тебе словечко», «День рождения звука».

«Копилка слов»- традиция, направленная на расширение, закрепление и конкретизацию словаря ребенка. Ее можно продолжить в семье: подобрать вместе с родственниками красивые слова; подобрать картину с интересным предметом, показать его ребенку и назвать.

По результатам этой работы в группе создаются книжечки, в которых объединяются картинки (рисунки детей и родителей) под соответствующие определения. Например, «Мягкие слова» - на всех картинах предметы и объекты соотносятся с прилагательным «мягкий»: мягкий диван, мягкие игрушки и т. д.

Традиция «Я дарю тебе словечко» вводится постепенно. Рождается она в детском саду. Воспитатель «дарит» ребятам слова к различным праздникам. В последующем он предполагает детям тоже подготовить дома подобные слова – подарки. Например, в подарок ребенку на день рождения дарятся веселые слова, мамам и бабушкам на 8 Марта-добрые и ласковые слова и т. д.

Расширение и активизация словарного запаса происходит на основе углубления представлений детей об окружающей действительности. Именно поэтому необходимо много рассказывать и показывать детям, водить их на экскурсии, проводить наблюдения, рассматривать отдельные объекты и предметы. В семейном кругу желательно рассказывать ребенку о его родственниках: где они живут, кем работают, какие они замечательные люди, кем они ему приходятся. Необходимо интересоваться у ребенка, как у него прошел день, привлекать его к обсуждению содержания, организации совместных семейных мероприятий.

После просмотра фильмов, прослушивания сказок следует предположить и помочь ребенку подобрать глаголы, раскрывающие действия понравившегося ему персонажа. В старшем дошкольном возрасте детей необходимо упражнять в умении подбирать антонимы к словам: день-ночь, мороз-жара и т. д.

Старших дошкольников интересует происхождение слов вежливости. Им будет интересно узнать, что «спасибо» когда-то значимо «спаси бог», «пожалуйста» произошло от «пожалуйте… хоть сто (раз) », «Здравствуйте» произошло от слова «здоровье», значит, здороваться – желать здоровья.

С детьми старшего дошкольного возраста можно обсуждать правила участия в общем разговоре, правила знакомств, правила выхода из конфликта. Важно обучить детей всему, что связано с этикетом, употреблением «волшебных» и вежливых слов. Вот такие слова мы отдаем из своего запаса детям в течение дня. Вспоминаем и считаем!

Утром – «Доброе утро», «Я рада тебя видеть», «Здравствуй», «Как ты себя чувствуешь? ».

За завтраком, обедом, ужином – «Приятного аппетита», «Благодарю», «Спасибо», «Все было очень вкусно».

Во время общения – «Разрешите», «Извините», «Позволь», «Прошу прощения».

После тихого часа – «Как спалось? », «Как твое здоровье? ».

Вечером – «Добрый вечер», «До свидания», «Счастливого пути», «Всего хорошего».

Личный пример взрослых является самым действенным способом воспитания вежливости и речевого этикета. Об этом должны знать т помнить люди, которые окружают ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «О слове, о речи, о культуре общения»

Сегодня наш разговор - о слове, о речи, о культуре общения. Давайте дадим определения, что такое слово, речь, язык, общение и культурные нормы. Слово – это средство общения между людьми, способ обмена...

«Учёный кот и мышки- глупышки» - учебное пособие для развития речи и культуры общения.

    Практика показала, что дошкольники и на занятиях, и в режимных моментах, и в играх усваивают информацию лучше, если используется театрализация: знания надолго отложатся в пам...

Конспект занятий по развитию речи и культуре общения в средней группе. День рождение пчелки.

В этическом воспитании детям показывается  эффективность доброжелательного , културного общения и поведения , воспитание  желания быть добрым , отзывчивым , вежливым;В речевом воспитан...

Развитие речи и культуры общения через театрализованную игровую деятельность.

С самых ранних  лет ребенок стремится проявить творчество.В его развитии нам помогает  театрально-игровая деятельность.Как лучше организовать эту работу, как сделать так, что бы детям нравил...

Родительское собрание на тему "О слове, о речи, о культуре общения"

Задачи собрания:1. Дать возможность родителям задуматься над проблемами воспитания культуры речи у детей2. Привлечь к совместной работе по овладению культурой речи детьми.3. Обогащение социального опы...

Родительское собрание:« О слове, о речи, о культуре общения».

Родительское собрание:« О слове, о речи, о культуре общения»....