Проект по физической культуре "Слово делу помогает и ребенка развивает" (для детей 5-7 лет с ТНР)
проект по физкультуре (старшая группа)

Титаренко Марина Вячеславовна

Долгосрочный проект по физической культуре, направленный на развитие речи ребенка, через подвижные игры , игровые упражнения с речевым сопровождением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ детский сад № 210 «Ладушки», корпус 4, г.о.Тольятти

        

ПРОЕКТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

«СЛОВО ДЕЛУ ПОМОГАЕТ И РЕБЕНКА РАЗВИВАЕТ»

Выполнил:

инструктор по физической культуре

высшей квалификационной категории

Титаренко М.В.

Тольятти – 2024

ТЕМА

«Слово делу помогает и ребенка развивает»

Развитие речи детей старшей (смешанной) группы с ТНР средствами физической культуры

УЧАСТНИКИ

Дети старшей (смешанной) группы 5-7 лет с ТНР;

       - Родители (законные представители) воспитанников;

       - Воспитатели;

       - Инструктор по физической культуре высшей квалификационной категории Титаренко Марина Вячеславовна.

ТИП ПРОЕКТА

Долгосрочный (октябрь 2024 – май 2025гг.)

ПРОБЛЕМА

(основания для разработки)

Количество воспитанников с ТНР, в нашем дошкольном учреждении, увеличивается из года в год (таб.1)

Количество воспитанников с ТНР (чел.)

2020-2021

2021-2022

2022-2023

2023-2024

2024-2025

21

25

30

33

46

У таких детей наблюдается:

  • низкий активный словарь;
  • трудности с обучением чтению и письму (мелкой моторикой);
  • сложности с выполнением словесных инструкций, движений под счет;
  • нарушение общей моторики, координации, несогласованность в работе рук, ног и дыхания, нарушение артикуляции;
  • преобладание одного из процессов возбудимости (торможение/возбуждение), склонность к переутомлению, в т.ч. психоэмоциональному.

Таким образом, у данного контингента воспитанников, возникают объективные трудности с социализацией и дальнейшим обучением.

АКТУАЛЬНОСТЬ

(новизна и ценность)

Использование в работе с воспитанниками 5-7 лет с ТНР таких средств физической культуры, как:

    - подвижные игры;

    - игровые упражнения с речевым сопровождением;

    - пальчиковая гимнастика

    - нейро-фитнес;

    - считалки, загадки на тему спорта и физкультуры,

позволяет не только способствовать развитию крупной и мелкой моторики, правильного дыхания, координации и баланса, но и формировать новые нейронные связи в головном мозге, предотвратить утомление, снять стрессы, сохранить и восстановить физическое, психическое и эмоциональное равновесие воспитанников.

Следовательно, создать условия для успешной социальной  адаптации        воспитанников с ТНР, согласно требованиям ФГОС ДО и ФОП ДО.

ЦЕЛИ

- Развитие речевых навыков воспитанников, через подвижные игры и игровых упражнения с речевым сопровождением;

- Профилактика психоэмоционального утомления у детей 5-7 лет с ТНР, с помощью средств физической культуры.

ЗАДАЧИ

1. Создать условия для повышения двигательной активности, способствующей развитию речи воспитанников;

2. Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, в сочетании с речевым сопровождением;

3. Развивать сотрудничество между участниками  образовательного процесса: воспитанниками, педагогами, родителями (законными представителями), через разнообразные формы работы по физическому воспитанию;

4. Вызывать эмоциональный отклик и желание участвовать в лого-ритмических и подвижных играх по координации речи с движением, игровых упражнениях на развитие мелкой моторики, способствовать выразительности речи и движения.

5. Укреплять психоэмоциональное здоровье воспитанников с ТНР, в процессе игровых лого-ритмических упражнений, подвижных игр с речевым сопровождением, нейро-игр и др.;

6. Формировать у воспитанников с ТНР умение самостоятельно снижать уровень психоэмоционального утомления через оптимизацию физической нагрузки в процессе игр и игровых упражнений;

7. Повышать уровень познавательной активности, развивать творческие способности, коммуникативные навыки, умение работать в команде у воспитанников с ТНР

  • развивать навыки проектной деятельности,
  • формировать умение принимать участие в создании совместно с педагогами и родителями книжки-малышки о видах спорта, сказок о спортивном инвентаре.

ЭТАПЫ:

Подготовительный этап (аналитико-диагностический):

  • Изучение специализированной литературы и мониторинг интернет-ресурсов
  • Систематизация информации:
  • Подбор игр и упражнений с художественным словом;
  • Подбор комплексов утренней гимнастики с текстом;
  • Подбор комплексов гимнастики-побудки с художественным словом;
  • Использование фольклорного материала (потешки, считалки и скороговорки, загадки и сказки,  игры с речитативом);
  • Подготовка сценария физкультуроно-спортивно-логопедического развлечения «Незнайка в Космолэнде», семейного досуга «День здоровья»;
  • Придумывание сказок о физкультурном инвентаре.

Основной этап (непосредственно реализация проекта):

С воспитанниками:

  • Интегрированные физкультурные занятия;
  • Подвижные игры с художественным словом;
  • Утренняя и бодрящая гимнастика на содержание литературных текстов;
  • Кинезиологические, лого-ритмические, нейро- упражнения;
  • Спортивные игры, соревнования-эстафеты

     «День здоровья»;

  • Физкультурно-спортивно-логопедическое развлечение «Незнайка в Космолэнде»;
  • Совместно с педагогом создание лэпбука «Бегаем, играем, говорим».

Работа с родителями (законными представителями)

  • Беседы, консультации:
  •  «Развитие речи детей средствами физкультурно-оздоровительной работы»;
  • «Развитие речи детей через подвижные игры»;
  • Папки – передвижки:
  •  «Развиваем пальчики – развиваем речь»;
  • «Физкультура и речь»;
  • Совместное творчество с детьми: придумывание сказок о физкультурном инвентаре и изготовление книжек-малышек;
  • Участие в семейных соревнованиях-эстафетах «День здоровья».

Заключительный этап

  • Итоговое мероприятие физкультурно-спортивно-логопедическое развлечение «Незнайка в Космолэнде»
  • Выставка книжек-малышек «Сказка о физкультурном инвентаре»
  • Презентация лэпбука «Бегаем, играем, говорим».

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Для детей:

  • Повышен уровень развитие основных физических качеств: ловкость, быстрота, выносливость, координация, баланс;
  • Снижена заболеваемость, укреплено здоровье, при помощи подвижных игр с художественным словом;
  • Выработан стойкий интерес и приобретены навыки здорового образа жизни;
  • Развита связанная речь, обогащён словарного запаса (считалки, речевки, подвижные игры с художественным словом);
  • Сформирован навык саморегуляции  психоэмоционального утомления, укреплено психоэмоциональное здоровье воспитанников.

Для педагогов:

  • Сформировано сознательное отношение к собственному здоровью;
  • Пополнена методическая база по теме проекта;
  • Улучшена  развивающая предметно-пространственная среда.

Для родителей (законных представителей):

  • Повышена компетентность о влиянии подвижных игр с художественным словом, лого-ритмических и нейро-упражнений на физическое развитие ребенка и его речь;
  • Вызван стойкий интерес к занятиям физкультурой и спортом совместно с детьми;
  • Сформировано намерение соблюдать правила и навыки здорового образа жизни в семье.

ПЕРСПЕКТИВА

(эффектвность)

1. Результаты проекта обеспечат повышение компетенций воспитанников, педагогов и родителей (законных представителей) в использовании разнообразных средств физической культуры для:

- развития основных физических качеств;

- развития крупной и мелкой моторики, координации, баланса, новых  нейронных связей;

- формирования и развития навыков здорового образа жизни;

- развития речи и повышения активного словаря;

  • умения снижать уровень психо-эмоционального утомления, через  оптимизацию физической нагрузки.

2. Обогащение РППС группы воспитанников с ТНР.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТА

  • Тематический план по проекту «Слово делу помогает и ребенка развивает»
  • Конспекты физкультурно-спортивных мероприятий
  • Картотеки физкультминуток, игр с речевым српровождением, дидактических игр на спортивную тематику, лого-ритмических, нейро, кинезиологических упражнений, спортивный лэпбук.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Что делать, если твоего ребенка обижают другие дети

Советы родителям, как поступить в такой ситуации....

Консультация для родителей "Аппликация помогает ребенку развиваться"

Уважаемые родители! Ваш ребёнок подрос. Ему уже больше трех  лет. Вы видите, как он изменился, повзрослел, поумнел. И Вы, несомненно, рады этому. Ведь в этом немало Вашей заслуги! Вы часто гуляет...

Аппликация помогает ребенку развиваться

Консультация для родителейАппликация помогает ребёнку развиваться. Воспитатель МБДОУ №345 Серепенкова Марина Викторовна    Уважаемые родители! Ваш ребенок подрос. Ему уже больше двух ле...

Проект психолого-педагогического сопровождения Гончарная мастерская «Твори и развивайся» для детей с особенностями развития.

Дошкольное образование: создание образовательной среды для инклюзивного образования дошкольников...

Беседа с родителями «Что делать если ваш ребенок кусает других детей?»

Беседа с родителями «Что делать если ваш ребенок кусает других детей?»...

проект "Дидактическая ира по принципу Виммельбуха или как развивать речь детей в игровой форме"

В речи детей часто отсутствует логическое обоснование своих утверждений и выводов. Особенно это заметно и у детей с ЗПР, так как у них присутствует  незрелость психических функций, вследствие мед...