Конспект НОД на тему: «Звуки «Ф», «ФЬ». Буква Ф»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Конспект занятия в старшей группе "Звуки "Ф", "ФЬ". Буква Ф"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_f_f._bukva_f.docx | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение средняя общеобразовательная
школа №15 городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан
Конспект НОД на тему:
«Звуки «Ф», «ФЬ». Буква Ф»
образовательная область: речевое развитие
возрастная группа: старшая группа
Мансурова Резеда Фанаисовна |
Цель: познакомить детей со звуками Ф, ФЬ и буквой Ф.
Задачи:
– учить выделять звук в ряду других звуков, в составе слова;
– познакомить с буквой Ф как письменным знаком согласных звуков [Ф – ФЬ];
– совершенствовать умение подбирать прилагательные к существительным;
– развивать слуховое восприятие, мелкую моторику, связную речь, словарный запас;
– воспитывать желание заниматься, сообразительность, наблюдательность, чувство коллективизма.
Оборудование: звуковые кубики, предметные картинки на звук «Ф», игрушки животных, фанты.
Ход НОД
I. Вводная часть.
- Коммуникативное упражнение «Здравствуйте!».
Я с утра пришла сюда,
Здравствуйте, мои друзья,
Здравствуй, солнце и земля,
Это я... (по очереди дети называют себя по имени)
Здравствуйте!
- Ребята, вы любите ходить в гости?
- У кого вы бывали в гостях?
Сегодня на занятии я приглашаю вас отправиться в страну, имя которой «Звуки».
2. Актуализация знаний детей.
- Ребята, в этой стране было два королевства (показ карты королевства).
Жители одного королевства, которое маленькое, умеют громко кричать, петь, завывать и баюкать. Как вы уже догадались, жители этого королевства назывались…гласные.
- Каким цветом обозначаются на схеме гласные звуки? (красным).
- Давайте заглянем в это королевство.
Игра «Не ошибись».
- Сейчас я буду произносить звуки, а вы будете поднимать свои сигналы (квадраты красного цвета) только тогда, когда услышите гласный звук. (Называю звуки [А], [С], [У], [Д], [Э], [К], [О], [Ы], [К], [И], [Н], [В]).
- Жители большого королевства умеют шелестеть, скрипеть, даже фыркать и шипеть.
- Как называются жители этого королевства? (согласные)
- Каким цветом обозначаются твердые согласные на схеме? (синим) Мягкие согласные? (зеленым)
- Сейчас я назову твердый или мягкий согласный звук и передам мяч одному из вас. Тот, кто получил мяч, должен вспомнить и назвать его пару и вернуть мяч обратно. (Называю звуки [М], [Л], [КЬ], [НЬ], [Р], [ГЬ], [Д], [ВЬ]).
Молодцы!
II. Основная часть.
1. Изучение нового материала.
- Ребята, давайте пройдем в королевство «Согласные»» и познакомимся поближе с его жителями. Но посмотрите, у ворот королевства стоит великий страж. Войти в королевство могут только те, кто отгадает его загадки. Ну, что, попробуем?
Праздник, праздник у ворот,
Кто встречать его пойдет?
Я, и верный мой дружок –
Красный маленький… (флажок).
- Назовите первый звук в слове «флажок» (звук [Ф]).
- Как вы считаете, этот звук гласный или согласный? (согласный) Почему? Твердый или мягкий? (твердый)
- Каким цветом мы будем обозначать звук [Ф] на схеме? (синим)
- Хлопните в ладоши, когда услышите слово со звуком [Ф]:
Фазан, одуванчик, фокусник, жирафы, ваза, фары, шарф, фотограф.
- Послушайте еще одну загадку:
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей боятся этих
Мыши, прячутся, дрожа!
Очень уж суровы совы и кто? (филины).
- Назовите первый звук в слове «филины» (звук [ФЬ]). Охарактеризуйте его (согласный, мягкий, обозначается на схеме зеленым цветом).
- Хлопками покажите количество слогов в слове «фи-ли-ны». Назовите первый слог, второй, третий.
- Путь в королевство открыт! Нас уже ожидает сама королева «Буква Ф». Но прежде чем нас принять, королева хочет узнать, какие гости к ней прибыли. Она предлагает нам вспомнить: звуки мы что делаем? (слышим и произносим). Но у каждого звука есть свой письменный знак – буква. Буквы мы что делаем? (видим и пишем).
- Звуки [Ф] и [ФЬ] обозначаются буквой Ф. А вот и сама королева, познакомьтесь с ней (показываю букву Ф).
- На что похожа буква Ф? (ответы детей)
Дедушка надел очки –
И смешно вдруг стало:
Он похож на букву Ф,
А я-то и не знала.
- Проведите указательным пальцем по этой букве.
- Возьмите из контейнера счетные палочки и выложите у себя на столе букву Ф.
- Какую букву вы сложили?
- Ребята, королева хочет показать нам свое королевство. Наша дорога идет по мосту. Переходим по мосту.
2. Физкультминутка.
Показал нам фокус Мишка – переваливаться с одной ноги на другую
Заяц фотоаппарат принес – прыжки на месте
Фартуки купил волчишка – руки на поясе, наклоны в стороны
Ежик фруктов воз привез – присесть, обняв колени
3. Закрепление материала.
- Ребята, жители королевств были очень дружными, любили играть, ходить друг к другу в гости. Так образуются слоги.
Игровое упражнение «Что получится».
- Если я произнесу звук [А], потом звук [Ф], что получится? (АФ)
Если я произнесу [Ф], потом [У], что получится? (ФУ)
Если я произнесу [О], потом [Ф], что получится? (ОФ)
Если я произнесу [Ф], потом [Ы], что получится? (ФЫ)
- А теперь из букв разрезной азбуки составьте слоги (один человек работает у доски с помощью магнитной азбуки):
ФО УФ ФА ИФ
Молодцы!
- Слоги, в свою очередь, соединяясь вместе, образуют слова.
- Прочитайте слоги и договорите их до целого слова.
ФИ… (фигура, филин)
ФА… (фары, фартук)
III. Заключительная часть.
А теперь настала пора
Возвращаться нам, друзья.
Жители королевств благодарят вас за работу.
- Что нового узнали на занятии?
- С какой буквой познакомились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока обучения грамоте в подготовительной группе.Тема:Звуки [x] и [х’], буква Х».
Занятие знакомит детей с буквой "Х" и звуками [x] и [х’]...
Конспект занятия по теме "Звуки Б, Б\'. Буква Б"
Конспект занятия по теме "Звуки Б, Б\'. Буква Б"...
Формирование звукопроизношения (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение.
Формирование звукопроизношения и подготовка к школе (подг. гр.). Конспект занятия по теме: "Звуки, буквы" - повторение....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по теме «Звук Р в словах и предложениях» (подгрупповое логопедическое занятие для дошкольников старшего возраста) «Приключения звука [р] и буквы Р» по сказке К.И. Чуковского «Краденое солнце»
Вид занятия: коррекционно-развивающийЦель: закрепить произношение звука Р в словах и предложениях;- правильное произношение звука «р» в речи;- развитие слухо-произносительных навыков;- развитие функци...
Конспект НОД по теме: « Звук и буква Д» на материале лексической темы «Поздняя осень»
Цель:Знакомство с буквой Д.Задачи: - Определение наличия звуков «д», «дь» в словах; - Дифференциация звуков «д» - «дь» в словах; - Закрепление признаков поздней осени...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР) Тема «Звуки [К] – [К’] и буква К » Лексическая тема «Перелётные птицы»
Представлен план-конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (ТНР), в котором используется пальчиковый театр в рамках изучаемой тем...