«Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста»
статья по развитию речи (старшая группа)
Одной из самых актуальных проблем современности является именно развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их интеллектуально-творческого потенциала.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_detskaya_zhurnalistika.docx | 85.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 2
Проект
на тему
«Детская журналистика,
как средство формирования
исследовательских умений
и навыков у детей старшего
дошкольного возраста»
Разработала:
Морозова Е.В.
воспитатель
1 квалификационной
категории
г. Саров 2019 г.
Название проекта:
«Детская журналистика, как средство
формирования исследовательских умений и
навыков у детей старшего дошкольного
возраста».
Категория проекта: педагогический.
Вид проекта: информационно-познавательный.
Срок реализации проекта: долгосрочный (сентябрь – май)
1.Постановка проблемы
Знание только тогда знание,
когда оно приобретено усилием мысли, а не памятью.
Л.Н.Толстой
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее. Чтобы они были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, нужно научить их легко и быстро воспринимать информацию, анализировать ее, осваивать новое, находить неординарные решения в различных ситуациях.
Одной из самых актуальных проблем современности является именно развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их интеллектуально-творческого потенциала. Дошкольники затрудняются или не умеют:
- ставить перед собой цели в соответствии с гипотезой;
- формулировать гипотезы;
- анализировать проблемные ситуации;
- самостоятельно находить пути и способы решения проблемы;
- действовать вместе с другими;
- добиваться конечного результата и т.д.
Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое - основа формирования этого качества.
В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, она развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. В результате данной деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом. Детская журналистика способствует формированию исследовательских умений и навыков, основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное творческое познание, социальной уверенности.
Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Всё это является очень важным и необходимым для успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал».
В.А.Сухомлинский
2. Цель проекта:
Формирование культурной, творческой, социально-активной личности, ориентированной на социально-значимую деятельность.
3.Задачи:
Формировать, актуализировать и обогащать субъективный опыт дошкольников.
Целенаправленно развивать познавательные процессы, включающие в себя: умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий.
Научить раскрывать причинно-следственные связи между явлениями окружающей действительности.
Научить строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами.
Развивать способность к поисково-исследовательской деятельности, к экспериментированию и проведению различных опытов.
Использовать разнообразные формы общения, развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас.
Учить проявлять доверие и толерантность во взаимодействии; формировать организаторские способности, умения, навыки и действия работать по определённым игровым правилам, доводить начатое дело до конца.
Воспитывать умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров.
4. Этапы внедрения проекта:
Организационный этап:
- определение цели и задач проекта, составление плана мероприятий;
- предварительная работа по сбору информации;
- подготовка анкетирования родителей.
Основной этап:
- инновационная образовательная деятельность с детьми, педагогами и родителями;
- исследовательская деятельность;
- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;
- организация кружковой деятельности.
Заключительный этап:
- систематизация собранного материала по теме;
- анализ проведённой деятельности; организация пресс-центра и еженедельный выпуск газеты.
5. Календарь внедрения проекта
Организационный этап
- Просмотр презентаций, DVD – фильмов, открыток, фотографий о журналистике.
- Сбор материалов по данной теме.
- Круглый стол «Журналист – профессия творческая» (совместная встреча родителей и детей).
- Оформление родительского уголка: консультации, статьи, фотовыставка, игротеки.
- Анкетирование родителей с целью выявления знаний по теме проекта.
Основной этап
Работа с детьми
Образовательная область | Формы и методы работы | Сроки |
Познание |
| В течение года В течение года В течение года. В течение года Ноябрь В течение года. Май |
Коммуникация |
| В течение года |
Чтение художественной литературы |
| В течение года
Март Апрель |
Социализация |
«Посмотри на мир чужими глазами», «Тема одна – сюжетов много», «Угадай, о чём спросили», «Угадай о ком я говорю» и другие. 4.Творческая игра «Какие предметы делают жизнь журналиста удобной? | В течение года |
Музыка |
| В течение года Апрель |
Художественное творчество |
| В течение года |
Безопасность | Издание репортажей по правилам безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. | В течение года |
Здоровье | Проведение пальчиковых, дыхательных, глазных гимнастик, массажей, релаксаций, коррекционных упражнений с учётом темы проекта. | В течение года |
Труд |
| В течение года |
Работа с родителями воспитанников
№ | Формы и методы работы | Сроки |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. | Анкетирование родителей с целью выявления знаний по теме проекта. Круглый стол «Журналист – профессия творческая» (совместная встреча родителей и детей). Оформление родительского уголка: консультации, статьи, фотовыставка, игротеки (информация в течение года изменяется). Участие в творческих городских и всероссийских конкурсах в соответствии с тематикой репортажа. Творческий марафон семейных газет в рамках тематических недель. Художественная мастерская: помощь в оформлении репортажей на темы «Правила пожарной безопасности», «Природа задыхается – опомнись человек!», «Город будущего» и другие. Домашняя игротека «Игры по журналистике». Встречи с представителями различных профессий. Участие в сборе материалов для мини-музея. Проведение праздника «Город – труженик» (совместно с детьми). Режиссёрская игра «Говорит и показывает Брусничка» (совместно с детьми). | Сентябрь В течение года
В течение года. Апрель Май |
Работа с педагогами
№ | Формы и методы работы | Сроки |
1. 2. 3. 4. 5. 6. | Предоставление опыта работы «Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста»». Викторина «Журналистика – целая наука». Сообщение из опыта работы «Исследовательские умения и навыки». Открытый просмотр НОД «Мы – журналисты» в рамках городского конкурса методических разработок «Воспитатель ДОУ». Консультации: «Профессия – журналист», «Роль детской журналистики в развитии ребёнка» и другие. Семинар – практикум «Игры по журналистике». | Февраль Ноябрь Декабрь Март В течение года. Апрель |
Заключительный этап
- Торжественное открытие мини-музея по журналистике.
- Проведение выставки для родителей, детей других детских садов и школ, педагогов на тему «Мы – журналисты!» (дети проводят сами).
- Организация пресс-центра в группе.
6. Предполагаемые результаты:
Детская журналистика вызывает большой интерес у дошкольников и может быть использована как средство повышения уровня речевой, познавательной и коммуникативной компетентности воспитанников ДОУ.
7. Механизм оценки результатов:
Для того, чтобы оценить результаты работы по проекту будет проделана следующая работа:
- Анализ работы по плану.
- Самоанализ педагога.
- Оценка практической значимости проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".
Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоят...
Сообщение из опыта работы "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".
Изучая структуру современных инновационных технологий, я пришла к выводу, что одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и вос...
Информационно-познавательный проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Одной из самых актуальных проблем современности является развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их интеллектуально-творческого потенциала. Уникальность проекта в том, чт...
Самообразование на тему: «Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста».
Расширение и повышение модели методической работы по повышению профессиональной компетенции в использовании педагогической технологии детская журналистика. ...
Детская журналистика, как средство формирования познавательной, речевой, коммуникативной деятельности детей подготовительной к школе группы.
В условиях реализации в образовательном процессе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на фо...
«Детская журналистика как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Детская журналистика способствует формированию исследовательских умений и навыков, основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное творческое познание, социальной уверенности. В...
«Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитаннико...