«Детская журналистика как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста»
проект (подготовительная группа)
Детская журналистика способствует формированию исследовательских умений и навыков, основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное творческое познание, социальной уверенности. В результате данной деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом, журналистское расследование сформирует инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 62.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида Малышка»
Педагогический проект
«Детская журналистика как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста »
Автор: Пугач Наталья Анатольевна,
воспитатель
с. Выдрино
2019
Описание проекта и его обоснование
Актуальность
Целевые ориентиры ФГОС ДО предполагают формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитанников ждет интересное будущее.
По итогам мониторинга было выявлено: не все дети способны взаимодействовать с социальным окружением, не проявляют инициативу, не всегда способны задать правильно вопросы, не могут найти нестандартные решения в проблемных ситуациях. Для решения возникших проблем, для того чтобы дети были успешными, умело ориентировались в постоянно меняющемся мире, легко и быстро воспринимали информацию, анализировали ее, осваивали новое, находили неординарные решения в различных ситуациях, был разработан и успешно реализован проект "Детская журналистика как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".
Детская журналистика способствует формированию исследовательских умений и навыков, основ научного мышления, деятельности, направленной на самостоятельное творческое познание, социальной уверенности. В результате данной деятельности дошкольники учатся ориентироваться и продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социумом, журналистское расследование сформирует инициативность, самостоятельность, уверенность в своих силах, чувство собственного достоинства.
Уникальность данного проекта ещё и в том, что его можно использовать для реализации любой образовательной области и в полной мере основываться на интегрированном подходе.
Цель проекта: формирование исследовательских умений и навыков старших дошкольников
Задачи:
- развивать умение наблюдать и сравнивать, замечать общее в различном, отличать главное от второстепенного, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий.
-научить раскрывать причинно-следственные связи между явлениями окружающей действительности.
-научить строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами.
-развивать способность к экспериментированию и проведению ++
-использовать разнообразные формы общения, развивать монологическую и диалогическую речь, обогащать словарный запас.
-учить проявлять доверие и толерантность во взаимодействии; формировать организаторские способности, умения, навыки и действия работать по определённым игровым правилам, доводить начатое дело до конца.
-воспитывать умение работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров.
-привлечь к активному взаимодействию родителей старших дошкольников.
Исходными теоретическими основами для организации проекта являются:
- Основы журналистики Юрия Лобанова: жанры, виды, приемы написания статей, очерков, заметок и т.д.
- Упражнения, советы и рекомендации для начинающих Королева и Павлушкина
Возраст детей: 5-7 лет
Срок реализации: один год
Механизм реализации проекта
Работа в рамках проекта:
1.Организационно-подготовительная работа (первые две недели сентября):
Работа предполагает проведение первичной диагностики детей и анкетирование родителей, сбор материалов, подготовку атрибутики.
2. Этапы с детьми (октябрь - май) включают три ступени работы, отличающиеся содержанием и решаемыми задачами.
- "Покажи мне, и я научусь"
На первом этапе предполагается сотрудничество педагога с детьми. Вместе мы изучаем теоретические основы журналистики, ищем темы, ставим задачи и решаем их.
Поставленные задачи решаются в форме образовательной деятельности с использованием различных методов, таких как: моделирование ситуаций, наблюдения, развивающие и сюжетно-ролевые игры, тренинговые упражнения, импровизации, рассматривание иллюстраций и фотографий, беседы, обсуждения.
В ходе образовательной деятельности используются наглядные, проблемные, практические и словесные методы обучения. Работа с детьми построена на коммуникативно – познавательной основе, что представляет детям творческую самостоятельность. Развитие речи, словесно – логического мышления, памяти и фантазии позволяет воспитывать самостоятельно мыслящую, творческую личность. Исследовательские умения и навыки формируются и совершенствуются в игровом общении: «Посмотри на мир чужими глазами», «Составь рассказ, используя данную концовку», «Тема одна – сюжетов много», «Угадай, кто я», «Звукооператор», «Журналист – профессия творческая» и другие.
Большое внимание я уделяю организации режиссерской игры «Мы – журналисты», которая завоевала детское признание своим своеобразием и многообразием атрибутики, максимальной приближенностью к действительности. Ведь журналисты, ведущие различные телепередачи и делающие репортажи, – это ежедневные гости в квартире каждого ребенка. Дети запоминают их лица, узнают по манере говорить, пытаются им подражать. Поэтому игра «Журналисты» оказалась ближе и понятнее детям.
Также на этом этапе предлагается организация экскурсий на школьное телевидение и издательство газеты, встречи с интересными людьми. Работа эта проходит в соответствии с тематикой репортажа.
В ходе хорошо продуманной деятельности дети учатся узнавать и различать виды и жанры журналистики, видеть ее особенности, высказывать свое мнение о ней, понимать ее назначение в жизни людей. Юные корреспонденты знакомятся с профессиями журналиста, специального корреспондента, фоторепортера, звукооператора, художника, дизайнера, обозревателя, комментатора, актера, диктора, с особенностями их творческого труда.
Дети учатся самостоятельно, активно и целенаправленно брать интервью, последовательно рассматривать газетные жанры, соотносить увиденное с личным опытом, чувствами и представлениями.
В зависимости от тематики недели мероприятия включают в себя различные познавательные темы: «Профессии», «Животные Сибири», «Наше село», «Зимушка – зима» и т.д.
Проводится и индивидуальная работа с детьми: беседы на различные темы с каждым ребенком отдельно или моделирование различных ситуаций общения с небольшой группой детей (2-3 ребенка).
В качестве наиболее эффективного приема развития исследовательских умений и навыков я использую моделирование. Замена вербальных абстрактных образов зрительными значительно облегчает обучение. Мной были разработаны опорные карты-схемы, которые используются ребенком для воспроизведения или создания диалога.
Например, в процессе обучения детей умению брать интервью, им предлагаются карточки с изображенными на них картинками - символами. Вместе со мной ребята оговаривают возможные варианты вопросов, которые можно задать, опираясь на них. Затем, уже в ходе самого интервью, ребенок - корреспондент строит диалог, имея зрительную опору в виде картинок-символов.
Система проведения образовательной деятельности построена с учетом принципов последовательности и системности в формировании знаний, навыков и умений, в ходе которой у дошкольников закрепляется представление о том, что журналист – профессия творческая. Через ознакомление с журналистикой дети подводятся к пониманию того, что журналистика – это целая наука!
На первом этапе также проходит знакомство родителей с теоретическими основами журналистики: круглый стол "Журналист – профессия творческая", мастер-класс "Учимся брать интервью" и другие формы. В ходе проведения этих мероприятий родители знакомятся с профессией, с жанрами журналистики, учатся брать интервью. Такая работа с родителями помогает педагогу в реализации второго этапа.
- "Давай сделаем вместе"
На этом этапе дети сотрудничают с родителями. Они вместе ставят задачи и решают их. Ребенок, опираясь на те знания, которые получил в ходе первого этапа, пробует писать заметки, новости, а родители помогают выбирать темы, подбирать слова, получают новые знания от своих детей. Юные журналисты с родителями вместе взаимодействуют с социальным окружением: берут интервью, посещают мероприятия, о которых потом составляют заметки. Воспитатель проводит тренинги, где родители и их дети являются одной командой, учатся взаимодействовать, устанавливая партнерские отношения. Проектирование ориентировано на уникальные отношения «ребёнок-взрослый», которые строятся на соучастии в деятельности, предполагающее общение на равных. Ребёнок выдвигает различные идеи, рассуждает, экспериментирует. Этот этап не только благотворно влияет на детско-родительские отношения, но и дает родителям новые знания, а у детей формируется чувство уверенности в себе.
- "Я могу применять свои знания сам"
На этом этапе дети уже самостоятельно ставят перед собой задачи, ищут решения, собирают материал без помощи взрослого, составляют новости, заметки, статьи, а взрослый оформляет их мысли на бумаге.
3.Анализ полученных результатов (вторая половина мая).
На данном этапе проводится итоговая диагностика и анкетирование родителей. Все данные анализируются. Родители получают дополнительные рекомендации, в проект вносятся коррективы.
Приоритетные направления работы с детьми:
- Социализация детей, формирование адекватных возрасту способов и средств общения с взрослыми и сверстниками;
- Сохранение психического здоровья;
- Развитие речи и речевого общения;
- Развитие познавательной сферы и расширение кругозора;
- Развитие основных видов деятельности (предметной, орудийной, игровой, продуктивной, конструирование).
Оборудование:
- Микрофоны,
- компьютер,
- блокноты,
- ручки,
- бейджики
- журналистская атрибутика
НОД на первом этапе проводится в рамках кружковой деятельности в помещении с соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил.
Принципы проведения НОД:
- наглядность;
- доступность;
- развивающий и воспитательный характер образовательного материала;
- системность подачи материала.
Форма проведения: групповая
Структура и форма НОД
НОД проводятся один раз в неделю. Длительность НОД - 30 минут
В основную часть НОД входят игры и упражнения, которые дают детям возможность узнать теорию, практически применить свои знания, свободно выражать свои эмоции, активно взаимодействовать со сверстниками.
Общая структура занятия:
- ритуал приветствия;
- дыхательные упражнения, артикуляционная гимнастика;
- игры на взаимодействие со взрослым и детьми;
- проблемные ситуации, требующие нахождения нестандартных решений;
- теоретический блок;
- игры, направленные на формирование практических навыков;
- ритуал прощания.
Диагностика
Первоначальная диагностика проводится с третьей недели сентября. Итоговая диагностика организуется в мае. Диагностика основывается на методе фиксированного наблюдения в естественных или моделируемых ситуациях Результаты заносятся в карту наблюдения (Приложение № 1)
В начале и конце года проводится анкетирование родителей (законных представителей) (Приложение № 2 и 3), в течение года родители (законные представители) могут получить индивидуальные консультации.
Направления в работе с родителями (законными представителями):
1. Изучение теоретического материала.
2. Освоение приёмов и методов журналистского опыта.
3. Формирование детско-родительского взаимодействия.
Ожидаемые результаты
Ожидаемый результат в рамках проекта предполагает оценку результативности работы с детьми и родителями (законными представителями).
Ожидаемый результат в работе с детьми
Ребёнок способен:
- наблюдать и сравнивать, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий.
- раскрывать причинно-следственные связи между явлениями окружающей действительности.
- строить простейшие гипотезы, проверять их, иллюстрировать примерами.
- использует разнообразные формы общения, может строить монологическую и диалогическую речь, имеет большой словарный запас.
- проявляет организаторские способности, умения, навыки, действуют по определённым игровым правилам, доводят начатое дело до конца.
- знают жанры и понятия журналистики.
- умеют работать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров.
Ожидаемый результат работы с родителями (законными представителями)
Родители (законные представители):
- знают виды и жанры журналистики;
- знают и применяют эффективные формы взаимодействия со своим ребёнком, учитывая его возрастные и индивидуальные особенности;
- проявляют активную позицию по вопросам взаимодействия с педагогом (задают вопросы, выполняют рекомендации).
Календарный график реализации проекта
Содержание работы | Сроки реализации |
Подготовить методический пакет материалов для работы с детьми и родителями (создание анкет, разработка НОД, подборка материалов для консультации родителей). | Первые две недели сентября |
Первичная диагностика детей | Третья и четвертая неделя сентября |
| В течение года Октябрь, ноябрь, декабрь Декабрь Октябрь В течение года В течение года В течение года В конце года |
1.Проведение мастер-классов для родителей 2.Тренинги для формирования партнерского взаимодействия родителей и детей 3. Оформление родительского уголка: консультации, статьи, фотовыставка, игротеки (информация в течение года изменяется). 4.Создание домашней игротеки «Игры по журналистике». | Ноябрь, декабрь Январь, февраль В течение года Декабрь |
Вторичное анкетирование родителей, итоговая диагностика детей | Май |
Оценка достижений намеченных результатов и отчётность
Оценка результативности ожидаемых результатов осуществляется воспитателем. С этой целью проводится диагностическое обследование на основе мониторинга по программе "От рождения до школы". Полученные результаты представляются на методическом совете ДОУ и являются основанием для оценки результативности проекта.
Для определения результативности проекта за 2018-2019 учебный год проведено диагностическое обследование и анкетирование родителей (законных представителей).
По итогам диагностики детей в начале и конце учебного года были получены следующие результаты:
Параметры | Начало года | Конец года |
Количество детей, способных строить простейшие гипотезы, подтверждать их, иллюстрировать примерами | 0 % |
85 % |
Количество детей, умеющих взаимодействовать в подгруппе и самостоятельно, координируя свои действия с действиями партнёров. | 40 % | 100 % |
Количество детей, проявляющих организаторские способности, умения, навыки, доводящие начатое дело до конца | 50 % | 80% |
Количество детей, умеющих наблюдать и сравнивать, находить закономерности и использовать их для выполнения заданий | 40 % | 90 % |
Количество детей, способных строить диалоги с любым социальным окружением | 30 % | 90 % |
По итогам анкетирования родителей (законных представителей) было выявлено:
1.У 100 % родителей (законных представителей) повысился уровень знаний по теории журналистики.
2. У 80 % родителей (законных представителей) улучшились детско-родительские отношения.
Кроме того, и родители, и дети отметили, что создание газет – это интересно, познавательно и развивает творческое, познавательное саморазвитие.
Работа в рамках проекта является результативной и социально-обоснованной. Правильно организованная журналистская исследовательская деятельность дала возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствовала воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Что в свою очередь является очень важным и необходимым для успешного обучения в школе, адаптации ребёнка в обществе сверстников, в постоянно меняющемся социуме.
Таким образом, инновационный образовательный проект стал неотъемлемой частью моей педагогической деятельности, он не только повышает профессиональный уровень, но и меняет подходы к воспитанию и обучению детей, раскрывает творческий потенциал. А самое главное – детям очень нравится заниматься этим трудным, но интересным делом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".
Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоят...

Сообщение из опыта работы "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".
Изучая структуру современных инновационных технологий, я пришла к выводу, что одной из таких технологий является детская журналистика. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и вос...

Информационно-познавательный проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста"
Одной из самых актуальных проблем современности является развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их интеллектуально-творческого потенциала. Уникальность проекта в том, чт...

Самообразование на тему: «Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста».
Расширение и повышение модели методической работы по повышению профессиональной компетенции в использовании педагогической технологии детская журналистика. ...

«Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Одной из самых актуальных проблем современности является именно развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их интеллектуально-творческого потенциала....

Статья Детская журналистика как средство формирования коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста
Детская журналистика как средство формирования коммуникативных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста...

«Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста»
Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитаннико...