Доклад на тему: "Характеристика стимульного материала для занятий по развитию связной речи".
материал по развитию речи

         муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Светлячок»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                             Доклад на тему:

«Характеристика стимульного материала для занятий по развитию связной речи».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Подменный воспитатель:

Бульц   Людмила Михайловна

Педагог первой квалификационной категории

           

 

 

 

 

Гурьевский округ. п.М. Луговое

 

                                              Доклад

«Характеристика стимульного материала для занятий по развитию связной речи».

  Педагогам известно, что результативность обучения дошкольников связной речи впрямую зависит от качества наглядного (стимульного) материала. Остановимся на его особенностях в современных условиях.

  Разнообразие стимульного материала.

При проведении занятий по развитию связной речи важно расширять палитру используемой наглядности. Новизна наглядного материала, его разнообразие заметно повышают интерес детей к занятиям, их собранность, восприимчивость и активность. Помимо привычного инструментария- сюжетных и предметных картин, - рекомендуется педагогам и родителям использовать: тексты с картинками-включениями, натуральные предметы и объекты, фотографии, репродукции, пиктограммы, опорные сигналы, схемы, иллюстрации, коллажи, предметы-заменители, видеоматериалы, слайды и слайд-шоу, диафильмы, детские рисунки.

     Современность текстов, сюжетов, картин.

Выбирая картины для занятий, важно помнить, что их сюжет должен быть эмоционально близок ребенку, а изображенные объекты –затрагивать его чувственный опыт. Современному малышу могут быть не понятны истории о сборе школьниками металлолома и макулатуры, рассказы о семейном походе на первомайскую демонстрацию и т.п. педагогам следует избегать картин, на которых дети изображаются в шубах, шапках-ушанках, с пионерскими галстуками, а пенсионерки-в очках, платках, опирающимися на палку и т.п. подобные иллюстрации рекомендуется сохранять для знакомства детей с историей нашей страны.

   Нравственный уровень.

Современного ребенка, который нередко наблюдает по телевидению сцены жестокости и насилия, желательно ограждать от подобных сюжетов в ходе занятий. Поэтому, в воспитательных целях, истории, где льву бросили на съедение живую собачку, или мама выгоняет щенка на мороз за разбитую чашку, или лиса схватила ворону, чтобы поужинать ею, и т.п., лучше не использовать!

  Экологическое соответствие.

Мы, педагоги, не можем не учитывать экологические проблемы современного общества. Поэтому сюжеты, где дети разводят в лесу костер, ловят рыбу сетями, набирают букеты ландышей и пр., желательно исключить из пользования.

       Занимательность сюжетов, текстов и картин.

Чувства –регулятор внутренней энергии, влияющей на всю человеческую деятельность, в том числе на обучение. Если сюжет картин, используемых педагогом, занимателен, ярок, нестандартен, то такая наглядность не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребенка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Современному ребенку, привыкшему к ярким, динамичным мультфильмам, не интересны истории со скучными нотациями или картины, на которых дети, к примеру, стоят вокруг ежика, поливают цветы на подоконнике и т.п. Еще менее занимательны картины, вовсе лишенные действующих лиц: растет дерево, течет ручей, идет снег. Бессюжетные картины рекомендуется использовать для рассматривать, решения логических задач, расширения кругозора и т.д., но не для составления повествовательных рассказов.

       Качество сюжетных картин.

 При подборе картин педагогам необходимо обращать внимание на их эмоциональную привлекательность, красочность, эстетичность, яркость и, в случае групповых занятий, достаточный размер.

       Проблемный характер сюжетов картин.

Среди сюжетов картин, используемых Т.А. Ткаченко, большинство относится к так называемым проблемным. Проблема, как известно, - это сложный вопрос, требующий исследования. В данном случае под проблемностью сюжета подразумевается, что для его всестороннего восприятия и осмысления понадобятся: пояснения и помощь взрослого; включения активной мыслительной деятельности ребенка; активизация воображения и взрослого, и малыша.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                 Методические требования к проведению занятий по развитию связной речи.

 Организации принципы проведения занятий по развитию связной речи.

При проведении занятий по развитию связной речи в условиях детских образовательных учреждений необходимо руководствоваться следующими организационными принципами:

  1. Наличие яркой мотивации при составлении детьми самостоятельных рассказов (не просто выступить перед товарищами, а помочь педагогу написать объявление о пропавшем попугае, составить письмо о зиме для африканской девочки, объяснить инопланетянину, чем дикие животные отличаются от домашних, и пр.)
  2. Учет огромной роли эмоций в регуляции самостоятельной речевой деятельности ребенка- дошкольника (использовать тексты и картины только с интересными, занимательными сюжетами, создавать эмоционально значимые ситуации: ряженые гости, получение посылок и писем от Незнайки, призы за лучший рассказ, приход героев любимых сказок, появление кукол-бибабо и пр.
  3. Отказ от жестко регламентированных, переход к более демократичным формам обучения (посадка не только за столами, ответы без поднятой руки, поощрение инициативных высказываний, свободного общения не только через педагога, а непосредственно между детьми и пр.
  4.  Использование символических изображений, обеспечивающих зрительный план развернутых высказываний и, кроме того, способствующих повышению умственного возраста детей (схемы, опорные сигналы, пиктограммы, предметы-заменители и пр.)
  5. Обеспечение в занятии разнообразной двигательной разрядки, способствующей усилению мыслительной и речевой активности (пластические этюды, физкультминутки для развития пальцевой моторики, динамические паузы, проигрывание действий, встречающихся в составляемых рассказах и пр.)
  6. Привлечение технических средств обучения (видеомагнитофон, магнитофон, кинокамера, фотоаппарат и пр.)
  7. Обеспечение качества наглядного материала (нравственный уровень, размер, эстетичность, яркость, современность).
  8. Воспитание у детей элементарных навыков, относящихся к форме публичного выступления (не увлекаться деталями, но не упускать главного, спокойно стоять лицом к слушающим, говорить уверенно, громко, понятно, выразительно, акцентированно, убедительно и пр.)
  9. Привлечение детей к аргументированной оценке рассказов товарищей и своих собственных (рассказал выразительно, громко, по порядку, полно, без остановок, следил за звуками и пр.)

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад19.02 КБ
Файл prezentatsiya_razvitie_rechi_2.pptx47.19 КБ

Предварительный просмотр:

         муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 6 «Светлячок»

                                                    Доклад на тему:

«Характеристика стимульного материала для занятий по развитию связной речи».

 

                                                                                                              Подменный воспитатель:

Бульц   Людмила Михайловна

Педагог первой квалификационной категории

        

Гурьевский округ. п.М. Луговое

                                              Доклад

«Характеристика стимульного материала для занятий по развитию связной речи».

  Педагогам известно, что результативность обучения дошкольников связной речи впрямую зависит от качества наглядного (стимульного) материала. Остановимся на его особенностях в современных условиях.

  Разнообразие стимульного материала.

При проведении занятий по развитию связной речи важно расширять палитру используемой наглядности. Новизна наглядного материала, его разнообразие заметно повышают интерес детей к занятиям, их собранность, восприимчивость и активность. Помимо привычного инструментария- сюжетных и предметных картин, - рекомендуется педагогам и родителям использовать: тексты с картинками-включениями, натуральные предметы и объекты, фотографии, репродукции, пиктограммы, опорные сигналы, схемы, иллюстрации, коллажи, предметы-заменители, видеоматериалы, слайды и слайд-шоу, диафильмы, детские рисунки.

     Современность текстов, сюжетов, картин.

Выбирая картины для занятий, важно помнить, что их сюжет должен быть эмоционально близок ребенку, а изображенные объекты –затрагивать его чувственный опыт. Современному малышу могут быть не понятны истории о сборе школьниками металлолома и макулатуры, рассказы о семейном походе на первомайскую демонстрацию и т.п. педагогам следует избегать картин, на которых дети изображаются в шубах, шапках-ушанках, с пионерскими галстуками, а пенсионерки-в очках, платках, опирающимися на палку и т.п. подобные иллюстрации рекомендуется сохранять для знакомства детей с историей нашей страны.

   Нравственный уровень.

Современного ребенка, который нередко наблюдает по телевидению сцены жестокости и насилия, желательно ограждать от подобных сюжетов в ходе занятий. Поэтому, в воспитательных целях, истории, где льву бросили на съедение живую собачку, или мама выгоняет щенка на мороз за разбитую чашку, или лиса схватила ворону, чтобы поужинать ею, и т.п., лучше не использовать!

  Экологическое соответствие.

Мы, педагоги, не можем не учитывать экологические проблемы современного общества. Поэтому сюжеты, где дети разводят в лесу костер, ловят рыбу сетями, набирают букеты ландышей и пр., желательно исключить из пользования.

       Занимательность сюжетов, текстов и картин.

Чувства –регулятор внутренней энергии, влияющей на всю человеческую деятельность, в том числе на обучение. Если сюжет картин, используемых педагогом, занимателен, ярок, нестандартен, то такая наглядность не только повышает познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности, но и побуждает ребенка анализировать, рассуждать, отыскивать причинно-следственные взаимосвязи, делать выводы. Современному ребенку, привыкшему к ярким, динамичным мультфильмам, не интересны истории со скучными нотациями или картины, на которых дети, к примеру, стоят вокруг ежика, поливают цветы на подоконнике и т.п. Еще менее занимательны картины, вовсе лишенные действующих лиц: растет дерево, течет ручей, идет снег. Бессюжетные картины рекомендуется использовать для рассматривать, решения логических задач, расширения кругозора и т.д., но не для составления повествовательных рассказов.

       Качество сюжетных картин.

 При подборе картин педагогам необходимо обращать внимание на их эмоциональную привлекательность, красочность, эстетичность, яркость и, в случае групповых занятий, достаточный размер.

       Проблемный характер сюжетов картин.

Среди сюжетов картин, используемых Т.А. Ткаченко, большинство относится к так называемым проблемным. Проблема, как известно, - это сложный вопрос, требующий исследования. В данном случае под проблемностью сюжета подразумевается, что для его всестороннего восприятия и осмысления понадобятся: пояснения и помощь взрослого; включения активной мыслительной деятельности ребенка; активизация воображения и взрослого, и малыша.

            Методические требования к проведению занятий по развитию связной речи.

 Организации принципы проведения занятий по развитию связной речи.

При проведении занятий по развитию связной речи в условиях детских образовательных учреждений необходимо руководствоваться следующими организационными принципами:

  1. Наличие яркой мотивации при составлении детьми самостоятельных рассказов (не просто выступить перед товарищами, а помочь педагогу написать объявление о пропавшем попугае, составить письмо о зиме для африканской девочки, объяснить инопланетянину, чем дикие животные отличаются от домашних, и пр.)
  2. Учет огромной роли эмоций в регуляции самостоятельной речевой деятельности ребенка- дошкольника (использовать тексты и картины только с интересными, занимательными сюжетами, создавать эмоционально значимые ситуации: ряженые гости, получение посылок и писем от Незнайки, призы за лучший рассказ, приход героев любимых сказок, появление кукол-бибабо и пр.
  3. Отказ от жестко регламентированных, переход к более демократичным формам обучения (посадка не только за столами, ответы без поднятой руки, поощрение инициативных высказываний, свободного общения не только через педагога, а непосредственно между детьми и пр.
  4.  Использование символических изображений, обеспечивающих зрительный план развернутых высказываний и, кроме того, способствующих повышению умственного возраста детей (схемы, опорные сигналы, пиктограммы, предметы-заменители и пр.)
  5. Обеспечение в занятии разнообразной двигательной разрядки, способствующей усилению мыслительной и речевой активности (пластические этюды, физкультминутки для развития пальцевой моторики, динамические паузы, проигрывание действий, встречающихся в составляемых рассказах и пр.)
  6. Привлечение технических средств обучения (видеомагнитофон, магнитофон, кинокамера, фотоаппарат и пр.)
  7. Обеспечение качества наглядного материала (нравственный уровень, размер, эстетичность, яркость, современность).
  8. Воспитание у детей элементарных навыков, относящихся к форме публичного выступления (не увлекаться деталями, но не упускать главного, спокойно стоять лицом к слушающим, говорить уверенно, громко, понятно, выразительно, акцентированно, убедительно и пр.)
  9. Привлечение детей к аргументированной оценке рассказов товарищей и своих собственных (рассказал выразительно, громко, по порядку, полно, без остановок, следил за звуками и пр.)

           


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методические требования к проведению занятий по развитию связной Организационные принципы проведения занятий по развитию связной речи.

Слайд 2

1 принцип Наличие яркой мотивации по составлении детьми самостоятельных рассказов

Слайд 3

2 принцип Использование текстов и картин с интересными и занимательными сюжетами

Слайд 4

3 принцип Свободная форма обучения

Слайд 5

4 принцип Использование символических изображений (схемы, пиктограммы, опорные сигналы, предметы-заменители)

Слайд 6

5 принцип Разнообразие двигательной разрядки ( физминутки , динамические паузы, пластические этюды, проигрывание действий)

Слайд 7

6 принцип Привлечение технических средств (магнитофон, фотоаппарат..)

Слайд 8

7 принцип Качественное обеспечение (размер, яркость, эстетичность, современность)

Слайд 9

8 принцип Воспитание навыков к форме публичного выступления

Слайд 10

9 принцип Привлечение к оценке своих рассказов и товарищей

Слайд 11

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад к педсовету "Взаимодействие взрослых и дошкольников в процессе развития связной речи"

В речевом развитии ребёнка главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппа...

Материал для логопедических занятий по развитию связной речи "Контрастная рамка"(по временам года)

Данное пособие предназначено как для подгрупповых, так и для индивидуальных занятий с детьми в логопедической группе.      Приемы фрагментарного рассказывания , когда какой-то элемент к...

Консультация +наглядный материал "Использование мнемотаблиц в развитии связной речи дошкольников"

Предоставлен материал и консультация для родителей по использованию мнемотаблиц для развития связной речи дошкольников...

Консультация +наглядный материал "Использование мнемотаблиц в развитии связной речи дошкольников"

Представлен материал консультации +наглядный по использованию мнемотаблиц для развития связной речи дошкольников...

Сценарий открытого занятия "Развитие эмоциональной восприимчивости и способов самовыражения на занятии по развитию связной речи"

Данное занятие может быть интересно как логопедам, так и психологам и воспитателям, так как включает в себя игры и задания на распознавание эмоций, по развитию лексической стороны речи, учит детей свя...

Доклад по теме: «Использование методов и приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»

Доклад по теме:«Использование методов и приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников»                        ...