Роль развития речевого аппарата в развитии речи ребенка.
опыты и эксперименты по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему

Пономаренко Светлана Сергеевна

Материал из личного опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Радуга»

воспитатель Моисеева Светлана Сергеевна

Роль развития речевого аппарата в развитии речи ребенка.

  Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.

Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.

Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.

  В моей работе на первом месте стоит  развитие речи ребенка.

Поэтому мною реализуются такие задачи:

-закрепление и автоматизация навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков;

-постановка отсутствующих звуков;

-развитие фонематической стороны речи, различение фонем русского языка, развивать фонематический  слух- учить различать слова начинающиеся на определенный звук;

-развитие подвижности и дифференцированности органов артикуляционного аппарата;

-работа над обогащением лексического материала;

-развитие навыков связной речи, внятной, четкой , неторопливой,

выразительной, интонационной

-совершенствовать диалогическую речь в беседе, отвечать полным ответом.

-развитие мелкой моторики.

    Для реализации этих задач я использую:(1 слайд)

  • Методики Бардышевой Т.Ю., Моносовой Е.Н. для индивидуальной работы с детьми среднего дошкольного возраста. В пособии предлагается система заданий по развитию речи детей среднего дошкольного возраста.

Задания включают игры, упражнения и тренинги,        необходимые     для формирования грамматического строя, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова,     развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей данного возраста: внимания, памяти, мышления.(2 слайд)

  • Для групповых занятий с детьми среднего дошкольного возраста я использую методику Цукановой С.П.,Бетц Л.Л. «Учим детей говорить и читать»- она включает в себя три       периода: с 4-5, с 5-6, 6-7 лет. Также в нее включены уже готовые альбомы с картинками и заданиями. В пособии «Учим ребенка говорить и читать» представлена система коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нерезко выраженным общим недоразвитием речи. Она содержит задачи коррекционного обучения, перспективное планирование содержания обучения, конспекты фронтальных занятий по формированию звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи и по обучению грамоте.(3 слайд)
  • Для детей подготовительной группы я использую методику Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий» для преодоления недоразвития фонематической стороны речи. В пособии представлена система поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста как в случае речевой патологии, так и при речевом развитии в пределах нижней границы речевой нормы.

Дидактический материал (45 тем) построен в виде развернутых конспектов занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа, синтеза, начальным этапам чтения и письма.

     Книга великолепно проиллюстрирована и снабжена наглядным материалом что поможет более успешному усвоению детьми знаний.

В индивидуальной и групповой работе я использую :

1.Дыхательную гимнастику (4 слайд)

 Немаловажную роль для развития устной речи детей играет правильная постановка у них дыхания. Конечно, звуки речи, просодемы образуются при известном положении артикуляционных органов, но при непременном условии: через артикуляционные органы должна проходить струя воздуха, идущая из легких.

   Для этого специально разработана картотека дыхательной гимнастики . Каждое занятие начинается с дыхательной гимнастики. Для этого я использую сделанные мною атрибуты, чтобы детям было интересно (снежинки, яблочки, грибочки- листики, вата).

2.Артикуляционную гимнастику(5 слайд)

 Большую часть моей индивидуальной работы занимает артикуляционная гимнастика для развития подвижности органов артикуляционного аппарата.  Мною используются готовые карточки  Крупенчук  О. И. для автоматизации и постановки звуков, которые я даю на выходные родителям для домашней работы.

3.Пальчиковую гимнастику(6 слайд)

Также для развития речи я использую пальчиковую гимнастику, как один из способов развития речи.  (7 слайд)

4.Для  письменной работы  с подготовительной группой  я использую   методику  «Я буду писать правильно» О. С. Гомзяк (альбом упражнений по предупреждению  нарушений письма у детей подготовительной группы)

   Правильно организованная работа с детьми  дошкольного возраста, страдающими ОНР , предполагает работу по профилактике дисграфии. Чем раньше ее начать , тем более эффективной она  будет, поскольку с возрастом возможности гибкого изменения  состояния ребенка и компенсации дефекта уменьшаются.

    Выполняя задания по данному альбому ,  ребенок  познакомиться  с буквами и их написанием , подготовит руку к письму, научится ориентироваться на листе бумаги, сможет совершенствовать свои пространственные  представления. А упражнения на восстановление букв , дописывание недостающих элементов . сравнение и выбор буквы будут способствовать предупреждению нарушений устной и письменной речи.

   Чтобы выработать нужный нажим , нужно соблюдать следующие правила : писать буквы и продолжать написание узоров  необходимо простым карандашом, а обводить рисунки по контуру и раскрашивать их – цветными карандашами. Систематические занятия по данному альбому принесут положительный эффект  и подготовят ребенка к школе.(8 слайд)

5.Работа со схемами , проговаривание чистоговорок,

дидактические игры.

Таким  образом развитие речевого аппарата играет важную роль в развитии речи ребенка.

Литература:

1.Бардышева Т. Ю.  , Моносова Е. Н.  «Тетрадь логопедических заданий».

2. Цукановой С.П.,Бетц Л.Л. «Учим детей говорить и читать».

3. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий»

4. Крупенчук  О. И. «Логопедические упражнения, артикуляционная гимнастика».

5.Гомзяк О. С.  «Я буду писать правильно»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль развития речевого аппарата в развитии речи

Представленный материал адресован родителям и тем, кто интересуется проблемой развития речи....

Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка

Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка...

Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка.

Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка....

Статья «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка»

    Практически у всех детишек-дошкольников встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Они обусло...

Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка

      Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза...

Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка

Чтобы речь была четкой и разборчивой, нужно укреплять органы речевого аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика. Она также помогает отрабатывать различные положения губ, языка, мягко...