Роль развития речевого аппарата в развитии речи ребенка.
опыты и эксперименты по развитию речи (старшая, подготовительная группа) на тему
Материал из личного опыта работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_razvitiya_rechevogo_appaprata_v_razvitii_rechi_rebenka.docx | 26.19 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Радуга»
воспитатель Моисеева Светлана Сергеевна
Роль развития речевого аппарата в развитии речи ребенка.
Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи — одна из важнейших задач в общей системе обучения ребенка родному языку в ДОУ, в семье. Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по развитию фонематического восприятия.
Теория и практика логопедической работы убедительно доказывают, что развитие фонематических процессов положительно влияет на становление всей речевой системы в целом. Эффективная и стойкая коррекция дефектов произношения (звукопроизношения, звуконаполняемости и слоговой структуры слов) может быть возможна только при опережающем формировании фонематического восприятия.
Бесспорна взаимосвязь развития фонематического восприятия не только с фонетической, но и с лексико-грамматической стороной речи. При планомерной работе по развитию фонематического слуха дошкольники намного лучше воспринимают и различают окончания слов, приставки, общие суффиксы, выделяют предлоги в предложении и т.д., что так важно при формировании навыков чтения и письма.
В моей работе на первом месте стоит развитие речи ребенка.
Поэтому мною реализуются такие задачи:
-закрепление и автоматизация навыков правильного произношения имеющихся в речи детей звуков;
-постановка отсутствующих звуков;
-развитие фонематической стороны речи, различение фонем русского языка, развивать фонематический слух- учить различать слова начинающиеся на определенный звук;
-развитие подвижности и дифференцированности органов артикуляционного аппарата;
-работа над обогащением лексического материала;
-развитие навыков связной речи, внятной, четкой , неторопливой,
выразительной, интонационной
-совершенствовать диалогическую речь в беседе, отвечать полным ответом.
-развитие мелкой моторики.
Для реализации этих задач я использую:(1 слайд)
- Методики Бардышевой Т.Ю., Моносовой Е.Н. для индивидуальной работы с детьми среднего дошкольного возраста. В пособии предлагается система заданий по развитию речи детей среднего дошкольного возраста.
Задания включают игры, упражнения и тренинги, необходимые для формирования грамматического строя, обогащения словаря, формирования слоговой структуры слова, развития связной речи, фонематического восприятия, а также когнитивных процессов детей данного возраста: внимания, памяти, мышления.(2 слайд)
- Для групповых занятий с детьми среднего дошкольного возраста я использую методику Цукановой С.П.,Бетц Л.Л. «Учим детей говорить и читать»- она включает в себя три периода: с 4-5, с 5-6, 6-7 лет. Также в нее включены уже готовые альбомы с картинками и заданиями. В пособии «Учим ребенка говорить и читать» представлена система коррекционного обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нерезко выраженным общим недоразвитием речи. Она содержит задачи коррекционного обучения, перспективное планирование содержания обучения, конспекты фронтальных занятий по формированию звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи и по обучению грамоте.(3 слайд)
- Для детей подготовительной группы я использую методику Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий» для преодоления недоразвития фонематической стороны речи. В пособии представлена система поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста как в случае речевой патологии, так и при речевом развитии в пределах нижней границы речевой нормы.
Дидактический материал (45 тем) построен в виде развернутых конспектов занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа, синтеза, начальным этапам чтения и письма.
Книга великолепно проиллюстрирована и снабжена наглядным материалом что поможет более успешному усвоению детьми знаний.
В индивидуальной и групповой работе я использую :
1.Дыхательную гимнастику (4 слайд)
Немаловажную роль для развития устной речи детей играет правильная постановка у них дыхания. Конечно, звуки речи, просодемы образуются при известном положении артикуляционных органов, но при непременном условии: через артикуляционные органы должна проходить струя воздуха, идущая из легких.
Для этого специально разработана картотека дыхательной гимнастики . Каждое занятие начинается с дыхательной гимнастики. Для этого я использую сделанные мною атрибуты, чтобы детям было интересно (снежинки, яблочки, грибочки- листики, вата).
2.Артикуляционную гимнастику(5 слайд)
Большую часть моей индивидуальной работы занимает артикуляционная гимнастика для развития подвижности органов артикуляционного аппарата. Мною используются готовые карточки Крупенчук О. И. для автоматизации и постановки звуков, которые я даю на выходные родителям для домашней работы.
3.Пальчиковую гимнастику(6 слайд)
Также для развития речи я использую пальчиковую гимнастику, как один из способов развития речи. (7 слайд)
4.Для письменной работы с подготовительной группой я использую методику «Я буду писать правильно» О. С. Гомзяк (альбом упражнений по предупреждению нарушений письма у детей подготовительной группы)
Правильно организованная работа с детьми дошкольного возраста, страдающими ОНР , предполагает работу по профилактике дисграфии. Чем раньше ее начать , тем более эффективной она будет, поскольку с возрастом возможности гибкого изменения состояния ребенка и компенсации дефекта уменьшаются.
Выполняя задания по данному альбому , ребенок познакомиться с буквами и их написанием , подготовит руку к письму, научится ориентироваться на листе бумаги, сможет совершенствовать свои пространственные представления. А упражнения на восстановление букв , дописывание недостающих элементов . сравнение и выбор буквы будут способствовать предупреждению нарушений устной и письменной речи.
Чтобы выработать нужный нажим , нужно соблюдать следующие правила : писать буквы и продолжать написание узоров необходимо простым карандашом, а обводить рисунки по контуру и раскрашивать их – цветными карандашами. Систематические занятия по данному альбому принесут положительный эффект и подготовят ребенка к школе.(8 слайд)
5.Работа со схемами , проговаривание чистоговорок,
дидактические игры.
Таким образом развитие речевого аппарата играет важную роль в развитии речи ребенка.
Литература:
1.Бардышева Т. Ю. , Моносова Е. Н. «Тетрадь логопедических заданий».
2. Цукановой С.П.,Бетц Л.Л. «Учим детей говорить и читать».
3. Агранович З.Е. «Сборник домашних заданий»
4. Крупенчук О. И. «Логопедические упражнения, артикуляционная гимнастика».
5.Гомзяк О. С. «Я буду писать правильно»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль развития речевого аппарата в развитии речи
Представленный материал адресован родителям и тем, кто интересуется проблемой развития речи....
Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка
Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка...
Картотека Артикуляционной гимнастики и её роль в развитии речевого аппарата.
Картотека артикуляционной гимнастики...
Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка.
Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка....
Статья «Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка»
Практически у всех детишек-дошкольников встречаются недостатки произношения одного или нескольких звуков, большинство из которых носят временный, непостоянный характер. Они обусло...
Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза...
Роль артикуляционной гимнастики в развитии речевого аппарата ребёнка
Чтобы речь была четкой и разборчивой, нужно укреплять органы речевого аппарата. Для этого используется артикуляционная гимнастика. Она также помогает отрабатывать различные положения губ, языка, мягко...