Консультация для воспитателей на тему: "Роль театрализованной деятельности в развитии речи ребенка-дошкольника"
консультация
В материалах консультации отмечается место театрализованной деятельности в речевом развитии детей, особенности подбираемого речевого материала
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_vospitateley.docx | 19.7 КБ |
Предварительный просмотр:
РОЛЬ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗВИТИИ РЕЧИ
РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА
Театр-это любимое зрелище для детей. Театр привлекает детей своей яркостью, красочностью. Исполняя роль в постановке у ребенка развивается речь, он раскрывается. Любой спектакль расширяет кругозор и надолго остается в памяти ребенка. Хорошо развитая речь помогает ребёнку легко вступать в общение с окружающим миром, понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами, способствует развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания, для полноценного формирования личности ребёнка.
Речевое развитие ребенка, осуществляется в различных видах детской деятельности, одним из которых является театрализация. Театрализованная деятельность - это импровизация, оживление предметов и звуков, яркая эмоциональная передача образа героя вербальными и невербальными средствами, она связана с музыкальными и речевыми видами деятельности: пением, движением под музыку, слушанием, импровизацией, музыкальной игрой.
Театрализованная деятельность стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми), является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребёнка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития условия, необходимого для организации совместной деятельности детей, в процессе которой происходит речевое развитие дошкольников.
Театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др. Интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность, включающая в себя не только действие детей с куклами или собственное деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, исполнение песен от лица персонажей, напевание и т. д.). действие по ролям, но также и художественно-речевую
Роль театрализованной деятельности в расширении и закреплении словарного запаса дошкольников немаловажна. В процессе работы над литературными произведениями дети знакомятся с новыми словами, что способствует накоплению пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, прилагательных, местоимений и глаголов. Формируется умение различать и называть противоположные по значению названия действий и признаков. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей проводить подготовительные упражнения: артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание, скороговорки, чистоговорки на развитие дикции, логоритмические упражнения, что совершенствует звуковую культура речи, развивает моторику речедвигательного аппарата, дикцию, речевой слух и речевое дыхание, происходит приобщение к словесному искусству.
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ включает в себя:
Работа над звуковой культурой речи (дикция, артикуляция)
Инсценирование различных театральных кукол для иллюстрации к художественным произведениям
Инсценирование художественных произведений
(стихи,небольшие рассказы, сказки)
Этюды, речевые упражнения для передачи различных чувств (работа над интонационной выразительностью)
Знакомство с литературными произведениями
В качестве речевого материала используются знакомые и любимые детям сказки, стихи, небольшие по объёму литературные произведения,которые концентрируют в себе всю совокупность выразительных средств русского языка и предоставляют ребёнку возможность естественного ознакомления с богатой языковой культурой русского народа. Разыгрывание сюжетов литературных произведений позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй,ребёнок начинает активно пользоваться словарём, который, в свою очередь, тоже пополняется.Увиденное и пережитое в самодеятельныхтеатральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям.
Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.
Театрализованная деятельность имеет следующие виды:
Театрализованное занятие
Совместная театральная деятельность взрослых и детей
Музей кукол
Театрализованная игра на праздниках, развлечениях
Самостоятельная театрально-художественная деятельность
Мини-игры на музыкальных занятиях
Театрализованные игры в повседневной жизни
Посещение детьми театров совместно с родителями
Театрализованные игры-спектакли
Мини-игры на других занятиях
Театрализованные игры обогащают продуктивную речевую деятельность дошкольников (сочинение собственных сюжетов или импровизация заданного) и развивают исполнительское творчестве (музыкально-речевое, двигательное). Особое внимание в театрализованной деятельности уделяется развитию интонационной выразительности, позволяющей каждому ребёнку передать эмоции, чувства, характерные особенности героя, выразить собственное отношение к событиям в монологе и диалоге, не стесняясь слушателей.
В процессе разыгрывания в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, инсценировок) у дошкольников отрабатываются практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста, композиционно и грамматически оформлять, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений, что способствует развитию связной речи дошкольников.
Развитие речи тесно связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению.
Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством в речевом развитии ребёнка дошкольника: активизации и совершенствовании словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость и вызывает активный интерес к окружающему миру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме: "Роль педагога в формировании и развитии личности ребенка дошкольника"
Доклад по теме: «Роль педагога в формировании и развитии личности ребенка дошкольника»...
Консультация "Досуговая деятельность и развитие речи ребенка дошкольника"
Культурно - досуговая деятельность является одним из существенных ресурсов оптимизации социальной активности детей, обладает способностью стимулировать процесс социализации и самореализации личн...
Консультация для воспитателей младших групп «Роль театрализованной деятельности в развитии ребёнка младшего дошкольного возраста»
Роль театрализованной деятельности в развитии ребёнка младшего дошкольного возрастаВажность театрализованной деятельности в дошкольном образовательном учреждении трудно переоценить. Именно э...
Консультация для воспитателей на тему: «Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка»
Консультация для воспитателей на тему:«Влияние театрализованной деятельности на развитие речи ребенка»...
Выступление на педсовете по теме: «Роль педагога в формировании и развитии личности ребенка дошкольника»
Выступление на педсовете по теме: «Роль педагога в формировании и развитии личности ребенка дошкольника»...
Доклад по теме: «Роль педагога в формировании и развитии личности ребенка дошкольника»
. Роль педагога в развитии ребенка - это повседневная работа с детьми, знание их способностей и интересов, умение доставить радость от новых творческих открытий. Ролью педагога еще является надежная з...
Консультация для родителей "Роль театрализованной игры в развитии речи ребенка дошкольника".
Для того чтобы избавить ребенка от существующих проблем и подготовить его к поступлению в школу, необходимо проводить с ним различные упражнения, а также разнообразить его речевую...