Развитие фонематического слуха у детей через рукотворчество в средней группе
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Каткова Наталья Геннадьевна

Дети с хорошим фонематическим восприятием говорят чисто, т.к. они четко воспринимают все звуки нашей речи. При этом,  у детей с недоразвитым фонематическим восприятием страдает не только звукопроизношение, но и понимание речи. В целом нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не пополняется теми словами, в состав который входят трудноразделимые звуки.Ребенок постепенно начинает отставать от возрастной нормы. Поэтому и не формируется грамматический строй. Я решила объеденить два компонента для достяжения цели - это развитие фонематического слуха и мелкой моторики через рукотворчество.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Месяцы

Неде-ли

Звуки

Этапы работы

Игры на развитие речевого дыхания, слухового внимания, силы голоса                                                     ( проводятся как  дидактические игры)

Приемы совместной деятельности                  ( Игровые , практические)

Продуктивная совместная деятельность

Взаимо-         действие с семьей

Сентябрь

Обследование детей учителем логопедом 

Вводная беседа о значимости артикуляционной гимнастики и звукоподражание в среднем возрасте

Октябрь

1

н

Уточнение произношения звука

Игра на уточнение произношение звука Н и развитие силы голоса « Лошадка »  ( см. прилож. )

Худ. слово Агнии Барто   « Лошадка »   ( см. приложение )

Загадки ( см. приложе-  ние )

                               

« Украсим Ниночке                    ботиночки »  -аппликация

Картотека для семьи                     « Давайте поиграем » :

Загадки

2

н

Закрепление произношения звука

Игра на воспитание плавной речи и правильного , четкого произношения звука Н в речи                                  « Хороводная  » (см. прилож. )

Произносим текст стихотворения громко, четко, а гласные зв. – более протяжно, чем все остальные ,т. к. это способствует выработке плавной речи.

3

т

Подготовка артикуляционного аппарата

Артикуляционная гимнастика « Чистим зубки » ( см. пприлож. )

Худ. Слово :                        « Модница  Татка »        ( см. прилож .)

Артикуляцион-ная гимнастика:      « Чистим     зубки »

4

т

Уточнение произношения звука

« Угадай, какой поезд » ( см. прилож .)

Звукоподражание + речь с движениями + изменение темпа речи

Ноябрь

1

Предпраздничная подготовка и проведение детского утренника

2

т

Закрепление произношения  звука

« Сколько звуков ? Какой первый звук ? Какой последний ? » ( см. прилож .)

Речь с движениями :

Зв. « Т »

Разучивание стихотворения :                

« Модница Татка »               ( см. прилож. )

                                 

« Платочек    для Татки » - аппликация

Картотека для семьи   « Давайте поиграем » :

Зв. « Т » ( см. приложение ),

Повторение стихотворения     « Модница Татка »

3

д

Подготовка артикуляционного аппарата

« Чистим зубки » ( см. прилож. )

Артикуляционная гимнастика

Артикуляционная гимнастика           « Чистим     зубки »

4

д

Уточнение произношения звука

« Подбери нужное словечко » ( см. прилож .)

« На зарядку » ( см. прилож. )

Речь с движениями + разучивание стихов

Декабрь

1

д

Закрепление произношения звука

Игра « Дудочка » ( см. прилож. ) – пальчиковая гимнастика

« Ёлка » ( см. прилож. )

Речь с движениями

Разучивание стихотворения

Игра с пальчиками  + загадки про ёлочку;

Худ. слово : « Маленькая ёлочка » - В. Шипунов

« Украсим ёлочку » - аппликация

Картотека для семьи « Давайте поиграем »:

Повторение стихотворения      « Маленькая ёлочка »            В. Шипунова 

2

к

Подготовка артикуляционного аппарата

Упражнение « Прятки », « Блинчик » ( см.     прилож . )

Артикуляционная гимнастика :                     « Блинчик »

Артикуляцион-ная гимнастика :   « Блинчик »

3

к

Уточнение произношения звука

Рассказ « Кто как кричит? » ( см. прилож. )

Игра « Назови животное » ( см. прилож. )

Звукоподражание

Звукоподража-ние ( Ква – ква, ку – ку )

4

Предпраздничная подготовка и проведение детского утренника

ПРИЛОЖЕНИЕ:

О К Т Я Б Р Ь

«Лошадка»

Цель : Вырабатывать четкое произношение звука Н в звукосочетаниях НО, НА ; учить детей пользоваться громким и тихим голосом.

Описание игры : Дети делятся на 2 группы. Одна изображает лошадок . другая – наездников . Наездники запрягают лошадок и после команды воспитателя « поехали гулять » идут по команде, погоняя лошадок и произнося при этом: « НО – НО …» Доехав до указанного места , наездники кормят лошадок , говорят им : « НА – НА …» Потом дети меняются ролями , и игра продолжается.

        Воспитателю нужно следить , чтобы в звукосочетаниях НО, НА дети произносили звук Н более длительно, чем звуки А и О. Звукосочетание НО надо произносить громким голосом, а НА – тихим.

«Лошадка»

Я Люблю свою лошадку ,

Причешу ей шёрстку гладко ,

Гребешком приглажу хвостик

И верхом поеду в гости.

                                Агния Барто

Загадки

В Этом доме                                           Солнце светит. Свищут птицы.

 спят на соломе,                                Тут и там ручьи журчат…

Едят стоя                                        А по лугу мчат копытца

Сено сухое.                                        И стучат, стучат, стучат.

А если очень сердиты ,                        Это кто ж такой игривый

Могут лягнуть копытом.                        Так несётся  что есть сил

                 ( Лошадка )                        И , плеща волнистой гривой,

                                                Хвост по ветру распустил ?

                                                                         (Лошадка)

«Хороводная»

Цель : Упражнять детей в правильном произношении звука Н  во фразовой речи. Добиваться плавного произношения слов и выразительности речи.

Описание игры : Дети становятся в круг. В центре круга ребенок, изображающий девочку Нину. Дети ходят по кругу и декламируют :

Как у нашей Ниночки –

Новые ботиночки,

Как она сумела –

На ноги надела.

На ноги надела –

Плясать захотела.

Ребенок, изображающий Нину, сопровождает движениями слова текста. После слов « плясать захотела » воспитатель  и дети хлопают в ладоши и поют мотив русской плясовой на звуках  « НА – НА – НА … », а Ниночка пляшет . Потом выбирают другого водящего.Игра заканчивается общей пляской под пение воспитателя.

Воспитатель должен следить чтобы дети произносили стихотворение громко, четко, а гласные звуки – более протяжно , чем остальные, так как это способствует выработке плавной речи .

«Чистим зубки»

(артикуляционная гимнастика)

  • Улыбнуться открыть рот
  • Кончиком языка с внутренней стороны « почистить » нижние  зубы

«Угадай , какой поезд»

Наглядный материал. Картинки с изображением товарного , пассажирского и скорого поездов.

        Воспитатель показывает картинки с изображением разных поездов и говорит : « Когда идет товарный поезд, тогда колеса стучат так (произносит тук…тук…тук  медленно ). Пассажирский поезд идет немного быстрее, и колеса его стучат так (произносит тук – тук – тук в умеренном темпе ). Скорый поезд идет быстро, и его колеса стучат так ( произносит тук – тук – тук в слегка ускоренном темпе ) .Дети тоже произносят тук – тук – тук в разном темпе. Когда они усвоят , как стучат колеса различных поездов, воспитатель предлагает им внимательно послушать и определить на слух ( по скорости произношения им звукоподражания ), какой идет поезд. Воспитатель произносит тук – тук – тук то быстро, то в умеренном темпе, то медленно. Дети отгадывают

        Воспитатель добивается, чтобы дети точно воспроизводили данные звукосочетания, верно определяли на слух по скорости произношения тук – тук – тук скорость движения поездов.

Н О Я Б Р Ь

«Сколько? Какой  первый звук? Какой второй?»

УТ        АТ        ОТ        ЫТ        ИТ        ЭТ

Речь  с  движениями на зв Т.

- Тик – так, тик – так.                Наклоняем голову вправо – влево.

Так ходики стучат.

-Туки – так, туки – так,                Поочередно правой и левой рукой

Так колеса стучат                        описываем перед собой круги

-Токи – ток , ток – ток                Стучим кулачками.

Так стучит молоток        

-Туки – ток , туки – ток.                Стучим каблучками.

Так стучит каблучок.

Модница Татка

Татке надели

тапки на лапки

Тапки – на Татке.

на тапках – заплатки !

Скинула Татка

тапки в заплатках.

- Дайте носочки!

-Дайте чулочки!

Наденьте сапожки

на Таткины ножки!

Наденьте перчатки

на рученьки Татки!

Накиньте платочек

в синий цветочек!

Теперь все в порядке

у модницы Татки .

«Подбери нужное словечко»

Закончите предложение словом со звуком Д

Назовем мы книжку « том ».                        Я в тетрадке ставлю точку.

Для жилья построим . . . (ДОМ).                        Мама любит свою . . . (ДОЧКУ)

Город называем « Тверь »                                По реке плывут плоты.

В доме открываем . . . (ДВЕРЬ)                        Зреют на ветвях . . . (ПЛОДЫ)

Вот тележка. Эта тачка.                                Хорошо танцует Таня                        

Дом в саду зовется . . . (ДАЧКА)                        И  её братишка (ДАНЯ)

 

Упражнение проводится по подгруппам, в быстром темпе . Ответы должны быть индивидуальные.

«На зарядку»

-Динь – День!

-Динь – День!

Начинаем новый день!

-Дили – дили – дили – дили –

Колокольчики будили

Всех зайчат и ежат,

Всех ленивых медвежат.

И воробушек проснулся,

И галчонок встрепенулся. . .

На зарядку ,

На зарядку

Кто в припрыжку,

Кто в присядку,

Через поле

Напрямик –

Прыг, прыг, прыг!

Д Е К А Б Р Ь

Игра «Дудочка»

Воспитатель показывает ребенку дудочку, дает образец звукоподражания и читает стихотворный текст, побуждая ребенка к проговариванию звукоподражания и имитированию игры на дудочке.

Ду – ду – ду , ду – ду – ду !

Потерял  Ваня дуду        

А я дудочку нашла        

И Ванюше отдала.

Вариант. Упражнения  на развитие чувства ритма.

Взрослый просит ребенка :

- положи на полоску бумаги столько кружков, сколько раз ты услышишь звук дудочки : Ду – ду – ду .

Усложнение. Упражнение на закрепление характеристики силы голоса. Воспитатель показывает ребенку большую и маленькую дудочку и спрашивает :

- как играет большая дудочка?

- как играет маленькая дудочка?

«Ёлка»

(пальчиковая гимнастика)

Ёлка быстро получается,                                Ладони от себя, пальчики пропускаются

Если пальчики сцепляются.                        между собой ( ладони под углом друг к

Локотки ты подними,                                другу ). Пальчики выставляются вперед.

Пальчики ты разведи .                                Локотки к корпусу не прижимаются.

                

Игра «Звонари»

Дети встают в круг .На середину выходят двое ребят .Один с колокольчиком – «Звонарь», а другой с завязанными глазами – «Жмурка».

«Звонарь» приговаривает : «Динь – дон, отгадай откуда звон» , «увертывается от Жмурки» , который по звуку колокольчика пытается поймать его.

Маленькая ёлочка

На пушистой ёлочке

Сказочный наряд :

Колкие иголочки

Серебром горят.

Ёлке очень нравится

Мишура цветная.

Наша ты красавица

Гостьюшка лесная !

                                В. Шипунова.

«Прятки»

Дети сидят лицом к воспитателю. Он предлагает поиграть в прятки : «Но прятаться будем не мы, а наши язычки. Посмотрите , как спрячется мой язычок, вы его даже не увидите. ( Показывает .) А сейчас ,дети, откройте рот так, чтобы мы видели язык у нижних зубов . А теперь спрячьте язык далеко – далеко, а рот не закрывайте. У Юли хорошо спрятался язык. Иди Юля , покажи, как ты умеешь прятать язык ».

Проверять выполнение упражнения следует по подгруппам, чтобы воспитатель мог видеть каждого ребенка.

Дети должны сидеть спокойно, голову держать прямо. Воспитатель следит, чтобы они не закрывали рот , когда отодвигают язык назад. Кончик языка при этом все время находится внизу.

«Блинчик»

( артикуляционная гимнастика )

*улыбнуться

* приоткрыть рот

* положить широкий язык на нижнюю губу

«Кто как кричит?»

Воспитатель обращаясь к детям, говорит : Помните , дети, как мы с вами ходили на прогулку в лес на даче ? Собрались мы гулять. Вышли во двор, а на встречу идет курица ( достает игрушку, ставит на стол ) и кричит «ко – ко – ко » Как она кричит ? ( « Ко – ко – ко »)Идем мы дальше, а курица кудахчет  « куд – куда ». Как она кудахчет ? ( « Куд – куда ».) « В лес », - ответили мы ей и пошли дальше. На заборе сидит петух ( достает петуха ) и кричит : « ку- -ка – ре – ку ! » . Как кричит петух ? (« Ку – кА – ре – ку ! ») Пошли дальше по дороге , мимо огорода . Смотрим, а воробьи у подсолнухов зерна клюют ( достает воробья ). Прогнали их дети. Как вы их прогнали ?  ( «Кыш – кыш».) Пришли мы в лес . Хорошо там. Стали собирать цветочки, вдруг слышим кукушка кукует ( достает кукушку) «Ку – ку». Как кукушка кукует? («КУ – ку . . .») Набрали много цветов, пошли обратно. Слышим, лягушки квакают ? ( «Ква – ква».) Погуляли мы в лесу и вернулись домой ».

Затем воспитатель опрашивает детей, кого они видели и кто как кричал. Следить , чтобы в звукоподражаниях дети произносили звук К четко и отвечали на вопрос полным ответом.

Игра «Назови животное»

(в кругу с мячом )

Развивать фонематический слух, речевое внимание и дикцию детей.

Будем передавать мяч по кругу . У кого мяч, тот стукнет им об пол, назовет взрослое животное или его детеныша, поймает мяч и передаст соседу .Я начну «Крокодил» ((одновременно ударяю мяч об пол и произношу слово, ловлю и передаю мяч ребенку ).

В игре должны принимать участие все дети.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста с дизартрией через систему игровых упражнений.

Вся коррекционная работа по развитию фонематического слуха у детей с дизартрией можно условно разделить на шесть этапов....

Презентация "Развитие фонематического слуха" Развитие фонематического слуха у детей — залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем — и иностранным языкам.

Развитие фонематического слуха у детей - залог успешного обучения чтению и письму, а в дальнейшем - и иностранным языкам....

Развитие фонематического слуха у детей 5-6 лет. Фонематический слух – основа правильной речи.

Развитие фонематического    слуха у детей 5-6 летФонематический слух –  основа правильной речи   МАДОУ № 19Гр. "ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК...

Краткосрочный творческий проект по теме: «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование» в средней группе детского сада.

Краткосрочный творческий проект по теме: «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование» в средней группе детского сада....

Краткосрочный творческий проект по теме: «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование» в средней группе детского сада.

Краткосрочный творческий проект по теме: «Развитие познавательного интереса у детей через экспериментирование» в средней группе детского сада....