Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста
материал по развитию речи

На развитие памяти влияет много факторов, например: сон, еда, атмосфера в семье, совместное чтение, заучивание стихотворений, ежедневное запоминание информации и прочие факторы.

В своей работе по развитию речи детей я использую различные методы и приёмы. Это и художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, пересказ прочитанного, заучивание, толкование (разъяснение понятия), составление плана, дидактические игры, рисование вместе с детьми мыслительных карт (использование метода мыслительных карт Тони Бьюзена), а также в своей работе для развития речи детей использую мнемотаблицы (мнемотехника).

Мнемоника или мнемотехника – это разработанные методы, приемы и способы, которые помогают лучше запомнить информацию. Мнемотехника для дошкольников, помогает упростить процесс запоминания. Данная технология  используется при реализации задач всех образовательных областей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx9.9 КБ

Предварительный просмотр:

   Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста

 

  На развитие памяти влияет много факторов, например: сон, еда, атмосфера в семье, совместное чтение, заучивание стихотворений, ежедневное запоминание информации и прочие факторы.

В своей работе по развитию речи детей я использую различные методы и приёмы. Это и художественное слово, вопросы, беседа, рассказ, пересказ прочитанного, заучивание, толкование (разъяснение понятия), составление плана, дидактические игры, рисование вместе с детьми мыслительных карт (использование метода мыслительных карт Тони Бьюзена), а также в своей работе для развития речи детей использую мнемотаблицы (мнемотехника).

Мнемоника или мнемотехника – это разработанные методы, приемы и способы, которые помогают лучше запомнить информацию. Мнемотехника для дошкольников, помогает упростить процесс запоминания. Данная технология  используется при реализации задач всех образовательных областей.

Цель обучения мнемотехники: развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно всех процессов связанных с полноценным развитием речи.

Задачи мнемотехники:

1. Развивать умение понимать и рассказывать текст с помощью графической аналогии.

2. Развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

3. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память.

4. Содействовать решению изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера.

5. Обучать детей правильному звукопроизношению.

6. Воспитывать у детей потребность в речевом общении для лучшей адаптации в современном обществе.

7. Раскрывать творческие способности детей.

Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию. Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихотворений, для дошкольника превращается в увлекательную игру.  Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга.

Учеными, наблюдающими за дошкольниками с отставанием в   развитии связной речи, обнаружено, что применение мнемотехники у них значительно ускоряет темпы обучения. Ведь у таких малышей, имеющих небольшой словарный запас, часто возникают проблемы со связной расстановкой слов в предложении, со сложностью в запоминании слов.
Суть мнемотехники заключается в следующем: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, таким образом весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: связность, последовательность, лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

Мнемоквадраты.

  Первые мнемотехники, с которыми знакомят малышей к 3 годам, – это мнемоквадраты.  Мнемоквадраты представляют собой картинку с доступным для детского понимания изображением.   Рисунок на картинке может обозначать слово, словосочетание или простое предложение.Например, при знакомстве со словом «лето» можно показать картинку с изображением солнца или ребенка, одетого в футболку и шорты.

Мнемодорожки.

  К 4–5 годам словарный запас ребенка становится больше. Это позволяет переходить к более сложному приему запоминания – мнемодорожкам

Это те же мнемоквадраты, однако выстроены они в определенной логической последовательности, что позволяет описать предмет или явление шире.Мнемодорожку составляют из 3–4 картинок, позволяющих ребенку сочинить небольшой последовательный рассказ из 2–3 предложений.

Мнемосхемы и мнемотаблицы.

  После 6 лет детям можно предлагать такие приемы запоминания, как мнемосхемы и мнемотаблицы. Они представляют собой более сложный вариант мнемодорожек и позволяют последовательно и точно воспроизвести изучаемый материал. Для этого ключевые слова, словосочетания (простые предложения) представлены в виде картинок, которые схематично зарисовывают текст, что позволяет ребенку вспомнить и последовательно воспроизвести нужную информацию, например, пересказать сказку. Глядя на рисунки, ребенок воспроизводит текстовую информацию,  так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие. При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объем информации.

  Широкое распространение получило использование мнемотехники в развитии речи детей. Успешно применяется мнемотехника в детском саду и в школе. Это помогает школьникам успешно учиться, чувствовать себя увереннее в себе.

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста

Наша речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения.   Одной и...

Использование приёмов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМДЛЯ ПЕДАГОГОВ «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»...

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста

Материал предназначен для ознакомления педагогов ДОУ с системой методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации - методом мнемотехники. ...

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста

Использование в работе с детьми на логопедических занятиях мнемотаблиц позволяет формировать у детей представление о положении органов артикуляционного аппарата в момент произнесения звука и соответс...

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста

В дошкольном возрасте запоминание чаще всего происходит непроизвольно и непоследовательно. Специально что-то заучить без наглядных примеров малышам достаточно трудно. Поэтому все приемы мнемоники...

Cеминар на тему « Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

доклад на тему "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"...