Конспект занятия в старшей группе по развитию речи в театрализованной деятельности на тему "Как котёнок искал свою маму"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Родионова Светлана Николаевна

конспект по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_3.docx18.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект на тему: «Составление описательных рассказов о животных. Театрализованная Конспект интегрированного занятия по развитию речи и театрализованной деятельности деятельность «Как котенок искал свою маму».

Развивающая среда
Декорация деревни: домик, деревья (елки, березы), лавки, ширмы 
(украшенные, под полянки).
Костюмы: Печкин, кошка, котенок, ворона, собака, коза, заяц, волк, 
медведь.
Атрибуты: Письмо, схемы, телевизор, ноутбук, магнитофон.
Предшествующая работа
- Работа над проектом «Путешествие в деревню». 
- Чтение сказок, рассказов, стихотворений, загадок о животных.
- Рассматривание иллюстраций с домашними и дикими животными.
- Работа со схемами для обучения детей составлению описательного рассказа.
- Творческое рассказывание (придумай сказку с заданными персонажами, продолжи сказку). 
- Составление альбомов детского творчества по темам: «Времена года», «Удивительные животные», «Моя мама».
Словарная работа
- Продолжать работу по обогащению словаря детей (прекрасный, беззащитный, царапки, славный, уморил);
- вводить в речь детей эмоционально – оценочную лексику (несмышленыш, глупыш, мохнатенький, усатенький, мягонький, хвостатенький). 

Методы
Сюрпризный момент, отгадывание загадок, дидактические игры: « Угадай по голосу», «Какой? Какая?»; составление описательного рассказа по схеме (плану), оценка, игровая деятельность.

Ход НОД

В группе стоят ширмы, украшенные под полянки. На переднем плане – домик (за ним атрибуты и костюмы для занятия (костюмы: кошки, котенка, собаки, козы, вороны, зайца, волка, медведя; атрибуты: картинки или игрушки с домашними животными). Звучит музыка, дети парами входят в группу, располагаются полукругом. 
1 часть – организационная (5 мин.)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много гостей. Давайте, поприветствуем их. 
Дети: Здравствуйте. 
Воспитатель: Предлагаю всем присоединиться к нашей игре. Раздается стук в двери. (Сюрпризный момент) 
Воспитатель: Стучат. Кто же это может быть? Войдите. Входит почтальон Печкин. 
Печкин: Здравствуйте. Это детский сад «Ручеек»? Я нес вам телеграмму, упал в лужу и она промокла. Как быть не знаю, ее нельзя прочитать. Меня теперь уволят с работы. 
Воспитатель: Не переживайте, мы попробуем разобраться. Почтальон уходит. (Постановка цели) 

Воспитатель: Ребята рассаживайтесь около домика и давайте попробуем прочитать эту телеграмму. (Читает телеграмму) «Помогите найти…..Ко…..». Как быть? 
Дети: Надо помочь.
Воспитатель: Давайте закроем глаза, сосчитаем до пяти и перенесемся туда, где от нас ждут помощи. (Звучит музыка). Считают. (Перед ширмой выставляется елочка) 

Воспитатель: Откройте глаза, посмотрите вокруг. 
Уютный, тихий уголок, 
Где нас разбудит петушок, 

Где по утру мычат коровки 
И прыгает козленок ловко, 
Рычат, где утром трактора 
И где в колодце есть вода, 
И где домишко ветхий, древний 
Вы догадались где? ............ (В деревне). 
Правильно. А как вы поняли, что это деревня? 
Дети: « Я сразу догадался, что это деревня, потому что в деревне живут коровы, козы, поет петух», «А еще в деревне есть колодец с вкусной, прохладной водой», «В деревне есть старые дома, там тихо и уютно».
2 часть – основная (30 мин.)
Воспитатель: Раз мы в деревне, давайте присядем на завалинку. (Дети садятся на скамейку) Включается запись «Голоса домашних животных». Прислушайтесь и скажите, пожалуйста, что вы слышите? …А чьи это голоса? 
Дети: Я услышала голоса кошки, собаки, свиньи, коровы, овцы. 
Воспитатель: Как, одним словом можно назвать этих животных? 
Дети: Это домашние животные. 
Воспитатель: Давайте поиграем в слова «Какая кошка? Какая коза? Какой котенок? Какая собака?». 
Дети: Кошка – пушистая, мягкая, серая. Котенок – маленький, усатенький, смешной. Коза – рогатая, мягкая, белая. Собака – веселая, мохнатая, разноцветная.
Воспитатель: Ребята, названия каких животных начинается на «КО»? 
Дети: Конь, кошка, корова, коза 
Воспитатель: Корова, коза. Говорим «Ка», а пишем «Ко». Непонятно, кому же из них нужна наша помощь? Мы не знаем, что это за животное, надо будет его описать, а вы, по описанию, должны догадаться о ком идет речь. Описание будем проводить по схеме 
На экране телевизора появляются, по мере разбора, части схемы описания: 1.Сначала вы должны сказать это домашнее или дикое животное. 
2.Затем, где оно живет. 3. Какую помощь оказывает человеку. 
4. Продолжите рассказ - в каких сказках встречается.
5. И, в заключение, какое оно (описание по памяти). 
Воспитатель: вызывает детей для описания. 
Дети: (описывают КОЗУ, КОШКУ, СОБАКУ) 
КОЗА – это домашнее животное. Она живет в хлеву. Она рогатая, упрямая, белая. Она дает очень полезное молоко и шерсть. Встречается в сказках: «Волк и семеро козлят», «Коза Дереза»; в фильме «Мама».
КОШКА – Это домашнее животное. Живет в доме человека. Она пушистая, мягкая. У нее четыре лапы и хвост. Есть острые когти. Она ловит мышей и лечит болезни. Встречается в сказках: «Кошкин дом», «Кот в сапогах».
СОБАКА - Это домашнее животное. Живет в будке. У нее лохматая шерсть, черный нос. Она сторожит дом человека, ищет пропавших людей, охраняет границу. Встречается в сказке «Шарик в гостях у Барбоса»; в рассказах «Пожарные собаки» и «Лев и собачка».
Воспитатель, после рассказа ребенка, дает оценку: «Что вам понравилось, в описании Даши?»; «Что вам помогло узнать, о ком рассказал Максим?»; «Какие особенности внешнего вида помогли догадаться, что речь идет о собаке?». 
После ответов детей, дать свою оценку. Особый акцент на слова сравнения. 
Воспитатель: Мне понравились ваши рассказы. Вот сколько животных вы описали. А ведь это все герои сказки «Как котенок искал свою маму». Вы не догадались, кто из этих героев просил у нас помощи? Вот мы сейчас и узнаем. Дети уходят переодеваться. Оставшимся детям предлагается физминутка: (Звучит спокойная музыка). 
Физминутка
Вариант 1. Проговаривание текста с движением:
Ананас похож на шишку, (дети разводят руки в стороны 
затем соединяют в замок перед грудью)

Хомячок похож на мышку, (ласково проводят ладошкой
сверху вниз по правой щеке, затем по левой)

Вертолет — на стрекозу, (делают вращательные движения руками 
над головой — «моторчик», затем машут
руками, словно стрекоза крылышками)

Антилопа — на козу, (разводят руки в стороны, затем
прижимают указательные пальцы 
к голове, «бодаются»)

Маленький верблюд — на ламу, (приседают и встают)
Ну а я похож на маму. (указывают на себя и обнимают себя)

Вариант 2. Артикуляционная и интонационная гимнастика с движением:
По команде педагога «Спрятались! (Дети сидят, сгруппировавшись) 
Вы маленькие мышки спите в норке, а просыпаясь, радостно приветствуете солнышко» (Дети быстро встают и , радостно улыбаясь, разводят руки в стороны ладошками вверх, одновременно произнося гласный «а-а-а…»).
Произнося звук «у», дети «пугают» кабана. (И. п.: руки согнуты на уровне груди, ладошки повернуты от себя. Произнося гласный «у-у-у..», дети давящим движением выпрямляют руки вперед и вниз).
На звук «о», дети удивляются, летящему по небу лосю. (И. п.: дети соединяют опущенные руки перед собой так, чтобы кончики пальцев касались друг друга. 
Произнося гласный «о-о-о…», они плавно поднимают руки через стороны вверх и соединяют их в кольцо над головой).
Воспитатель: Итак, артисты готовы. Мы начинаем.
Игра - драматизация «Как котенок искал свою маму» 
Воспитатель: Спасибо, ребята. Молодцы! Скажите мне, пожалуйста, что помогло котенку узнать свою маму?
Дети: Котенок узнал свою маму по описанию ее внешнего вида, по голосу,
потому как ее зовут.
Воспитатель: А маме-кошке, что помогло узнать своего котенка?
Дети: Мама - кошка очень хорошо знает своего малыша.
Воспитатель: Какие животные встречались в сказке? 
Дети: В сказке встречаются: сердитая собака, рогатая коза, ласковая кошка усатенький котенок, ушастый зайчик, серый волчок, крикливая ворона, добрая медведица. 
Воспитатель: Теперь вы поняли, что телеграмму нам прислала мама-кошка. Вы помогли ей найти своего котенка и пришла пора нам возвращаться в детский сад. Закройте глаза, сосчитайте до пяти.
Дети: считают
Воспитатель: Откройте глаза. Молодцы! Порадовали меня своими хорошими рассказами. За вашу помощь мама – кошка передала вам подарки. А наше приключение на этом не заканчивается, мы и дальше с вами будем придумывать описания животных в загадках, стихах и путешествовать, например, в лес. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с элементами театрализованной деятельности "Путешествие в страну Сказок и фантазии "

Цели:  Развитие речи по средством театрализованной деятельности.Задачи: Формировать интонационную выразительность речи, мимику, жесты;Развивать диалогическую речь в процессе театрально-игровой де...

Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи  для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...

Сборник конспектов занятий для старшей группы по развитию речи методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

В данном пособии представлены конспекты занятий по развитию речи  для детей 5-6 лет. Они дают возможность организовать работу  в соответствии с новыми технологиями обучения.Цель: Оказат...