" Где живут слова ? "
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Середина Лидия Георгиевна

Интегрированное занятие.

Показать детям богатство слов языка, разнообразие форм работы со словами.

Познакомить детей с некоторыми видами словарей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл " Где живут слова ?"23.83 КБ

Предварительный просмотр:

ГБДОУ №76 ЦЕНТРАЛЬНОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Конспект непосредственной образовательной деятельности

для детей старшей группы

Интегрированное занятие

Тема:  «Где живут слова?»

Разработчик: воспитатель Середина Лидия  Георгиевна

Цель: 

Познакомить детей с некоторыми видами словарей, показать богатство слов языка, разнообразие форм работы со словами.

Задачи:

Способствовать развитию слуховой памяти, коммуникативных качеств, внимания, сосредоточенности, образного мышления, мелкой моторики.

Учить запоминать стихотворный текст с помощью рисунка (мнемотаблицы).

Развивать аналитико-синтетическую деятельность, обогащать словарь.

Моделировать формы поведения в общественных местах.

Материалы и оборудование:

Игрушка сова, разные виды словарей, рисунки-ассоциации, иллюстрированные мнемокартинки, мячи по количеству детей (и счётные палочки), песочные часы, «семицветик», медали по количеству детей, атрибуты для игр и инсценировки, запись спокойной музыки.


Предварительная работа: экскурсия в библиотеку, знакомство с мнемотаблицами, составление мнемотаблиц самостоятельно; д/и «Расскажи о словах»; заучивание стихотворения А.Кондратьева «Добрый день»; беседы «Родной язык», «Библиотека – книжный дом»; загадки и пословицы о книгах.

Словарная работа: значение слов «словарь», «библиотека», «энциклопедия», «мнемотаблица».

Ход занятия:

Загадка о книге

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней. (Книга)

Мы все любим книги. Книги бывают разные. Я хочу сегодня рассказать вам об особенных книгах.

К таким особенным книгам относятся энциклопедии и словари. Их обычно не читают подряд – с первой страницы и до последней, а раскрывают , когда нужно что-нибудь уточнить, узнать. К ним приходят за советом.

Чем больше мы читаем и учимся, тем больше нам нужны словари.

Я сейчас покажу и расскажу вам о некоторых словарях:

а) орфографические словари.

Вы с ними познакомитесь поближе как только пойдёте в школу. Из такого словаря можно узнать, как правильно написать слова.

б) толковые словари.

Они не только помогают узнать, как пишутся слова, но и объясняют значение слова. Например, толковый словарь русского языка С.И.Ожегова.

в) специальные словари или энциклопедии.

Они посвящены отдельным разделам. Например, военная энциклопедия, энциклопедия «Растения» и др.

Словари создают учение. Они делают очень большое и важное дело.

Трудно ли найти нужное слово, ответить на свой вопрос? Вовсе нет, если вы хорошо будете знать алфавит (т.е. буквы). Ведь все слова в словаре располагаются по алфавиту. Хочешь узнать, что такое «азбука» - ищи на букву «А», «библиотека» - на букву «Б».

- Ребята, вы, наверно, догадались, что в словарях «живут» слова, причём самые разные: умные, интересные, весёлые, добрые, ласковые, вежливые, короткие и длинные.

    Что интересного в словах?

Слово можно написать, нарисовать рисунок и обозначить его словом, с помощью слов слагают стихи, рассказывают сказки, общаются и , в конце концов, играют.

П/и «Угадай, чей голосок»

Ведущий стоит в кругу с завязанными глазами, дети движутся по кругу и поют: «Вот построили мы круг.

                           Повернёмся разом вдруг.

                           А как скажем: «Скок, скок, скок!

                           Угадай, чей голосок?»

Слова «Скок, скок, скок» произносит один из играющих, названный ведущим. Водящий должен угадать, кто произнёс слова и поменяться с ним местами.

Рассказывание сказки «Мышиные проделки»

Я хочу вам рассказать историю, которая произошла с одним словарём.

В маленьком городе, на тихой улочке, в уютном деревянном домике жил-был старый-престарый словарь-книга, где собраны все-все слова, какие только есть на свете.

Но повадились мыши грызть в словаре страницы: что ни день, то какое-то слово пропадёт, то его описание.

Глотая слова, мыши надеялись научиться говорить. Но напрасно: сколько слов исчезло, но никто из мышиного племени так и не заговорил.

Словарём этим пользовалась старая мудрая Сова. Из-за возраста с памятью у неё было плохо: события давно минувших дней помнила, а вот отдельные слова забывала, поэтому словарём ей приходилось пользоваться очень часто. А как? Там что ни слово, то дырка.

Давайте поможем Сове восстановить слова?!

Обыгрывание слова «рисунок».

(вопрос детям: Что обозначает это слово? Потом это же слово находят в словаре и уточняют его значение).

Игра «Рисунок-ассоциация».

В игре используются карточки с рисунками-пиктограммами и словами-ассоциациями на них.

Дети должны соединить рисунок и слово-ассоциацию, объединив их по смыслу на своё усмотрение. Например, слова-ассоциации: семья, любовь, игрушка, кукла, свет, радость, дружба, игра, зима, сон. Последний рисунок-ассоциация: страх - Баба-Яга.

П/и «Баба-Яга»

В тёмном лесе есть избушка,

Встала задом наперёд.

В той избушке есть старушка –

Бабушка-Яга живёт.

(дети хороводом идут по кругу, поворачиваются сначала спиной к центру круга, потом лицом в круг).

Нос крючком, глаза в полоску

И, как уголь, все горят,

Ух, сердитая какая,

Дыбом волосы стоят,

Ух, сердитая какая?

(показывают длинный нос, щурятся, руки сжимают в кулаки, подносят к глазам, резко выпрямляют пальцы над головой, хмурятся).

И поломана нога.

Не простая – костяная…

Вот вам, Бабушка-Яга!

(прыгают на одной ноге, прихрамывают, разводят руками).

Обыгрывание слова «стихотворение».

Заучивание стихотворения В.Лунина «Когда я взрослым стану» с помощью рисунка.

При чтении стихотворения ребёнку показывают рисунок-опору, затем при повторении, смотря на рисунок-опору, ребёнок вспоминает текст.

Когда я взрослым стану,

Я всё позволю сыну:

Руками есть сметану,

И прыгать мне на спину.

Валяться на диване,

На стенке рисовать,

Жука хранить в кармане,

Лица не умывать,

Кричать, по лужам бегать.

Спилить у стула ножки,

Не спать и не обедать,

Скакать верхом на кошке,

Крутить в часах пружину,

Пить воду из-под крана.

Я всё позволю сыну,

Когда я взрослым стану.

Обыгрывание слова «кузнечик».

Игра «Кузнечик»

Дети сидят на мячах. Дав правильный ответ – прыгают на них.

Вопросы:

  1. Инструмент, которым стригут волосы (ножницы).
  2. Место, где готовят и продают лекарства (аптека).
  3. Сильная метель, снежная буря (вьюга).
  4. Загородный дом для летнего отдыха (дача).
  5.  Детёныш собаки (щенок).
  6. Помещение для ремонта и стоянки автомобилей (гараж).
  7.  Лиственное дерево с белой корой (берёза).
  8. Тот, кто сражается с врагом (воин, боец).
  9. Торжественный день в честь или память кого-либо или чего-либо (праздник).

     10. Ломтик хлеба с маслом, сыром, колбасой и др. (бутерброд)

     11. Жидкость для мытья волос (шампунь).

Обыгрывание слова «игра».

Игра «Выложи слово».

Детям даётся задание выложить из счётных палочек любой предмет и назвать его.

Обыгрывание слова «вежливость».

Игра-инсценировка «Вежливые слова».

Сейчас мы поиграем в игру «Вежливые или волшебные слова». Однажды мама поехала в парикмахерскую. В трамвае она села у окна. Вдруг вошёл старичок с палочкой. Мама встала и сказала: «Садитесь, … (пожалуйста)!» Старичок вежливо поблагодарил: «Большое … (спасибо)!» Неожиданно трамвай резко затормозил,  мама чуть не упала и толкнула старушку. Старушка уже хотела сильно рассердиться, но мама сказала: «Извините, … (пожалуйста)!» Затем мама вошла в парикмахерскую и сказала: «Кто последний, скажите, …(пожалуйста)?» Когда подошла мамина очередь, она сказала: «Сделайте мне стрижку … (пожалуйста)!» А когда уходила из парикмахерской, то сказала: «Большое … (спасибо), я очень довольна!».

Обыгрывание слова «доброта».

Чтение стихотворения А.Кондратьева «Добрый день».

Добрый день!

- Добрый день! – тебе сказали.

- Добрый день! – ответил ты.

Как две ниточки связали –

Теплоты и доброты.

Доброго пути!

Нам пожелают:

- Доброго пути!

Будет легче

Ехать и идти.

Приведёт, конечно,

Добрый путь –

Тоже к доброму

Чему-нибудь.

Здравствуйте!

- Здравствуйте! –

Ты скажешь человеку.

- Здравствуйте! –

Улыбнётся он в ответ.

И, наверно, не пойдёт в аптеку.

И здоровым будет много лет.

Пожалуйста!

Отменить, что ли, слово «пожалуйста»?

Повторяем его поминутно.

Нет.

Пожалуй, что без «пожалуйста»

Нам становится неуютно.

Спасибо!

За что мы говорим «спасибо»?

За всё, что делают для нас.

И мы припомнить не смогли бы

Кому сказали?

Сколько раз?

Простите!

Простите, я больше не буду

Нечаянно бить посуду

И взрослых перебивать.

И что обещал – забывать:

Но если я всё же забуду, -

Простите, я больше не буду!

Будьте добры…

Будьте добры, -

Это я говорю по секрету.

Будьте добры –

И не ждите за это конфету.

Будьте добры –

Без игры и во время игры.

Если сумеете,

Будьте скорее добры.

Добрые слова.

Эти слова всем известны давно,

Видишь, они и просты, и не новы:

Но я ещё повторю всё равно:

- Добрые люди, будьте здоровы.

Игра «Если вдруг …» (звучит тихая музыка).

Дети попадают на полянку, там находят волшебный цветок «Цветик-семицветик», отрывают по одному лепестку и загадывают желание.

Игра «Составь новое слово» (картинки на экран).

Предложить детям вспомнить такие слова, как «стихотворение», «Баба-Яга», «семицветик». Объяснить, что они состоят из 2-х слов и дать детям задание из 2-х предложенных слов составить одно слово. (Например, сам катает – самокат, сам летает – самолёт, сам варит – самовар, лазит под водой – водолаз, ходит по луне – луноход, рубит лес – лесоруб, колит лёд – ледокол, падает вода – водопад, возит воду – водовоз, везде ходит – вездеход, сам сваливает – самосвал и др.).

Сюрпризный момент.

Сова благодарит за помощь, забирает слова, которые объяснили дети, вручает им медали с изображением «совы».

                  С е р е д и н а

           Лидия   Георгиевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

Конспект организованной образовательной деятельности "Добрые слова живут среди нас"

Работа с дошкольниками построена в игровой форме и направлена на развитие коммуникативных навыков....

Конспект занятия с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Волшебные слова живут на белом свете»

В дошкольном возрасте многие дети не умеют правильно общаться со сверстниками и  взрослыми, поэтому задача воспитетеля развивать в них эти навыки....

«Волшебные слова живут на белом свете»

Цель: привлечь детей к пониманию необходимости воспитания культуры речевого общения; продолжать знакомит их с миром «волшебных слов», которые очень помогают всем людям. Побуждать детей рас...

Звуковой анализ слова. "Где живут гласные звука "А", "О", "У", "И" ?

Обучение звуковому анализу слова решает несколько задач:1. определение количества звуков в слове;2.фонетическую характеристику звуков (умение разделять звуки на мягкие и твердые, глухие и звонкие, гла...