Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Бабушка избушка»
план-конспект занятия по развитию речи
Цель: Формировать представление о жизни и быте русского народа, о его традициях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_babushka_izbushka.docx | 18.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе
Тема: «Бабушка избушка»
Цель: Формировать представление о жизни и быте русского народа, о его традициях.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
Продолжать знакомить детей с традициями русского народа, с русской избой - жилищем крестьянской семьи.
Закрепить умение лепить посуду домашнего обихода (миски, ложки, чугунок).
Развивающие задачи:
Развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту.
Развить интерес к русскому фольклору, народным традициям.
Развивать воображение детей.
Воспитательные задачи:
Воспитывать у детей нравственные ценности русского народа: любовь к ближним, трудолюбие, верность, красоту, добро, чувство гордости за свой край, за свою Родину.
Виды деятельности:
«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Материалы и оборудование: Предметы домашнего обихода, глина, дощечки для лепки, стека.
Предварительная работа:
Чтение русских народных сказок.
Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам.
Разучивание хороводных песен, русских народных игр, танцев
Слушание народных мелодий.
Чтение стихотворений, загадок, пословиц, шуток-прибауток.
Разучивание русских народных песен.
Ход занятия:
Звучит русская народная музыка.
Вводная часть
Воспитатель: Здравствуйте, проходите гости дорогие. Милости прошу в свою светлую горницу. Для дорогих гостей и двери настежь.
Дети: Мира, счастья вашему дому.
Воспитатель: Проходите, садитесь за стол, угощайтесь пирожками, чаем из самовара (дети садятся и пьют чай).
Дети: Какие у вас вкусные блины.
Воспитатель: Блины испекла для вас печь. Давайте подойдем к печи поближе. Садитесь на лавки, посидим рядом да поговорим ладком.
Основная часть:
Воспитатель: Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами.
Воспитатель: Войдя в избу, что вы увидели?
Дети: Печка!
Воспитатель: Правильно это печь. А кто мне скажет: «Для чего нужна печь?» (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, самое главное в деревенской избе – это печь. Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки тепло и уютно. Человек, который умел класть печь, печник – пользовался почетом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе.
Воспитатель: Ребята, а кто знает пословицы об избе? Давайте их проговорим:
- «Без печи хата – не хата».
- «Когда в печи жарко – тогда и варко».
- «Что есть в печи – все на стол мечи».
- «Не красна изба углами, а красна пирогами»
Воспитатель: Молодцы.
Физкультурная минутка
Шла изба по мостику и виляла хвостиком
Зацепилась за перила, прямо в речку угодила
В речке шум, в речке звон
Кто не верит, выйди вон…
Воспитатель: Реббта! Сейчас я вам буду загадывать загадки, а вы будите отгадывать.
- Шуба в избе, рукав на улице?». (печь)
- Стоит изба из кирпича.
То холодна, то горяча.
Накормишь- живет,
Напоишь- умрет». (печь)
- В избе – изба,
На избе – труба.
Зашумело в избе, Загудело в трубе.
Видит пламя народ, А тушить не идет. (печь)
- Попало наше тесто
В горячее место.
Попало – Не пропало,
Румяной булкой стало. (печка)
Воспитатель: Молодцы.
О печи в старину говорили так: «Она и поилица, и кормилица, телосогревательница». С печью связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Обратите внимание, что стоит у печи? (Кочерга, ухват, чугунок).
Беседа «Знакомство с домашней утварью»
Воспитатель предлагает отгадать загадки:
- Поляной двор красных коров
Черная зайдет – всех выгонит. (кочерга)
А зачем она нужна? (Перемешивать угли в печи)
- Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля. (чугунок)
Воспитатель показывает чугунок: Как вы думаете, зачем он нужен? В чугунке варили кашу, щи.
В печке горячо, руками чугун не поставишь, и для этого предназначен ухват.
(Воспитатель показывает, как ухватом ставить чугунок в печь).
Воспитатель: Вот какую загадку загадаю, послушайте.
- Рогат, да не бык, хватает да не ест.
Людям отдает, а сам на отдых идет. (ухват).
Воспитатель: Обратите внимание на стол. Почему стол такой большой, как вы думаете? (Дети отвечают).
- Да, правильно потому что в прошлом в старину семьи были большие. Рассаживались за стол на лавки.
- Почему лавки длинные и широкие? (ответ детей).
На лавках сидели во время обеда, а ночью на лавках спали, так как места всем в избе не хватало. Почти все в избе делалось своими руками. Долгими зимними вечерами резали миски, ложки из дерева, девицы вышивали, шили одежду. Выполняя ручную работу молодые девушки и парни пели русские народные песни, водили хороводы, играли в игры.
Хороводная игра.
Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в хороводную игру с лентой.
Вышел Ваня погулять.
(Ваня идёт внутри круга с лентой в руке, высматривая подругу, дети идут хороводом и поют).
Стал подружку выбирать.
Стал подружку выбирать.
Кому ленточку отдать.
(Дети останавливаются).
Поклонись, поклонись.
(Ваня кланяется выбранной девочке, девочка отвечает).
Да за ленточку держись.
Продолжение осмотра музея.
Воспитатель: Поиграли, а теперь продолжим осмотр музея. Посмотрите, пожалуйста, на кровать, какое лоскутное одеяло сшито своими руками (Вручную). И как красиво вышиты подушки. Все делалось тщательно, с любовью, и было не только полезным, но и красивым радующим глаз. Это стремление к прекрасному, мастерство передавались от поколения к поколению.
-А вот стоит прялка. Как вы думаете, для чего она предназначалась? (Ответ детей).
-Да ребятки правильно на прялке пряли нитки. Вот так клали кудель (шерсть, лен). И пряли с помощью другого приспособления – веретено.
Загадка
Чем больше я кручусь,
Тем толще становлюсь. (Веретено).
Особенности одежды.
Воспитатель: Посмотрите на одежду мужскую и женскую. У русской рубахи – особенность покроя ворота, его разрез располагается не посередине груди, а сбоку. Отсюда и название косоворотка, часто косоворотки украшали вышивкой. Подпоясывали рубаху поясом – кушак. Пояс (кушак) был не только украшением, к нему подшивались: нож, ложка. Пояс заменял карманы.
Рассмотрение иллюстрации из русских сказок.
Воспитатель: Женская одежда была представлена такими атрибутами: сарафан, кафтан (кофточка), фартук. Замужние женщины носили поневу – это юбка, у которой не сшиты края и передник. Самой распространенной обовью русского народа, были лапти.
Воспитатель: В каждой избе обязательно есть красный угол. В нашем музее-избе тоже есть красный угол. В старину слово «красный» означало: красивый, главный, торжественный. В красном углу висят иконы. Здесь же стоят стол и лавки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие из русского самовара. Говорили так:
Сверху пар, снизу пар —
Шипит наш русский самовар
Милости просим на чашку чая!
Вот так мы живем:
Пряники жуем, чаем запиваем
Всех в гости приглашаем.
Практическая работа из соленого теста.
Воспитатель: Ребята, давайте слепим из глины нашим куклам чугунок, ложки миски, а может кто захочет и самовар слепить, (индивидуальная работа).
Заключительная часть.
Воспитатель: Ребята, мы с вами сегодня посетили музей нашего садика «Русская изба».
- Вам понравилось? (Ответ детей).
- Что нового вы узнали? (Ответ детей).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: «Берегите и цените воду»...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: "Путешествие по волшебному лесу".
Цель: Обучать детей ориентировке на листе бумаги. Уметь устанавливать разнообразные по содержанию связи. Развивать у детей конкретные представления о признаках животных, умения различать явления приро...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе тема: "Путешествие в зимний лес"
Задачи:1. Познакомить детей с некоторыми правилами поведения в лесу;2. Уточнить знания детей о диких животных;3. Развить у детей...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: « Цените и берегите воду»
: Познакомить детей со свойствами воды. Формировать естественные научные представления у дошкольников, путем проведения опытов...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Вода и ее свойства»
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Вода и ее свойс...
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе Тема: «Поможем зверятам»
Занятие ля детей4-5 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Моя семья».
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе. Тема: «Моя семья».Программное содержание: -Формировать у детей представление о семье как о людях, которые...