Проект для подготовительной к школе группы ""АБВГДей-ка"
проект по развитию речи (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №10
Г. Солнечногорск
Проектная деятельность
Тема проекта:
«АБВГдейка»
Подготовительная группа
на 2018-2019 учебный год
воспитатель: Савельева Л.М.
Паспорт проекта
Тема проекта
«АБВГдейка»
Автор проекта
Воспитатель Савельева Л.М.
Участники проекта: дети группы, воспитатель, родители.
Вид проекта
Нормативный
База проекта
МБДОУ детский сад №10
Срок реализации:
Длительный (сентябрь-май)
Формы и методы реализации проекта:
Формы: занятия, консультативная работа с родителями, свободно-самостоятельная
деятельность(индивидуальная работа с использованием дидактических материалов),
совместная деятельность со взрослыми.
Методы: игровой, практический, наглядный, словесный, ИКТ.
Итоговое мероприятие: Экскурсия совместно с детьми и родителями в детскую районную библиотеку
Характеристика проекта.
Актуальность:
В человеческой деятельности нет областей, где не употреблялась бы речь. Она нужна везде. Поэтому грамотное владение речью и развитие коммуникативных функций особенно актуальны для нынешнего и будущих поколений.
Хорошо известно, насколько сложна и объёмна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему читать ребёнку осваивать её курс. Совсем по-другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования.
Также в настоящее время значительно возросло количество детей, имеющих то или иное нарушение речи. Дислексия (нарушение чтения) и дисграфия (нарушение письма) становятся первопричинами плохой успеваемости в школе. Нарушения в речи, ошибки в произношении, влекут за собой грубые ошибки на письме, неграмотным речевым высказываниям, и приводят, впоследствии, к обеднению словарного запаса, неумению грамотно выразить свои мысли, а значит и оскудению русского языка в целом.
Совершенствуя речевой аппарат, в занятия кружка включены артикуляционные упражнения, проговаривание всевозможных скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек и др. В программу занятий включено множество загадок, которые сопровождаются иллюстративным или игровым материалом: муляжами, картинками и игрушками. Процесс отгадывания загадок очень важен, потому что он развивает воображение, формируют быструю реакцию на слово.
Как известно, дети этого возраста наиболее восприимчивы к обучению грамоте, поскольку их отличает острота и свежесть восприятия, любознательность и яркость воображения. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.
Кружок «Обучение раннему чтению» - это учёба и игра. Игровая формы работы очень эффективна, так как именно в игре развиваются творческие способности личности. С этой целью во все занятия включены всевозможные игры по развитию речи, игры с буквами и словами, занимательные упражнения, фонетические, лексические, грамматические, графические (работа в тетрадях) и даже подвижные игры.
Главное место на занятиях отведено работе со звуком, буквой, играм с буквами и словами, что позволяет формировать фонетический и речевой слух ребёнка. Обучение грамоте носит общеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.
Новизна проекта.
Данная программа направлена на подготовку детей 5 - 7 лет к успешному освоению чтения. В основу программы положены книги: «Буквы едут в гости к нам» Ф. Шапиро, «Игры с буквами и словами» О. Жукова, «Занимательное азбуковедение» В.Волина, «Праздник букваря» В. Волина, «Подготовка ребенка к обучению письму» Т. Гризик.
В большом разнообразии азбук, предоставляемых педагогам и родителям, название картинки начинается со звука, соответствующего букве, но сама картинка никак не помогает запоминанию графического образа буквы. Новизна предложенного в том, что данная азбука развивает ассоциативную и зрительную память: буква похожа на небуквенное изображение, что способствует быстрому и прочному ее запоминанию. Буквам соответствуют сходные с ними изображения различных предметов, животных и прочее. Буква похожа на небуквенное изображение. В процессе ознакомления детей с буквами введены короткие стихи, которые рекомендуются выучить для закрепления связи буквы с ее зрительным образом. Последовательность изучения букв алфавита предлагается по «Букварю» О.Жуковой. На занятиях дети заводят специальные тетради, куда зарисовывают образы букв и сами буквы. Из букв разрезной азбуки дети составляют слоги и слова. Рекомендуется подсказывать при забывании не сами буквы, а их образы. Дидактическое сопровождение программы: слоговые таблицы, разрезная азбука, художественное слово и прочее позволяет проводить занятия фронтально и индивидуально.
Занятия носят комбинированный характер, каждое включает в себя несколько программных задач, на занятии детям предлагается как новый материал, так и материал для повторения и закрепления усвоенных знаний. Во время занятий широко применяются игровые методы, направленные на повторение, уточнение и расширение знаний, умений и навыков детей в области грамоты.
Методическая основа проекта.
- непременное усвоение детьми слогов типа СГ (условно называемых слияниями).
- использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучении их главных свойств и признаков;
- предоставление детям системы увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут усвоить программу;
- развитие зрительного, тактильного, фонематического восприятия, оптико-пространственного представления;
- формирование у детей ведущих видов речевой деятельности — говорения и слушания, чтения и письма.
Методы успешной реализации проекта.
* Словесный (заучивание стихотворений о букве, небольшой рассказ, беседа
* Наглядный (наблюдение, рассматривание картин)
* Практический (словесные игры; дидактические игры: «Поймай звук», «Найди букву», «Цепочка слов»).
*Дидактическое – наличие дидактических пособий по звуковому анализу.
* Материально-техническое – приобретение и изготовление новых пособий, таблиц, карточек по обучению грамоте.
Также необходимым условием успешной реализации программных задач является создание ситуации успеха для каждого ребенка, создание доброжелательной, творческой атмосферы на занятии.
Цели и задачи проекта
Цель проекта:
Подготовка детей к обучению чтению и письму.
Задачи проекта:
1.Познакомить детей с понятиями «звук», «буква», «слово».
2.Познакомить с буквами русского алфавита.
3.Развивать фонематический слух.
4.Овладеть слоговым и слитным способами чтения.
5.Работать над расширением, уточнением и активизацией словаря.
6.Готовить руку детей к письму.
7. Развивать устойчивый интерес к учебным занятиям.
Принципы и подходы к формированию проекта
Основные принципы:
*Последовательность (все задачи решаются методом усвоения материала «от простого к сложному», в соответствии с познавательными возрастными возможностями детей;
*Доступность (заключается в простоте изложения и понимания материала);
*Наглядность (предлагает наличие большого количества наглядного, раздаточного материала, наличие дидактических игр и пособий);
*Занимательное общение
*Индивидуализация (учитывает психологические особенности дошкольников);
* Результативность (обеспечивает соответствие целей программы и возможностей их достижения);
*Межпредметность (предполагает связь с другими предметами: окружающим миром, развитием речи.)
*Обогащение сенсорно - чувственного опыта.
Возрастные и индивидуальные особенности детей.
- внимание и запоминание у некоторых детей слабое, особенно, если учение не захватывает. Занятия выстраиваю исходя из интересов детей. Самым лучшим приемом для этого является игра;
-дети очень эмоциональны, впечатлительны. Исследования психологов показали, что ребенок лучше запоминает то, что он пережил эмоционально;
- дети чрезмерно подвижны, значит надо давать на занятиях возможность выхода энергии в движении;
- не следует перегружать детей, т.к. у них в этом возрасте повышенная утомляемость.
Планируемые результаты:
К концу учебного года дети смогут:
*Владеть понятиями: «звук», «буква», «слог», «слово».
* Знать названия букв.
*Различать гласные и согласные звуки.
*Плавно читать слоги, короткие слова.
*Составлять из букв разрезной азбуки слова.
*Печатать буквы в тетради в крупную клетку.
Содержание проекта.
Этапы изучения буквы.
Для того чтобы ребенок прочно усвоил буквы, использую следующие этапы их изучения.
1.От звука к букве (устанавливается ассоциация между слухопроизносительным образом звука и зрительным образом буквы). 2.Выделение изучаемого звука из слов.
*Изучаемый звук должен находиться в сильной позиции, то есть в начале слова в ударном слоге (желательно без стечения согласных).
2.Называние буквы.
*Дети знакомятся с тем, что звук можно обозначить графически, то есть буквой. При этом буквы обязательно называются твердыми звуками, например звук [с] обозначается буквой С, а не ЭС или СЭ.
3.Знакомство с печатной буквой. Демонстрация буквы.
Предлагается буква, написанная простым шрифтом среднего размера в черно-белом варианте. На начальных этапах изучения буквы желательно использовать именно черно-белый вариант, чтобы ребенок не отвлекался на цвет. Позднее, когда буква усвоена, для чтения можно использовать буквы любых цветов.
4.Подбор зрительного образа к букве (вариант ребенка).
Дети сравнивают букву с реальными предметами, фигурками, цифрами, животными, людьми и т.п. Важно, чтобы ребенок самостоятельно представил образ буквы.
5.Сопоставление печатной буквы с графическим образом (вариант педагога).
Благодаря графическому образу дети легче запоминают характерные особенности буквы. Важно, чтобы педагог предлагал вариант графического образа уже после того, как ребенок представил свой.
6.Предлагается стихотворное описание графического образа буквы.
Данные стихи дают целостное описание зрительного образа. Можно предложить детям эти строчки для заучивания наизусть.
7.Анализ буквы.
Дети определяют следующее:
-из каких элементов состоит буква;
-из скольких элементов состоит буква;
-как расположены эти элементы в пространстве.
8. Знакомство с траекторией движений при написании буквы.
-обведение буквы пальцем по гладкой поверхности;
-обведение буквы по трафарету;
-обведение буквы по контуру;
-запись буквы в воздухе;
-запись буквы мокрым пальцем на доске, на стекле, на песке и др.
-письмо буквы на ладони, на спине.
9. Автоматизация звукобуквенных связей. Дидактические игры.
10. Самостоятельное написание печатной буквы.
Перспективно-тематическое планирование
Подготовительная группа.
Тема занятия | Цель занятия | Кол-во занятий |
Как хорошо уметь читать. «Знакомство с королевой Азбукой». | Подвести детей к пониманию того, что уметь читать – важно и необходимо. | 1 |
Гласный звук IаI, буква А. ( «Встреча с девочкой Буковка»). Гласный звук (о); буква О.(«У нас в гостях девочка Оля»). | Познакомить детей со звуком «А» и буквой «А». Познакомить детей со звуком «о» и буквой «О». | 1 |
Гласный звук IуI, буква У, чтение слов АУ, УА. («Поможем Ульяне»). Закрепление пройденного: буквы А; У;О, звуки «а», «у», «о» ( «На лесной полянке»). | Познакомить детей со звуком «у» и буквой «У». Повторить и закрепить пройденные звуки и буквы, их характеристики. | 1 |
Согласный звук «м», буква М. («Волшебная буква М»)/ | Познакомить детей со звуком «м» и буквой М. | 1 |
Согласный звук «к», буква К. («День рождения Карлсона»). Закрепление пройденного. Гласные буквы А,О,У. «Сказка про Ежика». | Познакомить детей со звуком «к» и буквой «К». Закреплять знания о гласных звуках и буквах А, О, У, формировать умение читать слова УА, АУ. | 1 |
Согласный звук «т», буква Т. («Ученый Тузик»). Игра со звуками и буквами. «Сказка о живых звуках». | Познакомить детей со звуком «т» и буквой Т. Уточнить представления о гласных и согласных звуках и буквах. | 1 |
Гласный звук «и», буква И. «В гости к королеве Азбука». Закрепление пройденного. Игра с буквами и словами. («Веселые приключения букв» | Познакомить детей со звуком «и» и буквой «И». Уточнить представления детей о буквах А,О,И,М,К,Т,У. | 1 |
Звук «н» и буква Н. («Новоселье». | Познакомить детей со звуком «н» и буквой Н. | 1 |
Согласный звук «с», буква С. (В гости к Солнышку). | Познакомить детей со звуком «с» и буквой С. | 1 |
Согласный звук «п», буква П. («Поля и Петя – друзья»). | Познакомить детей со звуком «п» и буквой П. | 1 |
Согласный звук «л», буква Л. («К нам прилетела тетушка Сова» | Познакомить детей со звуком «л» и буквой Л. | 1 |
Согласный звук «р», буква Р. («Рая и ее семья»). | Познакомить детей со звуком «р» и буквой Р. | 1 |
Согласные звуки «л», «р», буквы Л и Р. («Лунтик готовится к полету»), | Уточнить представления о звуках и буквах Р и Л. | 1 |
Согласный звук «в», буква В. | Познакомить детей со звуком «в» и буквой В. | 1 |
Гласный звук «е», буква Е. | Познакомить детей со звуком «е» и буквой Е . | 1 |
Гласный звук «е», Буква Е, | Познакомить детей со звуком «е» и буквой Е . | 1 |
Согласный звук «з», буква З. («Приключения буквы З»). | Познакомить детей со звуком «з» и буквой З . | 1 |
Закрепление пройденного . («Игры с буквами Н,С,П,Л,Р,В,Е,З»). | Учить превращать слова в новые слова, путем замены букв. | 1 |
Согласный звук «б», буква Б («Встреча девочек : Буковки и Бруснички). | Познакомить детей со звуком «б» и буквой Б. | 1 |
Согласный звук «д», буква Д. | Познакомить детей со звуком «д» и буквой Д. | 1 |
Согласный звук «г», буква Г. («В гостях у гусенка Гоши»). | Познакомить детей со звуком «г» и буквой Г. | 1 |
Игры с буквами и словами. («Путешествие медведя» ). | Уточнить представления о буквах Л и Д. Учить читать слоги и слова. | 1 |
Согласный звук ф. («Футболист Федя»). | Познакомить детей со звуком «ф» и буквой Ф. | 1 |
Согласный звук «х», буква Х. | Познакомить детей со звуком «х» и буквой Х. | 1 |
Согласный звук «ш», буква Ш. («Волшебные превращения буквы Е»). | Познакомить детей со звуком «ш» и буквой Ш. | 1 |
Согласный звук «щ», буква Щ. | Познакомить детей со звуком «щ» и буквой Щ | 1 |
Согласный звук «ж», буква Ж | Познакомить детей со звуком «ж» и буквой Ж | 1 |
Мягкий согласный «ч», буква Ч. | Познакомить детей со звуком «ч» и буквой Ч | 1 |
Согласный звук «ц», буква Ц | Познакомить детей со звуком «ц» и буквой Ц | 1 |
Гласный звук «э»,буква Э. | Познакомить детей со звуком «э» и буквой Э | 1 |
Гласный звук «ю», буква Ю.(«В гостях у близнецов Юры и Юли»). | Познакомить детей со звуком «ю» и буквой Ю | 1 |
Гласный звук «я», буква Я. | Познакомить детей со звуком «я» и буквой Я | 1 |
Итоговое занятие. («Королева Азбука снова у нас в гостях»). | Обобщить и систематизировать знания и умения детей. | 1 |
Формы и методы образовательной деятельности с детьми.
1. Игры (дидактические, развивающие, словесные).
2. Рассматривание картин.
3. Использование мелких игрушек.
4. Прослушивание аудиозаписи, использование технических средств.
5. Использование рассказов, стихов, загадок, потешек, считалок, скороговорок, чистоговорок.
6. Решение ребусов и кроссвордов.
7. Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
8. Развитие речевой интонационной выразительности.
9. Развитие мелкой моторики.
Формы работы с родителями.
• Совместные мероприятия родителей и детей: интегрированная образовательная деятельность.
• Индивидуальные беседы.
• Наглядная пропаганда.
• Индивидуальные задания
• Изготовление игр, пособий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- М.Дружинина «Поиграем в слова»-Москва: Новая школа,1997г.
- Г.Ф.Марцинкевич «Обучение грамоте детей дошкольного возраста»- Волгоград :издательство «Учитель», 2000г.
- О.М.Рыбникова «Обучение чтению и грамоте детей 6-7 лет»- Волгоград : Учитель, 2010г.
- Л.Е.Журова, Н.С.Варенцова «Обучение дошкольников грамоте» Москва: Школьная пресса,2001г.
- Н. Лунина «Играем в буквы и слова» Новосибирск: Сибирское издательство, 2009.
- Н.С.Жукова «Домашний букварь» Екатеринбург 1998год.
- К.И.Чуковский «От двух до пяти» сочинение в двух томах, 1 том .Москва,1990год
- И.А.Быкова «Обучение детей грамоте в игровой форме» С-Петербург: Детство-Пресс, 2009г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект в подготовительной к школе группе на тему: «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной к школе группы»
Проект «Реализация прав ребенка на здоровье в условиях детского сада у детей подготовительной к школе группы» был проведен в подготовительной группе детского сада. Целями являлись: формиров...
Проект для подготовительной к школе группе «Скоро в школу»
Поступление в школу - это новый этап в жизни ребёнка. Многие дети с трепетом и тревогой и волнением переступают порог школы. Ведь их личность стала занимать более значимую социальную позицию – ш...
Проект «Тайны воды». проект в подготовительной к школе группе.
Проект разработан в силу особой актуальности проблемы воспитания экологической культуры дошкольников, любви к природе родного края, как малой Родине ребенка....
Проект в подготовительной к школе группе «Смешарики» по теме: «Скоро в школу».
Проектвподготовительной к школе группе «Смешарики»по теме: «Скоро в школу»....
«Почему извергаются вулканы» творческий проект в рамках исследовательских работ и проектов детей подготовительной к школе группы.
laquo;Почему извергаются вулканы»творческий проект в рамках исследовательских работ и проектов детей подготовительной к школе группы....
Познавательный проект в подготовительной к школе группе «Скоро в школу я пойду»
Поступление в школу – качественно новый этап в развитии дошкольника, связанный с изменением социальной ситуации и личностными преобразованиями, которые Л.С. Выгодский назвал кризисом семи лет....
Методическая разработка "Образовательный проект в подготовительной к школе группе «Скоро в школу»."
Основные цели и задачи проекта:1. Формирование мотивации учения и интереса к самому процессу обучения.2. Способствовать развитию творческих способностей, познавательной мотивации, интеллектуальных кач...