НОД в средней группе.Развитие речи "Мы сочиняем сказку".
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Королева Юлия Вячеславовна

...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx19.31 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в средней группе. Развитие речи.

Тема «Мы сочиняем сказку»

Цель:

Предложить детям сочинить сказку по образцу русских народных сказок.

Задачи:

  • Формировать умения передавать события во временной последовательности, в соответствии со структурой сказки;
  • Способствовать развитию детского творчества, умению фантазировать;
  • Совершенствовать умения использовать в речи речевые обороты, соответствующие зачину сказки, повороту и концовки;
  • Развивать умение составлять свой вариант окончания сказки;
  • Воспитывать интерес к жизни русского народа через устное народное творчество (фольклор);
  • Развивать интонационную выразительность;
  • На основе сказки формировать внутреннюю позицию ребенка для развития произвольного воображения.

Словарь:

Зачин – начало сказки; Сказочница – человек, который сочиняет сказки

Материал к занятию:

Слайды с иллюстрациями сказок. Аудиозапись «В гостях у сказки» Карточки к игре.

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок; составление описательных рассказов, рассказов по картинам, из опыта, разгадывание и придумывание загадок, небылиц.

Содержание организационной образовательной деятельности:

Организационный момент:

-Ребята, какое у вас настроение?

-Давайте мы с вами поздороваемся со всеми, что нас окружает и с нашими гостями и подарим им наше хорошее настроение.

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок,

Здравствуй, маленький дубок.

Здравствуй, утро, здравствуй, день,

Нам здороваться не лень.

Подарите друг другу и гостям нашу добрую и светлую улыбку. 

(Дети присаживаются на стульчики)

Воспитатель: Сегодня у нас необычное занятие Мы совершим с вами интересное, увлекательное путешествие.

А куда, вы узнаете, отгадав загадку:

Там волшебство, там чудеса,

Бывает бабушка Яга,

Герои действуют умно

И дружба побеждает зло.

- Так куда мы совершим путешествие?

Беседа

- А что такое сказка?

- Кто сочиняет сказки?

Сказка родилась давно, прежде чем человек научился читать и писать. Сказку сочиняли народные мечтатели и рассказывали их родным и друзьям, а те передавали сказку дальше. И шагала сказка по свету из уст в уста, яркая, умная, веселая. Страна сказок – самая удивительная и чудесная из всех стран на свете. Где еще, как ни здесь, можно увидеть в небе несущийся под облаками ковер – самолет, гуляя по лесу, встретить говорящего человеческим голосом серого волка или случайно набрести на ветхую избушку Бабы –Яги!


- Вы любите сказки?

- Что случится, если сказок не будет?

Русский народ придумал немало сказок.

- А вы, много русских народных сказок знаете? Какие?

Отгадайте загадки о сказках:

  1. Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел,

Отгадай те без подсказки

Из какой ушел я сказки?  («Колобок») (Слайд 1) 

  1. Сидит в корзине девочка

У мишки за спиной,

Он сам того не ведая,

Несет её домой. («Маша и медведь») Слайд 2) 

  1. Говорила ведь сестрица:

«Пить из лужи не годиться».

Не послушался сестру,

Стал козленочком к утру.

(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка») (Слайд 3) 

  1. Дом растаял ледяной-

Попросилась в лубяной.

Приютил её зайчишка

Сам остался без домишка.

Зайцу петушок помог

Лису выгнал за порог.  («Заюшкина избушка») (Слайд 4) 

  1. Вот для вас последняя загадка:

Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была,

В доме том, в конце концов

Стало множество жильцов. («Теремок») (Слайд 5)

 

Воспитатель: Молодцы, а теперь назовите, к каким сказкам эти иллюстрации. (Слайды 6 -11).

-Молодцы, хорошо справились.

Физкультминутка

Воспитатель: А теперь давайте мы с вами отдохнём. Я предлагаю вам "Звериную зарядку".

Лисички, как проснутся, (кулачками трут глаза)

Сразу любят потянуться, (потягиваются, отводят руки назад)

Обязательно зевнут (зевают, прикрывают рот ладонью)

Ну и хвостиком вильнут (двигают бёдрами из стороны в сторону)

Раз - присядка, (дети приседают)

Два – присядка

А теперь прыжок, прыжок.

Это заячья зарядка. (дети подпрыгивают, кладут ладошки на голову - ушки на макушке.)

Выполняй её дружок.

Ну а серенький волчок

Возле ёлочки стоит,

И громко кричит: "У-у-у!" (вдыхают через нос, и на выдохе поют).

Воспитатель: В сказке может всё случиться Наша сказка впереди. Сказка в двери к нам стучится Скажем ей мы – заходи.

А вы хотите научиться придумывать сказки?

-Напомните, из каких частей состоит сказка? (Начало, середина, концовка.) 

Давайте посмотрим на доску и вспомним нашу схему.

Начало в сказках называют «зачин». Давайте повторим это слово вместе «Зачин». Зачины бывают разные. Какие вы знаете зачины? 

- Еще о чем говорится в первой части? (О героях и главной теме.)

- Кто расскажет о средней части, чем она отличается от других частей? (Середина – самая большая часть, в ней перечисляются события, которые происходят с героями.)

- А какие герои бывают в сказке (добрые и злые)

- Ребята каких добрых и злых героев сказок вы знаете (Баба –Яга, Кощей бессмертный, Добрый молодец.)

- Так, а раз мы говорим о сказке, то что в ней должно быть в отличие от стихотворения, рассказа (волшебство, чудо?)

- А как называется третья часть нашей схемы? (Концовка) Что же такое концовка? (В ней рассказывается о том, чем всё закончилось.)

- А какими словами заканчивается? (Стали они жить-поживать да добра наживать. Вот и сказки конец, а кто слушал молодец)

Мы с вами все повторили и настало время нам превратиться в настоящих сказочников.

(Звучит музыка «В гостях у сказки»)

Давайте скажем волшебные слова:

«Вправо-влево повернись, вокруг себя покружись, вперед наклонись и в сказочников превратись!»

Ну вот, теперь вы настоящие сказочники.

-Все сказочники умеют фантазировать. Давайте и мы потренируемся

Игра: «На что похоже?»

-Молодцы, хорошо справились. Из вас получатся замечательные сказочники.


Сочинение сказки

Воспитатель.: Начало сказки я предложу вам сама, а что случится с нашими героями, и конец сказки вы придумаете сами. В лесу жил был маленький зайчик. Он всегда гулял с мамой. Но однажды мамы не было дома, погода была прекрасная, и зайчик решил погулять один.

А что может случиться дальше с ним? (Ответы детей.)

(Дети сочиняют сказку "по цепочке", а я записываю предложение каждого ребёнка. В конце читаю детям сказку, которую они сами сочинили.)

Воспитатель: Молодцы, сказочники. Нам пора превращаться в детей.

( Музыка, говорим слова и выполняем движения)

Рефлексия.

Воспитатель: "Сказка ложь, да в нём намёк. Добрым молодцам урок". А чему учит придуманная нами сказка? (Приходить на помощь друг к другу, т.е. взаимовыручке).

Спасибо вам за работу, сейчас я вам раздам конфетки. Но они не простые. Они волшебные. Кто их в руки берет, тот сможет пожелать всем людям что-то хорошее, от чего они смогут стать радостными и счастливыми. Давайте подумаем, что можно пожелать нашим гостям…

– пусть все будут здоровыми; – пусть все живут хорошо; – пусть все живут дружно…..

Воспитатель:  Сейчас мы пойдём в группу, чтобы нарисовать иллюстрации к нашей сказке.

(Дети уходят в группу.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей с детьми средней группы: «Развитие интеллектуальных способностей детей среднего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Познакомить родителей  дидактическими играми по развитию интеллектуальных способностей, которые можно использовать в домашних условиях, их развивающими задачами, способами подачи детям. Показать ...

ООД в средней группе. Развитие речи и художественно-эстетическое развитие. Сказка В. Бианки "Лесной колобок".

Организованная образовательная деятельность по развитию речи и художественно - эстетическому развитию в средней группе (рассказывание сказки, рисование)Сказка В.Бианки «Лесной колобок...

Отчёт по самообразованию в средней группе «Развитие речи детей среднего возраста посредством пескотерапии.»

В своей практике я пытаюсь изучить возможности использования игр с песком с целью развития речи детей....

Конспект образовательной деятельности в средней группе, развитие речи посредством театрализованной деятельности «Сказка – невеличка про зверей и рукавичку»

Конспект НОД по развитию речи в средней группе с элементами театрализации. Упражнения на развитие связной речи, ЗКР, грамматического строя речи, развитие коммуникативных умений....

Конспект интегрированного занятия "Добро пожаловать в сказку" в средней группе ( Развитие, воспитание и обучение детей с элементами сказкотерапии.)

Цель: развивать у детей связную речь, мышление, фантазию, сообразительность, сосредоточенность, дружелюбие; воспитывать любовь к сказкам, дружеские между детьми; продолжать учить детей быть вежливыми,...

Консультация для родителей средней группы «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста через продуктивную деятельность»

В данной консультации родителям представлен материал для развития мелкой моторики через продуктивную деятельность....