Разделы (задачи, блоки) | Осуществляемая образовательная деятельность |
В ходе режимных моментов | В организованной детской деятельности | В самостоятельной детской деятельности | При взаимодействии с семьями |
Первая младшая группа |
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми |
-развитие речи как средства общения -выполнение детьми разнообразных поручений, дающих им возможность общаться со сверстниками и взрослыми. | -эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками) -обучающие игры с использованием предметов и игрушек -коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки , прибаутки, пестушки, колыбельные) | - во всех режимных моментах: утренний прием, утренняя гимнастика, приемы пищи, занятия, самостоятельная деятельность, прогулка, подготовка ко сну | - игры-забавы - дидактические игры - подвижные игры | - консультации - родительские собрания - использование информационно-компьютерных технологий и технических средств обучения (демонстрация видеофильмов, презентаций и др.) - оформление стендов, «уголков родителей» -беседа |
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогические и монологические форм) |
-развитие понимания речи и активизация словаря на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении -развитие умения по словесному указанию педагога находить предметы по названию, цвету, размеру. | -дидактические игры -продуктивная деятельность -обучение, объяснение, напоминание, слушание | - во всех режимных моментах: утренний прием, утренняя гимнастика, приемы пищи, занятия, самостоятельная деятельность, прогулка, подготовка ко сну | -совместная продуктивная и игровая деятельность детей -словотворчество | - консультации - родительские собрания - использование информационно-компьютерных технологий и технических средств обучения (демонстрация видеофильмов, презентаций и др.) - оформление стендов, «уголков родителей» - дни открытых дверей -бесед |
Звуковая культура речи |
-упражнение детей в отчётливом произнесении изолированных гласных и согласных звуков (кроме свистящих, шипящих и сонорных), в правильном воспроизведении звукоподражаний, слов, нескольких фраз -развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания -формирование умения пользоваться высотой и силой голоса | -обучение, объяснение, повторение -дидактические игры -имитационные упражнения | - во всех режимных моментах: утренний прием, утренняя гимнастика, приемы пищи, занятия, самостоятельная деятельность, прогулка, подготовка ко сну | -совместная продуктивная и игровая деятельность детей | - консультации - родительские собрания - использование информационно-компьютерных технологий и технических средств обучения (демонстрация видеофильмов, презентаций и др.) - оформление стендов, «уголков родителей» - дни открытых дверей -беседа |
Грамматический строй речи |
-совершенствование грамматической структуры речи -формирование умения согласовывать существительные и местоимения с глаголом, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги -упражнять в употреблении нескольких вопросительных слов и несложных фраз | -дидактические игры -обучение, объяснение, напоминание -продуктивная деятельность | - во всех режимных моментах: утренний прием, утренняя гимнастика, приемы пищи, занятия, самостоятельная деятельность, прогулка, подготовка ко сну | -совместная продуктивная и игровая деятельность детей | - консультации - родительские собрания - использование информационно-компьютерных технологий и технических средств обучения (демонстрация видеофильмов, презентаций и др.) - оформление стендов, «уголков родителей» - дни открытых дверей -беседа |
Связная речь |
-формирование умения отвечать на простейшие и более сложные вопросы -поощрение попыток детей по собственной инициативе или по просьбе воспитателя рассказать об изображённом на картине, о новой игрушке, о событии из личного опыта - во время игр-инсценировок формирование умения повторять несложные фразы -формирование умения слушать небольшие рассказы | -показ настольного театра или работа с фланелеграфом -рассматривание иллюстраций | - во всех режимных моментах: утренний прием, утренняя гимнастика, приемы пищи, занятия, самостоятельная деятельность, прогулка, подготовка ко сну | -совместная продуктивная и игровая деятельность детей -игры парами | - консультации - родительские собрания - использование информационно-компьютерных технологий и технических средств обучения (демонстрация видеофильмов, презентаций и др.) - оформление стендов, «уголков родителей» - дни открытых дверей -беседа |
Художественная литература |
Неоднократно читать и рассказывать художественное произведения, предусмотренные программой. Сопровождать чтение показом игрушек, картинок (фланелеграф), персонажей настольного театра и других средств наглядности, а также учить слушать художественное произведение без наглядного сопровождения. Сопровождать чтение небольших поэтических произведений игровыми действиями. Приобщать к рассматриванию рисунков в книгах, побуждать называть знакомые предметы, показывать их по просьбе воспитателя, приучать задавать вопросы: «Кто (что) это?», «Что делает?». Обращать внимание детей на ребенка, рассматривающего книжку по собственной инициативе. Предоставление детям возможности договаривать слова, фразы при чтении воспитателем знакомых стихотворений | Занятия с использованием наглядности: - чтение; - рассказывание, - заучивание наизусть
Занятия без использования наглядности: - чтение; - рассказывание, - заучивание наизусть Театрализованные игры. Игры-забавы. Подвижная игра со словом. Хороводные игры. Пальчиковые игры. Дидактические игры. Рассматривание иллюстраций. Использование компьтерных технологий и технических средств обучения. Беседа. Досуги. Праздники. Развлечения. Игра-драматизация. Работа в книжном уголке. «Книжкина неделя». | Чтение художественной литературы. Повторное чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций. Использование художественного слова при проведении культурно-гигиенических навыков (стихи, потешки). Подвижная игра со словом. Хороводные игры. Пальчиковые игры. | Рассматривание иллюстраций. Использование художественного слова в игре Игра, подражательные действия с дидактическими игрушками Игры-забавы. Игра-драматизация. Выставка рассматривание книг художников – иллюстраторов (Ю.Васнецов) Работа в книжном уголке. Работа с фланелеграфом. Игры с персонажами настольного театра. Дидактические игры. | Консультации, рекомендации по чтению. Участие: - в создании выставки детской литературы; - в Дне открытых дверей; - в «Книжкиной неделе»; - в создании детской библиотеки в группе |
Вторая младшая группа |
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми |
-поддерживать стремление ребенка активно вступать в общение всеми доступными средствами; -поощрять интерес к делам сверстников, желание делиться с ними впечатлениями; -побуждать к внеситуативному общению на близкие ребенку темы | -Речевое стимулирование (повторение, объяснение, побуждение, напоминание, уточнение) - формирование элементарного реплицирования. -Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него. - Хороводные игры, пальчиковые игры. - Образцы коммуникативных кодов взрослого. | -Игры-занятия -Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками). - Обучающие игры с использованием предметов и игрушек. -Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные). - Игра-забава - Работа в книжном уголке -Чтение, рассматривание иллюстраций (беседа). - Сценарии активизирующего общения. | -Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек) -Совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный монолог). -Игра-драматизация с использованием разных видов театров -Игры в парах и совместные игры (коллективный монолог) | -Родительские собрания, консультации, деловые игры, круглые столы, семинары-практикумы и т.д. -Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками, продуктивная деятельность). -. Игры парами. -Беседы. -Пример коммуникативных кодов взрослого. -Чтение, рассматривание иллюстраций. |
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогические и монологические форм) |
Формирование лексической стороны речи побуждать использовать слова для обозначения предметов, их действий и качеств; | -Речевые дидактические игры. -Наблюдения - Работа в книжном уголке -Чтение - Беседа | -игры-занятия -Сценарии активизирующего общения. - Дидактические игры -Настольно-печатные игры -Продуктивная деятельность - Разучивание стихотворений - Работа в книжном уголке | -Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. - Словотворчество | -Родительские собрания, консультации, деловые игры, круглые столы, семинары-практикумы и т.д. -Дидактические игры - Чтение, разучивание стихов - Беседа, пояснение |
Формирование грамматической стороны речи содействовать освоению грамматического оформления высказываний; | -Дидактические игры -Речевые тренинги (упражнения) -Беседа -Разучивание стихов индивидуальная работа | - Сценарии активизирующего общения. - Дидактические игры - Индивидуальная работа - Игра-драматизация | -Игра-драматизация - Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. | -Дидактические игры - Чтение, разучивание стихов - Беседа |
Формирование произносительной стороны речи упражнять в правильном произношении гласных и простых согласных звуков | - Слушание, воспроизведение, имитирование (развитие фонематического слуха) -Артикуляционная гимнастика - Речевые дидактические игры. -Тренинги (действия по речевому образцу взрослого). - Разучивание скороговорок, чистоговорок. - Индивидуальная работа | -Речевые упражнения, задания. - Дидактические игры. - Имитационные упражнения. - Сценарии активизирующего общения. - Игры-забавы -Индивидуальная работа | -Игра-драматизация. - Театрализованная деятельность. | -Имитационные упражнения -Дидактические игры - Разучивание скороговорок, чистоговорок. - Тренинги (действия по речевому образцу взрослого). |
Практическое овладение нормами речи |
-Помогать отвечать на простейшие и более сложные вопросы -поощрять попытки рассказывать об изображенном на картинке, о новой игрушке, о событии из личного опыта -учить повторять несложные фразы | -Образцы коммуникативных кодов взрослого. -Освоение формул речевого этикета ( пассивное) | -Сюжетно-ролевые игры -Чтение художественной литературы | -Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. | -Информационная поддержка родителей |
Художественная литература |
Читать знакомые, любимые детьми произведения, рекомендованные программой для первой младшей группы. Воспитывать умение слушать новые сказки, рассказы, стихи, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Объяснять детям поступки персонажей и последствия этих поступков. Регулярно рассматривать с детьми рисунки в знакомых книжках, ярко и выразительно рассказывать им о содержании иллюстраций, заслушивать высказывания детей. | Занятия: - чтение; - рассказывание, - заучивание наизусть Театрализованные игры. Игры-забавы. Подвижная игра со словом. Хороводные игры. Пальчиковые игры. Дидактические игры. Рассматривание иллюстраций. Использование компьтерных технологий и технических средств обучения. Беседа. Досуги. Праздники. Развлечения. Игра-драматизация. Работа в книжном уголке. «Книжкина неделя». | Чтение художественной литературы. Повторное чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций. Использование художественного слова при проведении культурно-гигиенических навыков (стихи, потешки). Подвижная игра со словом. Хороводные игры. Пальчиковые игры. | Работа в книжном уголке Рассматривание иллюстраций. Использование художественного слова в игре Игра, подражательные действия с дидактическими игрушками Игры-забавы. Игра-драматизация. Выставка Работа с фланелеграфом. Игры с персонажами настольного, пальчикового театра. Дидактические игры. Настольно-печатные игры. Пальчиковые игры. Работа в изо-уголке (рисование, (раскрашивание) | Консультации, рекомендации по чтению, консультативные встречи по запросам, проектная деятельность, открытые занятия, досуги, праздники. Участие: - в создании выставки детской литературы; - в Дне открытых дверей; - в «Книжкиной неделе»; - в создании детской библиотеки в группе |
Средняя группа |
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми |
-помогать налаживать общение со взрослыми на темы, выходящие за пределы наглядно представленной ситуации. -создавать условия игрового взаимодействия в коллективных играх со сверстниками. -развитие любознательности -формирование умения выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации | - Речевое стимулирование (повторение, объяснение, обсуждение, побуждение, напоминание, уточнение) - формирование элементарного реплицирования. -Беседа с опорой на зрительное восприятие и без опоры на него. - Хороводные игры, пальчиковые игры. - Образцы коммуникативных кодов взрослого. - Тематические досуги. | -Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками). - Обучающие игры с использованием предметов и игрушек. -Коммуникативные игры с включением малых фольклорных форм (потешки, прибаутки, пестушки, колыбельные). - Сюжетно-ролевая игра. - Игра-драматизация. - Работа в книжном уголке -Чтение, рассматривание иллюстраций (беседа). - Сценарии активизирующего общения. | -Содержательное игровое взаимодействие детей (совместные игры с использованием предметов и игрушек) -Совместная предметная и продуктивная деятельность детей (коллективный монолог). -Игра-драматизация с использованием разных видов театров -Игры в парах и совместные игры (коллективный монолог) | -Родительские собрания, консультации, деловые игры, круглые столы, семинары-практикумы и т.д. -Эмоционально-практическое взаимодействие (игры с предметами и сюжетными игрушками, продуктивная деятельность). - Игры парами. -Беседы. -Пример коммуникативных кодов взрослого. -Чтение, рассматривание иллюстраций. |
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогические и монологические форм) |
Формирование лексической стороны речи Знакомить с новыми названиями предметов, их качеств, деталей, с обобщающими наименованиями, побуждать при сравнении пользовать словами с противоположным значением (антонимами), использовать словать без опоры на наглядно представленную ситуацию | -Речевые дидактические игры. -Наблюдения - Работа в книжном уголке -Чтение - Беседа | -Сценарии активизирующего общения. - Дидактические игры -Настольно-печатные игры - Досуги -Продуктивная деятельность - Разучивание стихотворений - Работа в книжном уголке -.Игры-занятия -Индивидуальная работа | -Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. - Словотворчество | -Дидактические игры - Чтение, разучивание стихов - Беседа |
Звуковая культура речи |
Формирование произносительной стороны речи -развивать фонематическое восприятие (умение выделить в произношении и услышать в словах тот или иной заданный звук). -совершенствовать артикуляцию, умение четко произносить гласные и простые согласные звуки; подводить к усвоению правильного произношения свистящих, шипящих и сонорных звуков. -развивать интонационную сторону речи, умение произвольно регулировать темп речи, силу голоса, речевое дыхание. | - Слушание, воспроизведение, имитирование (развитие фонематического слуха) -Артикуляционная гимнастика - Речевые дидактические игры. -Тренинги (действия по речевому образцу взрослого). - Разучивание скороговорок, чистоговорок. - Индивидуальная работа | -Игры-занятия -Речевые упражнения, задания. - Дидактические игры. - Имитационные упражнения. - Сценарии активизирующего общения. -Индивидуальная работа - Досуг | -Игра-драматизация. - Театрализованная деятельность. | -Имитационные упражнения -Дидактические игры - Разучивание скороговорок, чистоговорок. - Тренинги (действия по речевому образцу взрослого). |
Грамматический строй речи |
Формирование грамматической стороны речи -побуждать грамматически изменять новые слова и согласовывать их в предложении по аналогии с известными. -самостоятельно конструировать слова и их формы, использовать словотворчество как специфический способ обследования формально-семантических отношений между наименованиями. -отражать свое понимание отношений между предметами и явлениями через усложнение структуры предложений. | -Дидактические игры -Речевые тренинги (упражнения) -Беседа -Разучивание стихов | -Игры-занятия - Сценарии активизирующего общения. - Дидактические игры - Игра-драматизация | -Игра-драматизация - Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. | -Дидактические игры - Чтение, разучивание стихов - Беседа |
Связная речь |
Формирование связной речи (монологические формы) -учить рассказывать, описывать предмет, картинку. -упражнять в составлении рассказов по картине с использованием раздаточного дидактического материала. -учить пересказывать. | - Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром -Чтение сказок, рассматривание иллюстраций - Дидактические игры | -Занятия по -обучению пересказу с опорой на вопросы воспитателя -обучению составлению описательного рассказа об игрушке с опорой на речевые схемы ( сравнение, нахождение ошибок в описании игрушки и исправление) -обучению пересказу по серии сюжетных картинок (выделение начала и конца действия, придумывать новое окончание сказки) -обучению пересказу по картине -обучению пересказу литературного произведения - Показ настольного театра или работа с фланелеграфом - Рассматривание иллюстраций - Беседа о персонажах - Чтение потешек, песенок на тему сказки - Игра-инсценировка | -Игры парами -Театрализованная деятельность | -Открытый показ занятий по обучению рассказыванию. - Информационная поддержка родителей -Экскурссии с детьми |
Художественная литература |
Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки, рассказы, стихотворения. Помогать детям, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям. Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. | Занятия (чтение, рассказывание, заучивание наизусть). Рассматривание иллюстраций. Театрализованные игры. Игры-забавы. Подвижная игра со словом. Хороводные игры. Пальчиковые игры. Дидактические игры. Самодеятельные литературные концерты Использование компьтерных технологий и технических средств обучения. Беседа. Этическая беседа. Литературные викторины. Досуги. Праздники. Развлечения. Игра-драматизация. Работа в книжном уголке. «Книжкина неделя». | Чтение художественной литературы. Повторное чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций. Использование художественного слова при проведении культурно-гигиенических навыков (стихи, потешки). Подвижная игра со словом. Хороводные игры. Пальчиковые игры. | Работа в книжном уголке Рассматривание иллюстраций. Использование художественного слова в игре Игра, подражательные действия с дидактическими игрушками Игры-забавы. Игра-драматизация. Выставка рассматривание книг художников – иллюстраторов (Ю.Васнецов, Е.Рачев, Е.Чарушин) Работа с фланелеграфом. Игры с персонажами настольного, пальчикового театра, би-ба-бо. Дидактические игры. Настольно-печатные игры. Пальчиковые игры. Работа в изо-уголке | Консультации, рекомендации по чтению, консультативные встречи по запросам, проектная деятельность, открытые занятия, досуги, праздники. Участие: - в создании выставки детской литературы; - в Дне открытых дверей; - в «Книжкиной неделе»; - в создании детской библиотеки в группе |
Старшая группа |
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми |
-дальнейшее развитие речи как средства общения. Расширение представлений детей о многообразии окружающего мира -поощрение попыток делиться с педагогом и сверстниками разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации -формирование умения решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи | -Поддержание социального контакта (фактическая беседа, эвристическая беседа). -Образцы коммуникативных кодов взрослого. -Коммуникативные тренинги. - Тематические досуги. - Гимнастики (мимическая, логоритмическая). -Игры со словом | -Имитативные упражнения, пластические этюды. - Сценарии активизирующего общения. - Чтение, рассматривание иллюстраций (беседа.) - Коммуникативные тренинги. - Совместная продуктивная деятельность. - Работа в книжном уголке - Экскурсии. - Проектная деятельность -Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций | -Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей -Сюжетно-ролевая игра. - Игра- импровизация по мотивам сказок. - Театрализованные игры. - Игры с правилами. - Игры парами (настольно-печатные) - Совместная продуктивная деятельность детей | -Игры парами. -Пример коммуникативных кодов взрослого. -Чтение, рассматривание иллюстраций - Беседы - Игры-драматизации - Досуги, праздники - Экскурсии -Совместные семейные проекты |
Развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогические и монологические форм) |
Формирование лексической стороны речи Совершенствовать представление о смысловой стороне слова, обогащать речь антонимами, синонимами, многозначными словами, обобщающими наименованиями, активизировать образные слова, сравнения, эпитеты, точные глаголы. | -Речевые дидактические игры. -Чтение, разучивание - Беседа - Досуги | -Сценарии активизирующего общения. - Дидактические игры - Игры-драматизации - Экспериментирование со словом -Познавательно-исследовательская деятельность -Продуктивная деятельность -Игры-занятия | -Игра-драматизация - Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. - Самостоятельная художественно-речевая деятельность | - Объяснение, повторение, исправление -Дидактические игры - Чтение, разучивание стихов - Беседа |
Звуковая культура речи |
Формирование произносительной стороны речи -развивать фонематическое восприятие, произносительную и интонационную сторону речи. -учить дифференцировать на слух и правильно произносить близкие в артикуляционном и акустическом отношении звуки. -упражнять в правильном произнесении звуков в словах и скороговорках, стихотворениях. -учить правильно регулировать темп и громкость произнесения, интонацию. | -Артикуляционная гимнастика -Речевые дидактические игры. -Тренинги (действия по речевому образцу взрослого). - Разучивание скороговорок, чистоговорок, четверостиший. | -Речевые упражнения, задания. - Дидактические игры. - Имитационные упражнения. - Сценарии активизирующего общения. - Досуг | -Игра- импровизация по мотивам сказок. - Игра-драматизация - Театрализованная деятельность | -Дидактические игры -Разучивание скороговорок, чистоговорок, стихов - Игра-драматизация - Консультации у логопедов |
Грамматический строй речи |
Формирование грамматической стороны речи -содействовать освоению трудных случаев словоизменения. -формировать способы словообразования глаголов, существительных, прилагательных. -совершенствовать структуру предложений, содействовать активному использованию разных типов предложений. | -Дидактические игры -Речевые тренинги (упражнения) -Беседа -Разучивание стихов | -Сценарии активизирующего общения. -.Игры-занятия -Досуг -Дидактические игры - Речевые задания и упражнения | -Игра- импровизация по мотивам сказок. - Театрализованная деятельность | -Дидактические игры - Чтение, разучивание стихов - Беседа - Экскурсии -Родительские собрания, консультации, деловые игры, круглые столы, семинары-практикумы и т.д. |
Связная речь |
Формирование связной речи (монологические формы) -поддерживать интерес к рассказыванию по собственной инициативе или по предложению взрослого. -учить передавать словесно содержание сказки, картинки, впечатлений из личного опыта в форме короткого сочинения, рассказа, рассуждения, описания. | - Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром -Чтение сказок, рассматривание иллюстраций - Дидактические игры | -Творческие задания -Дидактические игры - Экскурсии - Проектная деятельность - Досуги и праздники Экспериментирование -Познавательно-исследовательская деятельность -Игры-занятия -Театрализованная деятельность -Словотворчество | -Игры-импровизации по мотивам сказок - Проектная деятельность -Словотворчество | -Открытый показ занятий по обучению рассказыванию. - Информационная поддержка родителей -Экскурссии с детьми - Участие в проектной деятельности |
Подготовка к обучению грамоте |
Формировать предпосылки грамотности, используя возможности разных видов детской деятельности. Учить детей проводить звуковой анализ слова на основе усвоенного в средней группе интонационного выделения звука в нем. Ввести понятие «гласный звук», «твердый и мягкий согласные звуки», «звонкий и глухой согласные звуки». Познакомить детей с соответствующими знаковыми изображениями этих звуков (использование фишек красного, синего и зеленого цвета и т.д.) и научить их пользоваться этими знаками при проведении звукового анализа слов. Познакомить со всеми гласными буквами и правилами их написания после твердых и мягких согласных звуков; с согласными «м», «н», «л», «р» | Занятие Дидактические игры Словесные игры Индивидуальная работа Игровые упражнения Проектная деятельность (звуковая модель слова) Проблемно – поисковые ситуации | Индивидуальная работа Игровые упражнения Дидактическая игра Словесные игры | Дидактическая игра | Беседа Консультации Семинары Семинары – практикумы Анкетирование Информационные листы Мастер-класс Ситуативное обучение Интерактивное взаимодействие через сайт ДОУ Консультативные встречи Просмотр видео День открытых дверей Проектная деятельность |
Художественная литература |
Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки, рассказы, стихотворения. С помощью различных приемов и специально организованных педагогических ситуаций способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям. Побуждать рассказывать о своем отношении к конкретному поступку литературного персонажа. Помогать детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. | Занятия (чтение, рассказывание, заучивание наизусть). Рассматривание иллюстраций. Театрализованные игры. Игры-забавы. Подвижная игра со словом. Хороводные игры. Пальчиковые игры. Дидактические игры. Самодеятельные литературные концерты Использование компьтерных технологий и технических средств обучения. Беседа. Этическая беседа. Литературные викторины. Досуги. Праздники. Развлечения. Игра-драматизация. Работа в книжном уголке. «Книжкина неделя». «Книжкина мастерская» Сочиняем сказки. Словотворчество. Литературные конкурсы. Проектная деятельность. Создание книг из рисунков детей и родителей. | Чтение художественной литературы. Повторное чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций. Использование художественного слова при проведении культурно-гигиенических навыков. Подвижная игра со словом. Хороводные игры. Пальчиковые игры. Загадки, считалки, сговорки, пословицы, поговорки, скороговорки. | Работа в книжном уголке Рассматривание иллюстраций. Использование художественного слова в игре Игра, подражательные действия с дидактическими игрушками Игры-забавы. Игра-драматизация. Выставка рассматривание книг художников – иллюстраторов. Работа с фланелеграфом. Игры с персонажами настольного, пальчикового театра, би-ба-бо. Дидактические игры. Настольно-печатные игры. Пальчиковые игры. Работа в изо-уголке. | Консультации, рекомендации по чтению, консультативные встречи по запросам, проектная деятельность, открытые занятия, досуги, праздники. Участие: - в создании выставки детской литературы; - в Дне открытых дверей; - в «Книжкиной неделе»; - в создании детской библиотеки в группе Участие в подборе литературы о мальчиках и о девочках. |
Подготовительная группа |
Развитие свободного общения с взрослыми и детьми |
поддерживать интерес детей к личности и деятельности сверстников, содействовать налаживанию их диалогического общения в совместных играх и занятиях. -поддерживать интерес к звучащему слову, проявляющийся в спонтанном словотворчестве, играх со звуками и рифмами, своеобразном экспериментировании со словами, в вопросах об их звучании и значении, догадках, толковании смысла слова. -развивать элементарное осознание языковой действительности, знакомить детей с терминами «звук», «слово», «предложение». | -Поддержание социального контакта (фактическая беседа, эвристическая беседа). -Образцы коммуникативных кодов взрослого. -Коммуникативные тренинги. - Тематические досуги. - Гимнастики (мимическая, логоритмическая). -Игры со словом | -Имитативные упражнения, пластические этюды. - Сценарии активизирующего общения. - Чтение, рассматривание иллюстраций (беседа.) - Коммуникативные тренинги. - Совместная продуктивная деятельность. - Работа в книжном уголке - Экскурсии. - Проектная деятельность -Моделирование и обыгрывание проблемных ситуаций | -Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей -Сюжетно-ролевая игра. - Игра- импровизация по мотивам сказок. - Театрализованные игры. - Игры с правилами. - Игры парами (настольно-печатные) - Совместная продуктивная деятельность детей | -Игры парами. -Пример коммуникативных кодов взрослого. -Чтение, рассматривание иллюстраций - Беседы - Игры-драматизации - Досуги, праздники - Экскурсии -Совместные семейные проекты |
Развитие всех компонентов устной речи, практическое овладение нормами речи |
-продолжение работы по обогащению бытового, природоведческого, обществоведческого словаря -поощрение проявлений интереса к смыслу слов -совершенствование умения использовать разные части речи в соответствии с их значением и целью высказывания | -Речевые дидактические игры. -Чтение, разучивание - Беседа - Досуги | -Сценарии активизирующего общения. - Дидактические игры -. Игры-драматизации - Экспериментирование со словом -Познавательно-исследовательская деятельность -.Продуктивная деятельность -Игры-занятия | -Игра-драматизация - Совместная продуктивная и игровая деятельность детей. - Самостоятельная художественно-речевая деятельность | - Объяснение, повторение, исправление -Дидактические игры - Чтение, разучивание стихов - Беседа |
Звуковая культура речи |
-совершенствование умения различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отработка дикции: развитие умения внятно и отчётливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями -совершенствование фонематического слуха : называние слов с определённым звуком, нахождение слов с этим звуком в предложении, определение места звука в слове -отработка интонационной выразительной речи | -Артикуляционная гимнастика -Речевые дидактические игры. -Тренинги (действия по речевому образцу взрослого). - Разучивание скороговорок, чистоговорок, четверостиший. | -Речевые упражнения, задания. - Дидактические игры. -. Имитационные упражнения. - Сценарии активизирующего общения. - Досуг | -Игра- импровизация по мотивам сказок. - Игра-драматизация - Театрализованная деятельность | -Дидактические игры -Разучивание скороговорок, чистоговорок, стихов - Игра-драматизация - Консультации у логопедов |
Грамматический строй речи |
-упражнение детей в согласовании слов в предложении -совершенствование умения образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени -помощь детям в правильном построении сложноподчинённых предложений, использование языковых средств для соединения их частей | -Дидактические игры -Речевые тренинги (упражнения) -Беседа -Разучивание стихов | -.Сценарии активизирующего общения. -Игры-занятия -Досуг -Дидактические игры - Речевые задания и упражнения | -Игра- импровизация по мотивам сказок. - Театрализованная деятельность | -Дидактические игры - Чтение, разучивание стихов - Беседа - Экскурсии -Родительские собрания, консультации, деловые игры, круглые столы, семинары-практикумы и т.д. |
Связная речь |
Совершенствование диалогической и монологической форм речи -формирование умения вести диалог с воспитателем, сверстниками; быть доброжелательным и корректным собеседником. Воспитание культуры речевого общения -развитие умения содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, драматизировать их -совершенствование умения составлять рассказы о предметах, о содержании картины, по набору картинок с последовательно развивающимся действием. Формирование умения составлять план рассказа и придерживаться его. Развитие умения составлять рассказы из личного опыта -совершенствование умения сочинять короткие сказки на заданную тему | - Наблюдение за объектами живой природы, предметным миром -Чтение сказок, рассматривание иллюстраций - Дидактические игры | -Творческие задания -Дидактические игры - Экскурсии - Проектная деятельность - Досуги и праздники - Экспериментирование -Познавательно-исследовательская деятельность -Игры-занятия -Театрализованная деятельность -Словотворчество | -Игры-импровизации по мотивам сказок - Проектная деятельность -Словотворчество | -Открытый показ занятий по обучению рассказыванию. - Информационная поддержка родителей -.Экскурссии с детьми - Участие в проектной деятельности |
Подготовка к обучению грамоте |
-формирование представлений о предложении -упражнять в составлении предложений, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности -формирование умение составлять слова из слогов -формирование умения делить двусложные и трёхсложные слова с открытыми словами на части -формирование выделять последовательность звуков в простых словах | Занятие Дидактические игры Словесные игры Индивидуальная работа Игровые упражнения Проектная деятельность Проблемно – поисковые ситуации Продуктивная деятельность Викторины Праздники Досуги Сюжетно-ролевая игра | Индивидуальная работа Игровые упражнения Дидактическая игра Словесные игры Сюжетно-ролевая игра | Дидактические игры Работа в книжном уголке Продуктивная деятельность Сюжетно-ролевая игра | Беседа Консультации Семинары Семинары – практикумы Анкетирование Информационные листы Мастер-класс Ситуативное обучение Интерактивное взаимодействие через сайт ДОУ Консультативные встречи Просмотр видео День открытых дверей Проектная деятельность Праздники Досуги |
Художественная литература |
Продолжать развивать интерес к художественной литературе. Поддерживать желание знакомиться с другими главами понравившейся «толстой» книги, рассматривать рисунки и оформление книг. Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Воспитывать чувство юмора, используя смешные сюжеты из литературы. Продолжать совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы). Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением. | Занятия (чтение, рассказывание, заучивание наизусть). Рассматривание иллюстраций. Театрализованные игры. Игры-забавы. Подвижная игра со словом. Хороводные игры. Пальчиковые игры. Дидактические игры. Самодеятельные литературные концерты Совместная досуговая деятельность (с другими группами) Использование компьтерных технологий и технических средств обучения. Беседа. Этическая беседа. Литературные викторины. Досуги. Праздники. Развлечения. Игра-драматизация. Работа в книжном уголке. «Книжкина неделя». «Книжкина мастерская» Сочиняем сказки. Проектная деятельность. Литературные утренники Литературные конкурсы. Спектакли. Театрализованные представления. Экскурсия в библиотеку Режиссерская игра Создание книг из рисунков детей | Чтение художественной литературы. Повторное чтение художественной литературы. Рассматривание иллюстраций. Использование художественного слова при проведении культурно-гигиенических навыков (стихи, потешки). Подвижная игра со словом. Хороводные игры. Пальчиковые игры. Загадки, считалки, сговорки, скороговорки | Работа в книжном уголке Рассматривание иллюстраций. Рассматривание и обсуждение книг Участие в разборе и систематизации книг и картинок Использование художественного слова в игре Игра, подражательные действия с дидактическими игрушками Игры-забавы. Игра-драматизация. Выставка и рассматривание книг художников – иллюстраторов Работа с фланелеграфом. Игры с персонажами разных видов театра. Дидактические игры. Настольно-печатные игры. Пальчиковые игры. Работа в изо-уголке Игра «Расскажи стихи руками» Сюжетно-ролевая игра «Библиотека» «Книжкина неделя» Игра: -ролевая игра - игра-драматизация -режиссерская игра Создание книг из рисунков детей | Консультации, рекомендации по чтению, консультативные встречи по запросам, проектная деятельность, открытые занятия, досуги, праздники. Участие: - в создании выставки детской литературы; - в Дне открытых дверей; - в «Книжкиной неделе»; - в создании детской библиотеки в группе. Участие в подборе литературы о мальчиках и о девочках. |