Конспект занятия по развитию речи "Осень-прекрасная пора"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Пинигина Ольга Викторовна

Ознакомление детей с приметами осени, загадки, игры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе

 «Осень – прекрасная пора»

Воспитатель: Пинигина О.В.

Цель: Закрепить знания детей об осенних явлениях в природе

Задачи:

1. Систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях;

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику.

3. Продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

4. Развивать наблюдательность, внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы) .

5. Развивать связную речь у детей.

6. Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.

7. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Вызывать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Ход: Воспитатель приглашает детей. Дети зашли и встали в круг.

В. Ребята, сейчас вы стали не ребятами , а листочками, подул ветер, поднял листочки и закружил их.

«Танец листиков»
(Воспитатель говорит, дети изображают)
Листья дубовые, листья кленовые
Желтеют и падают тихо.
Ветер хватает, в кучу бросает,
Кружатся листики тихо.
Так заставляет летать и кружиться,
Так он играет и веселится.
Листья танцуют свой хоровод,
Снова вернутся лишь через год.
Дождик появился, хоровод на землю опустился.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а теперь садимся на свои стульчики.
Отгадайте мою загадку

Утром мы во двор идем – 
Листья сыплются дождем,
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят…

О каком времени года моя загадка?
Правильно,  об осени!

 Сейчас осень шагает по земле. Она все готовит к приходу зимы.

- А как называется последний месяц осени? (ноябрь)
- В каком месяце началась осень? (в сентябре)
- Какой месяц идёт сейчас? (октябрь)
- Сколько всего осенних месяцев? (Три)
Давайте еще раз их назовем (дети называют осенние месяцы)
Воспитатель: Ребята, а мы с вами знаем осеннее стихотворение, давайте его расскажем

Осень, рыжая плутовка,
Поиграть решила в прятки.
В хлебном поле очень ловко
Спряталась, но всё в порядке.
Только хлебные колосья 
Сразу стали золотыми.
Все решили - это Осень
Сделала их в миг такими..

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте расскажем, что мы с вами знаем об осени. Какие перемены принесла осень в жизнь природы
- Какое осенью солнышко?
- Какое осенью небо?
- Сравните осенние денечки с летними
- Как изменились осенние краски по сравнению с летними?
- Что называют листопадом?
- В какую погоду листочков облетает больше?

Игра  Подойди к дереву

Игра Погода осенью

Воспитатель: Дети, а какая бывает погода осенью, когда идет дождь - дождливая.

  • Когда дует ветер -  ветреная
  • Холодно - холодная
  • Пасмурно - пасмурная
  • Сыро - сырая
  • Хмуро - хмурая
  • Ясно - ясная

Ребята, а что происходит в жизни птиц осенью? (они улетают в теплые края)
Как называют таких птиц, которые от нас улетают? (перелетные)
какие птицы от нас улетают (гуси, грачи, журавли…)
Появляется вторая картинка на доске
А как изменилась жизнь животных в лесу? (медведь, еж будут спать, зайчик и елочка меняют окрас шерстки)
Появляется третья картинка на доске
А какие перемены принесла осень в жизнь человека (урожай в саду, на огороде, делают заготовки, варят варенье, в лесу собирают грибы)
Что делают люди на огороде?
Зачем люди ходят осенью в лес?
А как люди осенью заботятся о себе? (люди оделись в теплую одежду)
Вот оказывается у людей сколько осенних хлопот и забот.

А как изменилась сама осень
Так как же можно назвать осень, какая она? (щедрая, разноцветная, золотая…)
Почему осень разноцветная (золотая)?
Какие осенью листья

(Пальчиковая гимнастика) “Осенний букет”.

- Ребята, давайте соберём осенний букет.
Хором.
Раз, два, три, четыре, пять – 
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья берёзы.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).
Мы соберём
В вазу осенний
Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).

Игра Листочек какой

----этот листочек упал с клёна. Это кленовый лист.

 — этот листочек упал с рябины. Это рябиновый лист.

 — этот листочек упал с берёзы. Это берёзовый лист.

 — этот листочек упал с дуба. Это дубовый лист.

 — этот листочек упал с ели. Это еловые иголки.

 — этот листочек упал с сосны. Это сосновые иголки.

Физкультминутка.

 Я приглашаю вас поиграть в игру «Осень».

Вдруг закрыли небо тучи,                          Поднимаются на носочки, поднимают вверх

                                                                          перекрещенные руки.

Начал капать дождь колючий.                 Прыгают на носочках, руки на поясе.

Долго дождик будет плакать,

 Разведёт повсюду слякоть.                       Приседают, держат руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге,                              Идут по кругу, высоко поднимая колени.

Поднимай повыше ноги.

Игра «Да или нет»
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Туманы осенью плывут?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?

Игровое задание  Наклей листочек.

Воспитатель.

А сейчас мы снова превратимся в детей. (кружатся) и расскажем что нам понравилось.

Листья дубовые, листья кленовые
Желтеют и падают тихо.
Ветер хватает, в кучу бросает,
Кружатся листики тихо.
Так заставляет летать и кружиться,
Так он играет и веселится.
Листья танцуют свой хоровод,
Снова вернутся лишь через год.
Дождик появился, хоровод на землю опустился

Осень, рыжая плутовка,
Поиграть решила в прятки.
В хлебном поле очень ловко
Спряталась, но всё в порядке.
Только хлебные колосья 
Сразу стали золотыми.
Все решили - это Осень
Сделала их в миг такими..

Раз, два, три, четыре, пять – 
Будем листья собирать. (Сжимать и разжимать кулачки).
Листья берёзы.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).
Мы соберём
В вазу осенний
Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).

Вдруг закрыли небо тучи,                          Поднимаются на носочки, поднимают вверх

                                                                          перекрещенные руки.

Начал капать дождь колючий.                 Прыгают на носочках, руки на поясе.

Долго дождик будет плакать,

 Разведёт повсюду слякоть.                       Приседают, держат руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге,                              Идут по кругу, высоко поднимая колени.

Поднимай повыше ноги.

http://1.bp.blogspot.com/-fki7XW-Y-Ng/TlvqEGiWJ8I/AAAAAAAABzA/ofOTZw_ZEIY/s1600/5.jpghttp://1.bp.blogspot.com/-fki7XW-Y-Ng/TlvqEGiWJ8I/AAAAAAAABzA/ofOTZw_ZEIY/s1600/5.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Осенняя пора"

Конспект, где представлено много интересного для ребят....

Конспект НОД по развитию речи «Прекрасная пора - Осень»

Цель: закрепление представлений детей о сезонных изменениях в природе.Задачи: обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках осени. Продолжать знакомить детей с русской народной кул...

Конспект ООД по развитию речи «Осенняя пора» в старшей группе.

Конспект ООД по развитию речи «Осенняя пора» в старшей группе.Цель: учить детей составлять небольшие рассказы покартине, придерживаясь плана; развивать связную и диалогическую речь;формиро...

Конспект занятия по развитию речи в 1 младшей группе. тема: "Пора спать"

Занятие по развитию речи в первой младшей группе «Пора спать» Задачи: Вовлекать детей в общение. Стимулировать непроизвольные индивидуальные высказывания. Развивать процесс звукоподра...

Конспект занятия по развитию речи «Лето- веселая пора!» (старшая группа)

Упражнять детей в образовании и употреблении имен прилагательных в сравнительной степени, упражнять детей в подборе действий и признаков к предметам,закреплять умение образовывать глаголы в прошедшем ...

Конспект занятия по развитию речи. "Лето весёлая пора!"

Конспект занятия по развитию речи «Лето- веселая пора!» (старшая группа) Задачи: -упражнять детей в образовании и употреблении имен прилагательных в сравнительной степени, - упражнять детей...