НОД по речевому развитию в логопедической группе (подготовительная к школе) «Путешествие в лес»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Рубанова Екатерина Михайловна

ЦельЦель: закрепление представлений о жизни леса, животных и птицах.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_puteshestvie_v_les.docx31.43 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации города Канска

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад комбинированного вида №21 «Золотой ключик»

МБДОУ №21 «Золотой ключик» 663614,г.Канск,мкр.Северный,31Тел. 2-97-08

Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию

в логопедической группе

(подготовительная к школе группа)

МБДОУ№21 «Золотой ключик»

Тема «ПУТЕШЕСТВИЕ В ЛЕС».

Учитель-логопед: Рубанова Екатерина Михайловна

г.Канск  2019г.


Непосредственно образовательная деятельность по речевому развитию

в логопедической группе (подготовительная к школе) МБДОУ№»21 «Золотой ключик»

Учитель-логопед: Рубанова Екатерина Михайловна

Тема НОД - «Путешествие в лес»

Цель: закрепление представлений о жизни леса, животных и птицах.

Задачи:

  1. Образовательные: Уточнять и обобщать представления о характерных признаках осени. Уточнять и расширять словарь по теме.
  2. Коррекционно-развивающие: Развивать связную речь; развивать диалогическую речь: умение слушать партнера реагировать на высказывание сверстника, соблюдать в беседе очередность, обобщать имеющийся личный опыт в форме устного текста. Совершенствовать грамматический строй речи.
  3. Воспитательные: Формировать навыки сотрудничества в коллективном выполнении задания; формировать положительную установку на участие в занятии через использование социо-игровых подходов, учить правильно вести себя в лесу, не нарушать его жизни; воспитывать интерес к природе. Формировать умение быть доброжелательным.

Оборудование: предметные картинки (заяц, белка, волк, лиса, ворона, скворец, следы и хвосты животных); план-схема, столы, ноутбук, телевизор; аудиозапись «Звуки леса».

Методы и приёмы:

-практические: дидактические игры, физкультминутка

- словесные: беседа, вопросы поискового характера.

- наглядные: показ видеоролика, алгоритм действия, фотографии, картинки.

Предварительная работа: чтение литературы о разновидностях леса; целый цикл подготовительной работы по накоплению конкретных представлений детей о лесе  и его обитателях; наблюдения на прогулках и экскурсиях, беседа об изменениях в природе осенью; рассматривание фотоальбомов и иллюстраций в детских книгах и энциклопедиях; просмотр детских презентаций.

Формы организации: совместная деятельность взрослого и детей, работа в парах, микрогруппах.

Интеграция образовательных областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое

Ход занятия:

-1. Организационный момент

Логопед: ребята, у нас сегодня необычная встреча,  к нам пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте

Логопед: Доброе утро и солнцу, и птицам. Доброе утро улыбчивым лицам.

2. Мотивационная игра.

Логопед:  Отгадайте загадку –

  Дни стали короче,
      Длинней стали ночи,
      Кто скажет, кто знает,
     Когда это бывает?
     Дети:  осенью

Логопед:  А сейчас мы с вами повторим приметы осени и поиграем в игру  «Скажи наоборот». Встаньте в круг.(игра в кругу с мячом).

  • весной птицы прилетают, а осенью? ( Федя отвечает: улетают на юг)
  • Осенью дни становятся короче, а ночи? (Егор отвечает: Длиннее)
  • Осенью на улице холодно, а летом (Варя отвечает:  тепло)
  • Осень бывает ранняя, а бывает (Саша отвечает:  поздняя)
  • В сухую погоду дорога чистая. А в мокрую (Миша отвечает: грязная)
  • Весной овощи сажали, а теперь … (Илья отвечает: собирают)

Логопед:   Ребята, а хотели бы вы сейчас оказаться в осеннем лесу?

(Видео смены времен года – Осень ) На экране появляется Гриб-Боровик.

Гриб-боровик:  Ребята, здравствуйте. Я совсем недавно был в лесу, там так весело и хорошо. А вы там были? А хотели бы побывать там? Ну, тогда отправляйтесь в путешествие. А добраться вам помогут задания-следы животных и птиц. Ищите их, узнавайте новое. У вас всё получится

Логопед:  Ну что ребята, готовы справиться с заданиями. Не боитесь трудностей? Ну тогда отправляемся в путешествие.

Дети: да

Логопед:   Вставайте.  Закрывайте глаза. (музыка «Шум леса»)

Логопед:  Вот мы и попали в лес. Пойдемте искать первый след.

(След №1). Логопед:  ой, ребята, а вот и первый след. Чей это след? Дети: вороний

Логопед читает задание:  необходимо составить рассказ-описание об осени по плану-схеме в составе подгруппы.

Логопед:  что нам нужно сделать сначала?  Дети: разделиться на команды

Логопед:  А помогут нам в этом картинки.  Рассмотрите их.  Разделитесь на две команды. Почему вы так разделились?  Дети: у нас дикие животные. А у нас перелетные  птицы

Логопед:  А сейчас команды подходят к своему столу.  Что нужно сделать?

Дети: составить рассказы по схеме

Логопед:   Договоритесь как будете отвечать.

Дети составляют рассказы в составе микрогрупп, а затем отвечают. Команды оценивают друг-друга. Логопед хвалит детей

А Варя у нас знает стихотворение «Что такое лес?»

   Что такое лес?

      Сосны до небес,

        Берёзы и дубы

        Ягоды, грибы…

        Звериные тропинки,

        Пригорки и низинки

        Мягкая трава,

        На суку сова.

        Ландыш серебристый,  

        Воздух чистый - чистый

        И родник с живой водой

        Ключевой водой. (автор: Владимир Степанов)

Логопед:  -Вот, что такое лес. - Идем дальше. А вот и следующий след (След №2). Чей это след? Дети: заячий 

Логопед:   И вот задание:  «Отгадайте кто это?» (звук шума в лесу)  

(на стульях перед экраном)

Логопед:   Ребята, тишину леса нарушили странные звуки. Отгадайте кто это? (на экране появляется картинка птицы и слышится звук голоса)

Он может ущипнуть тебя, И трогать нам его нельзя. Его я вовсе не боюсь, Ведь это просто дикий… (гусь)

Детки домик смастерили,  И на дерево прибили.  Поселился в нем певец…

 Как зовут его? …(скворец)
Прилетает к нам с теплом, Путь проделав длинный.  Лепит домик под окном

 Из травы и глины. (Ласточка)
Логопед:  А почему эти птицы эти птицы нарушили тишину леса? Как вы думаете?

Дети: улетают в тёплые края

Логопед:  Молодцы, все загадки отгадали. Ну что, идем на поиски следа №3

(След №3). Чей это след?  Дети:  медвежий.

Логопед читает задание:  Встаньте в круг и поиграйте.

Логопед: Ну это задание мы быстро выполним. Мы с ребятами очень любим играть  в подвижную игру «По тропинке в лес пойдем». Вставайте в круг. 

Физминутка 
   По тропинке в лес пойдем (дети шагают)

Лужу мимо обойдем (обходят воображаемую лужу)

Перепрыгнем ручеек, (перепрыгивают через «ручеек»)

Посмотрели мы налево, (смотрят налево)

Посмотрели мы направо,(смотрят направо)

Посмотрели вверх на солнышко (смотрят вверх, стоя на носочках)

Ах, какая красота! (удивляются, разводят руки в стороны)

Логопед:  И с этим заданием справились. Отправляемся дальше.
Следующий след.(След №4).  Чей это след?  Дети: утиный

Логопед: Задание: разделитесь на команды и найдите животных на картинках.

 Итак, как мы выполним следующее задание? (разделимся на команды). Итак, возвращайтесь в свои команды и начинайте  выполнять задание и обязательно договоритесь о том, кто будет отвечать.

Дети выполняют задание в командах, а затем проверяют друг друга отвечая на вопрос  «Кого вы нашли?»

Логопед: Мы с вами почти у цели.  Пойдемте искать следующий след? (След №5).Чей это след?  Дети: волчий

Логопед: Ребята, посмотрите, животные уже не так вас боятся, выглядывают из-за деревьев. Решили посмотреть, кто же в гости пришел? Объединитесь в пары  и подберите голову  и хвост одного животного

Логопед: На ковре лежат картинки. Рассмотрите их. Объединитесь в пары  и подберите голову  и хвост одного животного (изображены дикие животные: лиса, заяц, , волк, белка). Итак, кто у тебя? Чей хвост? (полным ответом) - Ответ детей:  (пара Варя-Федя: У белки – беличий хвост, беличья голова, пара Егор – Миша: у лисы – лисий хвост, лисья голова, пара Максим-Илья: у зайца – заячий хвост, заячья голова,  пара Саша и Логопед: у волка - волчий хвост, волчья голова).

- (появление героя на экране  ) ребята, ну что понравилось вам в лесу? Все задания выполнили? Вот какие вы молодцы!!! Но  я знаю, что у вас в группе есть волшебное дерево Найди его и выполните моё последнее задание.

Логопед: где же оно? Но на этом дереве чего-то не хватает. Как вы думаете чего?

Дети: не хватает листьев

Логопед:  А какие листья осенью на деревьях?  Дети: желтые, оранжевые, коричневые, красные

Логопед: Сейчас я предлагаю вам украсить это волшебное дерево листочками (только есть одно условие – если вы сегодня узнали что—то новое, вы украшаете дерево желтыми листочками, а если всё знали и у вас всё получилось, украшаете оранжевыми). Каждый из вас выбирает только один листочек.

Два мальчика выбрали желтые листья. Узнаем – почему. Ответ детей: не видели таких следов, гостей раньше не приходило так много.

Логопед: Какое у нас с вами получилось красивое волшебное дерево.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие детей логопедической группы во время умывания, кормления.

Развитие у детей связной выразительной речи необходимо рассматривать как существенное звено воспитания культуры речи в ее широком понимании. Все последующие развитие речевой культуры будет опираться н...

Мониторинг речевого развития детей логопедической группы

Мониторинг речевого развития заполняется учителем логопедом после логопедического обследования детей в сентябре, в ноябре и в мае месяце...

Планирование. Образовательная область "Речевое развитие" для логопедической группы(старший возраст)

Планирование. Образовательная область: «Речевое развитие» для речевой группы старшего возраста.   Смирнова Н.Е. Образовательная область: «Речевое развитие» месяц ...

Центр речевого развития в логопедической группе

Главной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом, а именно:развитие связной речи;коррекция произношения;увеличение словарного запаса;развитие фонемати...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ...

Конспект НОД по речевому развитию. Старшая логопедическая группа Тема: «В гости к Гномам»

Данное занятие является  занятием, реализуемым в рамках педагогического проекта. Оно не относится к какой-либо конкретной лексической теме, а является контрольным занятием, которое помогает опред...