Конспект занятия по речевому развитию «Наши пернатые друзья»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Белякова Татьяна Владимировна

закрепление знаний по теме "Зимующие птицы", активизация словаря 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_nashi_pernatye_druzya.docx19.22 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию «Наши пернатые друзья»

Автор-разработчик: Белякова Татьяна Владимировна, воспитатель высшей категории

Возрастная группа: старший дошкольный возраст

Цель: активизация словаря по теме «Зимующие птицы»

Задачи:

1.Закрепить представления детей о зимующих птицах, обобщающего понятия «зимующие птицы»;

2. Совершенствовать грамматический строй речи: упражнять в образовании существительных единственного и множественного числа в родительном падеже, в употреблении существительных с уменьшительно- ласкательным значением, в подборе глаголов и прилагательных к заданному существительному, в образовании сложных прилагательных;

3. Развивать произвольное  внимание, память;

4. воспитывать заботливое отношение к птицам.

Оборудование: картинки с изображением зимующих и перелетных птиц, картинки с изображением  корма для птиц, фонограмма «Пение птиц»; магнитная доска, мяч.

Ход занятия

Организационный  момент:

Сегодня на занятие я принесла вам конверт. Вы хотите узнать, что в нем? Отгадайте загадку:

Различаемся мы цветом,

Встретишь нас зимой и летом.

Если крыльями взмахнем,

Будем в небе голубом.

Мы умеем щебетать,

Каркать, петь и ворковать.

Нас зимою подкормите…

Дети, кто мы? Назовите (птицы)

Давайте угадаем некоторых птиц по голосу:

Воспитатель предлагает фонограмму «Пение птиц».

Синь-синь (синички свистят, тенькают)

Чик-чирик (воробьи чирикают)

Кар-кар (вороны каркают)

Трень-трень (сороки стрекочут, трещат)

Вор-вор (голуби воркуют)

Фью-фью ( снегири)

По мере угадывания воспитатель выставляет на доску соответствующую картинку

Введение в тему:

Восп-ль: Скажите, какие это птицы?

Дети: Зимующие

Восп-ль: А теперь давайте согреем  перелетных птиц ласковыми словами. Ведь ласковое слово согревает как солнышко

1. Игра с мячом «Назови ласково»

Воробей - воробушек

Снегирь - снегирек

Ворона - воронушка

Синица – синичка

Умницы! Наверняка птицы услышали наши ласковые и добрые слова

Восп-ль: А хватает ли птицам пищи зимой?

Дети: Нет, не хватает.

Восп-ль: А чем мы можем помочь птицам?

Дети: Мы можем их подкармливать.

Восп-ль: Что для этого нужно сделать?

Дети: Кормушку.

Воспитатель предлагает  детям прослушать отрывок стихотворения З. Александровой «Новая кормушка»

2. Упражнение « Накорми птиц»

Воспитатель выставляет на доску пары картинок и просит детей составить предложения с опорой на картинки:

Снегири - ягоды рябины

Синицы - кусочек сала

Голубь – зерна

Воробей – семечки

Дятел - семена шишек

Ворона - остатки пищи

Дети:

- Я дам снегирям ягоды рябины

- Я угощу синиц салом

- Я накормлю голубя зерном

- Я дам воробью семечек

- Я накормлю дятла семенами шишек

Восп-ль: Многие птицы захотели полакомиться и тоже прилетели к кормушке.

Ребята, скажите, какие птицы прилетели к кормушке?

Назовите птиц со словом много

3. Упражнение « Скажи со словом много»

4. Динамическая пауза:

Вороны

Вот под елочкой зеленой

Скачут весело вороны

Кар-кар-кар (громко)

Целый день они кричали,

Спать ребятам не давали:

Кар-кар-кар (громко)

Только к ночи умолкают

И все вместе засыпают:

Кар-кар-кар! (тихо)

5. Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей

(Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

(На каждое название птицы загибают по одному пальчику)

Шесть щеглов и снегирей,

Дятел в пестрых перышках

Всем хватило зернышек

(Ритмично сжимают и разжимают кулачки)

Восп-ль: Посмотрите, какие птицы разные: поют на разные голоса и разные песенки, выглядят по-разному

6. Упражнение «Составь новое слово»

Воспитатель предлагает детям закончить предложения:

- У синицы желтая грудка, поэтому ее называют… желтогрудой.

- У снегиря красная грудка, поэтому его называют… красногрудым.

- У сороки белые дока, поэтому ее называют… белобокой.

- У сороки длинный хвост, поэтому ее называют…длиннохвостой.

- У вороны черные крылья, поэтому ее называют…чернокрылой.

- У дятла длинный клюв, поэтому его называют…длинноклювым.

Восп-ль: Давайте, расскажем птичкам, какие они?

7. Упражнение « Подбери определение»

- Расскажите, синица какая? (Юркая, ловкая, голосистая, неугомонная, желтогрудая)

- Воробей какой? (Шустрый, шумный, драчливый, быстрый)

- Ворона какая? (Большая, серая, крикливая, горластая, хитрая, ловкая)

- Дятел какой? (Умный, сильный, добрый, полезный, трудолюбивый)

- Сорока какая? (Белобокая, длиннохвостая, любопытная, суетливая, болтливая, всеядная)

Восп-ль: А, что они умеют делать?

8. Упражнение « Подбери действие»

Дети: Птицы умеют ходить, прыгать, летать, клевать, пить, наблюдать, драться, высиживать(яйца), петь, сидеть, кормить (птенцов), махать (крыльями), купаться, срывать, строить (гнезда), нахохливаться, кружить, парить (в воздухе)

Восп-ль: Давайте, еще поиграем с птичками

9. Игра « Четвертый лишний»

- Снегирь, ворона, аист, сова

- Соловей, кукушка, сорока, журавль

-Дятел, ворона, воробей, скворец

10. Итог занятия

Восп-ль: Спасибо, ребята, вам за то, что вы сегодня старательно выполняли все задания, подбирали нужные слова и показали хорошие знания о наших пернатых друзьях

- Ребята, вы так много сегодня рассказали нам  о пернатых наших друзьях. Скажите, какие добрые дела мы можем сделать для птиц?

Дети: Подкармливать зимой, развешивать кормушки, не разорять гнезда, не бросать камнями в птиц, не убивать насекомых, не стрелять из рогаток.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект НОД по изобразительной деятельности "Наши пернатые друзья - снегири"

Данный материал может быть использован на занятии по изобразительной деятельности старшей возрастной группы. Использование детьми различных нетрадиционных способов рисования сделало обычное изображени...

КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности Тема: "Наши пернатые друзья". (старшая разновозрастная группа)

Цели:Развивать умения детей распознавать птиц по повадкам и внешнему виду. Закрепить знания детей о последовательности в развитии птиц (яйцо – птенец – птица). Упражнять детей в классификации птиц на ...

Конспект занятия в старшей группе " Наши пернатые друзья".

Я предлагаю свой конспект занятия по экологическому воспитанию. Очень буду рада, если Вам понравится мой конспект и вы используете его  в работе с детьми....

конспект занятия по речевому развитию "Наши пернатые друзья"

Данный конспект содержит много познавательной информации о птицах, об их образе жизни и много интересных фактов.Подобраны игры и задания для детей, загадки о птицах. Занятие стимулирует умственную дея...

Проект по экологическому развитию : "Наши пернатые друзья"

Взаимоотношение человека с природой и и ее обитателями - актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического с...

конспект ОД по изобразительной деятельности "Наши пернатые друзья - снегири"

Данный материал может быть использован на занятии по изобразительной деятельности старшей возрастной группы. Использование детьми различных нетрадиционных способов рисования сделало обычное изображени...

Конспект занятия по речевому развитию «Наша Родина - Россия» (средняя группа)

-Расширять знания детей о природе России, о русском национальном костюме,о русских народных сказках, потешках, играх, развивать внимательность, речевую активность.-Воспитывать в детях любовь к своей Р...