Развитие речи "Осень"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Конспект по развитию речи "Осень" описание картины, работа с мнемотаблицами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_osen.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия Хаировой Р.Т.
Образовательная область: речевое развитие
Тема: Составление описательного рассказа по картине «В гостях у волшебницы Осени»
Подготовительная группа "Пчелки"
Цель: формировать умение составлять описательный рассказ по картинке «В гостях у волшебницы Осени»
а). Образовательная:
Связная речь: развитие связной речи на основе формирования умения воспринимать и оценивать художественные средства, используемые живописцем для выражения замысла, а также называть характерные признаки осени. Учить составлять сложные распространённые предложения и устанавливать причинно-следственные и временные связи.
Словарь: уточнять и расширять словарь по теме «Осень», активизировать в речи слова, обозначающие состояние погоды. Учить подбирать антонимы.
Грамматика: развитие грамматически правильной речи, закреплять знания детей в употреблении в речи сложноподчиненные предложения в описании природы.
б). Развивающая: развивать образность речи, умение соотносить небольшой личный опыт переживаний и наблюдений с «картиной мира», развивать умение воспринимать искусство.
в). Воспитательная: Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к природе родного края.
Предварительная работа. Экскурсии в осенний парк, рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок на тему «Осень», чтение стихотворений, рассказов, загадок, поговорок, наблюдение на прогулке.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка.
Интеграция образовательных областей:
социально – коммуникативное развитие.
художественно – эстетическое развитие
Оборудование и материалы:
-сюжетные картинки по теме «Осень»;
- предметные картинки с изображениями явлений природы, характерных для лета и осени;
- мнемотаблицы;
Ход ОД.
-Ребята, давайте начнем наш день с нашего уголка природы и ответим на несколько вопросов.
- Какой сегодня день недели?
- Какое число?
- Месяц?
- Состояние погоды?
- Ой, посмотрите, что я нашла?
-Послушайте поговорки и подумайте, что они могут обозначать:
В сентябре и лист на дереве не держится (в сентябре становится прохладно, и листья опадают)
Плачет октябрь холодными слезами (в октябре часто идут дожди и они с каждым днем холоднее, так как приближается зима)
- Послушайте стихотворение, которое написала И. Бутримова
Золотая осень чудной красоты
Голубое небо, яркие цветы,
Будто бы художник смелою рукой
Расписал берёзы краской золотой,
А, добавив красный, расписал кусты
Клёны и осины дивной красоты.
Получилась осень – глаз не оторвать!
Кто ещё сумеет так нарисовать?
- Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении? (об осени).
-Как вы это поняли?
-Сегодня мы с вами поговорим о самом красивом времени года, об осени.
-Назовите осенние месяца?
- Скажите, после какого времени года она наступает? (после лета)
- Я вчера для вас приготовила две картины с изображением лета и осени. Но когда я шла на работу подул сильный ветер и все картинки разлетелись и перепутались. Поможете мне их собрать?
Магнитная игра "Исправь ошибку!"
Игра «да» или «нет». (да – хлопаем, нет – топаем)
- Осенью цветут цветы?
- Осенью растут грибы?
- Тучки солнце закрывают?
- Колючий ветер прилетает?
- Туманы осенью плывут?
- Ну а птицы гнезда вьют?
- А букашки прилетают?
- Звери норки закрывают?
- Птичьи стаи улетают?
- Солнце светит очень жарко?
- Можно детям загорать?
- Ну а что же надо делать?
(куртки, шапки надевать).
Молодцы, вы были очень внимательны.
(проходим и садимся за парты)
Работа с репродукцией.
- Ребята, обратите внимание, какую красивую картину подарила нам осень.
Рассмотрим картину.
- Какое время года изображено на картине? (золотая осень)
- Как вы догадались? По каким приметам? (птицы улетают, с деревьев опали листочки, на земле лежат золотые листья, дети одеты тепло)
- Что изображено на переднем плане? (Дети с собакой стоят возле берёзки).
- Как одеты дети? (дети одеты в тёплую одежду, в шапки, курточки и сапожки)
- Что ещё мы видим на переднем плане? (Берёзка стоит без листочков, все листики уже опали)
- Что же произошло с травой, цветами? (цветы завяли, трава пожелтела)
- Что изображено на заднем плане? (птицы собираются в стаи и прощальными криками улетают в теплые края)
- Какое стало небо? (небо становится хмурое, на нем все больше тучек, чаще идут дожди).
- Как светит солнышко? (солнце уже не светит, так ярко и тепла становится меньше)
Что еще мы видим на заднем плане? Все ли деревья сбросили свою одежду? (елочки, да сосны стоят, одеты в свои наряды, потому что ждут прихода Нового года)
- А где же звери, почему их не видно, что с ними происходит? (звери меняют шубки летнюю, на зимнюю, начинают прятаться в свои норки).
- Ребята, кто сможет составить рассказ по картине? Нужно будет рассказать о красоте природы, небе, солнце, о птицах и о животных, о том, как изменилась одежда людей с приходом осени.
Я начну, а вы продолжите.
Составление мнемотаблиц по рассказу.
Наступила осень. На полянку пришли дети, чтобы полюбоваться красотою осени…. Дети одеты по - осеннему в теплые куртки, шапочки и сапожки. Деревья сбросили свои наряды. На берёзках ещё кое – где виднеются золотые листочки, только елочки да сосны остались зеленые. Небо голубое и высокое. Трава постепенно желтеет. Птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Мне нравится осень, потому что под ногами шуршат листья, и вся природа одета в яркие цвета.
Кто ещё попробует составить рассказ по картине? (опросить 3- 4 человека)
-Молодцы, ребята, а вот и красавица Осень, к нам пришла, ей очень понравились ваша рассказы, и она приготовила для вас игру.
Физкультминутка "Солнце спит."
Подбор антонимов. Сравниваем лето и осень.
- Летом солнышко большое, а осенью…
- Летом солнце горячее, а осенью…
- Летом небо ясное, чистое, а осенью…
- Летом небо голубое, а осенью…
- Летом погода солнечная, а осенью…
- Летом вода в речке прохладная, а осенью…
- Летом листья на деревьях зелёные, а осенью…
- Летом дождь короткий, а осенью…
- Летом земля сухая, а осенью…
- Летом дни длинные, а ночи…
- Осенью дни становятся короче, а ночи…
Рефлексия
Игра «Исправь ошибку»:
- осенние месяцы июнь, июль, август?
- осенью ярко светит и греет солнце?
- с юга прилетели птицы?
- осенью дети надевают панамки, шорты, сандалии, футболки?
- Молодцы дети, хорошие у вас знания про осень!
- О чем говорили?
- Что понравилось, что было легко, а что трудно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «...
Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально - коммуникативное развитие.
Диагностические листы: Познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие, социал...
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"
Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая группа, 2018 / 2017 учебный год
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие Старшая ...
Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Перечень дидактического обеспечения для детей 2 - 3 лет через образовательные области «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие&r...
Конспект педагогического мероприятия с детьми подготовительной группы общеразвивающей направленности по познавательному развитию (интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие . «
Мероприятие с использованием палочек Кюизенера, направленное на развитие логического мышления и математических способностей детей 6-7 лет....
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Перспективное планирование по образовательным областям: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.по прогр...