Конспект непрерывной образовательной деятельности «Наши пернатые друзья» для детей 5-6 лет.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
В данном конспекте подобраны дидактические игры, задания на обобщение и закрепления знаний о перелетных птицах; на развитие диалогической, монологической речи; умения согласовывать прилагательное с существительным в числе, роде, на развитие мышления, внимания.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности
«Наши пернатые друзья»
для детей 5-6 лет.
Цель: Формирование интереса к жизни птиц.
Программное содержание:
1. Обобщение и закрепление знания детей о перелетных птицах.
2. Продолжать формировать навыки диалогической, монологической речи, грамматически правильно строя предложения.
3. Активизировать словарь детей за счет слов: перелетные, вьют, высиживают, стрижи, скворцы, стая и т.д.
4. Закреплять умение согласовывать прилагательное с существительным в числе, роде.
5. Развивать зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику руки.
Предварительная работа:
Наблюдение за птицами, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, пословиц. Чтение рассказов о птицах. Подобрать картинки с изображением птиц, птенцов, корма, разрезанные картинки птиц, схемы предложений, аудио запись с голосами птиц, стихи и загадки по теме.
Ход НОД:
I часть
Воспитатель:
- Ребята, отгадайте о каком времени года эта загадка:
Пришла пора зиме на смену,
Природу пробудила ото сна.
Растаял снег, клин птиц плывет по небу,
Тепло нам принесла … Весна.
- Как вы догадались?
Ответы детей (природа проснулась, растаял снег, прилетают птицы, тепло).
- В народе говорят «весна – красна». Почему?
Ответы детей.
- Потому что весна красивая. Появляются трава, листья, начинается цветение растений, просыпаются животные, пригревает солнце, больше солнечных, теплых дней, прилетают птицы и поют песни.
Тиле – тели, тили – тели,
С юга птицы прилетели!
Прилетел к нам скворушка,
Серенькое перышко,
Жаворонок, соловей
Торопились: кто скорей?
Цапля, лебедь, утка, стриж,
Аист, ласточка и чиж –
Все вернулись, прилетели,
Песни звонкие запели!
- Откуда возвращаются птицы, а какие?
II часть
- Послушайте загадки.
1. Эта птица никогда,
Для птенцов не вьет гнезда.
(Кукушка)
- Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. (аудиозапись).
Отгадайте следующую загадку.
2. Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину.
(Ласточка) - включается аудиозапись
3. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
за лягушками к болоту.
(Аист) –аудиозапись.
4. Большой, черный, кричит «Крак» - червякам враг
(Грач) – включает аудио запись.
5. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? …
(Соловей) - включает аудио запись.
6. Он прилетает каждый год
Туда, где птичий домик ждет.
(Скворец) - включает аудио запись.
- Кого не услышали из перелетных птиц?
- Игра «Птицы в клетке»
Половина детей становится в круг, держась за руки. Руки подняты “воротиками” - это клетка. Остальные дети вбегают и выбегают в “воротики”. По сигналу педагога (хлопок в ладоши) “воротики” опускаются, пойманные дети называют любую перелётную птицу и выходят из клетки. Игра повторяется 2 раза.
- Как называются эти птицы – перелетные. Почему?
Ответы детей (Птицы называются перелетными, потому что улетают на юг).
- А почему птицы улетают на юг?
Ответы детей (Птицы улетают на юг, потому что им не хватает пищи).
- Как вы думаете, кто улетает первыми?
Ответы детей.
- Первыми улетают насекомоядные птицы (скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка). Затем улетают зерноядные, те птицы, которые питаются плодами и семенами растений (зяблик, чиж, овсянка). Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы.
- А как узнать, чем питается эта птица?
Дети рассматривают клюв у птиц.
- Дидактическая игра «Кто, чем питается!»
Дети выбирают картинки с разными насекомыми, семенами, ягодами. Прикрепляют на фланелеграфе рядом с птицей, которая этим питается.
- А сейчас поиграем в игру. Будьте внимательными.
- “Четвёртый лишний”.
Воспитатель выставляет картинки с изображением 3-х перелётных птиц и одной зимующей (скворец, журавль, лебедь, воробей; утка, соловей, грач,свиристель), 3-х птиц насекомоядных и одной водоплавующей (дрозд, зяблик, чиж, лебедь) и т. д. Дети определяют лишнюю птицу.
- Пальчиковой гимнастики «Десять птичек – стайка»
Пой-ка, подпевай-ка:
10 птичек – стайка.
Эта птичка – соловей,
Эта птичка – воробей,
Эта птичка – совушка,
Сонная головушка.
Эта птичка – свиристель,
Эта птичка – коростель,
Эта птичка – скворушка,
Серенькое пёрышко.
Это – зяблик, это – стриж,
Это развесёлый чиж.
Ну, а это злой орлан.
Птички, птички по домам! (И. Токмакова)
- Какие птицы не являются перелетными, услышали?
Ответы детей (воробей, совушка, свиристель…)
- Что делают птицы, когда прилетают из теплых стран?
Ответы детей (строят гнезда, питаются, высиживают яйца, заботятся о птенцах).
- У всех ли птиц одинаковые гнезда? Почему? (Гнезда птиц разные, это зависит от размера птицы, от среды обитания и т.д.)
- Дидактическая игра «Найди отличия».
Воспитатель раздает карточки с изображением гнезд. Дети находят, называют отличия, пытаются объяснить причину.
- Птицы высиживают яйца, заботятся о появившихся птенцах.
- Поиграем в игру
- «Большие и маленькие»
Воспитатель бросает мяч и называет птицу, ребенок возвращает мяч и называет птенца этой птицы.
Журавль – журавленок, утка – утенок, гусь – гусенок, аист – аистенок, грач – грачонок…
- Как вы думаете, почему птиц называют наши пернатые друзья?
Ответы детей.
Пернатые, потому что тело птиц покрыто перьями. А друзьями, потому что птицы поедают вредных насекомых, птицы радуют нас своим пением.
- Коммуникативная игра «Дрозд»
Я – дрозд, и ты – дрозд (показывают сначала на себя, потом на товарища),
У меня нос, и у тебя нос (прикасаются к своему носу, затем к носу товарища),
У меня гладкие, и у тебя гладкие (круговыми движениями гладят щеки свои, затем партнера),
У меня сладкие, и у тебя сладкие(указывают на рот свой, затем товарища)
Я – друг, и ты – друг(прикладывают руки к своей груди, затем к груди товарища).
Нам, хорошо! (Обнимаются).
- А что произойдет, если птицы к нам не вернутся?
Ответы детей.
- Произойдет экологическая беда. Некому будет защитить парки, сады, леса от вредных насекомых, которые съедят всю растительность, уничтожат урожаи. Некому будет разносить по земле семена ягод, растений. И мы не сможем радоваться пению птиц, их игрой и т.д.
- «Соедини по точкам и раскрась»
III часть
- Молодцы! Какие задания вам понравились? Какие задания вызвали у вас затруднения? Если все понравилось прикрепите на фланелеграф « солнышко», а если при выполнении заданий вы затруднялись – «тучку».
Если все понравилось прикрепите на фланелеграф « солнышко», а если при выполнении заданий вы затруднялись – «тучку».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственно образовательная деятельность «Наши пернатые друзья» Образовательная область «Познание»
Цель. Формировать представление детей о птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц....
Конспект непрерывной образовательной деятельности «В поисках друзей» для детей среднего дошкольного возраста
Конспект непрерывной образовательной деятельности «В поисках друзей» для детей среднего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, и...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) «Пернатые друзья»
Конспект непрерывной образовательной деятельностипо познавательному развитию для детейсреднего дошкольного возраста (4-5 лет)«Пернатые друзья»- Расширять знания детей о птицах ...
Конспект непрерывной образовательной деятельности «В поисках друзей» для детей среднего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, ИКТ - технологии
Программное содержаниеЗадачи:Образовательные:закреплять умения распознавать эмоциональные состояния;активизировать словарь детей по теме «Эмоции» (страх, страшно, испуганный, радость, радо...
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию детей подготовительной группы с тяжелым нарушением речи на тему: «Лес- наше богатство»
Интегрированное занятие, с использокание информационно-коммуникативных технологий....
Конспект непрерывной образовательной деятельности «В поисках друзей»
Программное содержаниеЗадачи:Образовательные:закреплять умения распознавать эмоциональные состояния;активизировать словарь детей по теме «Эмоции» (страх, страшно, испуганный, радость, радо...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Тема «Пернатые друзья» старшая группа
Конспект НОД по реализации образовательной области « Познание» Тема «Пернатые друзья» старшая группа...