Конспект непрерывной образовательной деятельности «Наши пернатые друзья» для детей 5-6 лет.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Павлова Екатерина Владимировна

В данном конспекте подобраны дидактические игры, задания на обобщение и закрепления знаний о перелетных птицах; на развитие диалогической, монологической речи; умения согласовывать прилагательное с существительным в числе, роде, на развитие мышления, внимания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности

«Наши пернатые друзья»

для детей 5-6 лет.

Цель: Формирование интереса к жизни птиц.

Программное содержание:

1. Обобщение и закрепление знания детей о перелетных птицах.

2. Продолжать формировать навыки диалогической, монологической речи, грамматически правильно строя предложения.

3. Активизировать словарь детей за счет слов: перелетные, вьют, высиживают, стрижи, скворцы, стая и т.д.

4. Закреплять умение согласовывать прилагательное с существительным в числе, роде.

5. Развивать зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику руки.

Предварительная работа:

Наблюдение за птицами, рассматривание иллюстраций, заучивание стихов, пословиц. Чтение рассказов о птицах. Подобрать картинки с изображением птиц, птенцов, корма, разрезанные картинки птиц, схемы предложений, аудио запись с голосами птиц, стихи и загадки по теме.

Ход НОД:

I часть

Воспитатель:

- Ребята, отгадайте о каком времени года эта загадка:

Пришла пора зиме на смену,
Природу пробудила ото сна.
Растаял снег, клин птиц плывет по небу,
Тепло нам принесла … Весна.

- Как вы догадались?

Ответы детей (природа проснулась, растаял снег, прилетают птицы, тепло).

- В народе говорят «весна – красна». Почему?

Ответы детей.

- Потому что весна красивая. Появляются трава, листья, начинается цветение растений, просыпаются животные, пригревает солнце, больше солнечных, теплых дней, прилетают птицы и поют песни.

Тиле – тели, тили – тели,

С юга птицы прилетели!

Прилетел к нам скворушка,

Серенькое перышко,

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели,

Песни звонкие запели!

- Откуда возвращаются птицы, а  какие?

II часть

  • Послушайте загадки.

1. Эта птица никогда,
Для птенцов не вьет гнезда.
(Кукушка)

- Послушайте, пожалуйста, как кричит кукушка. (аудиозапись).

Отгадайте следующую загадку.

2. Под крышей я леплю гнездо
Из комочков глины.
Для птенчиков стелю на дно
Пуховую перину.
(Ласточка) - включается аудиозапись

3. Это старый наш знакомый:
Он живет на крыше дома -
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
за лягушками к болоту.
(Аист) –аудиозапись.

4. Большой, черный, кричит «Крак» - червякам враг

(Грач) – включает аудио запись.

5. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? …
(Соловей) - включает аудио запись.

6. Он прилетает каждый год
Туда, где птичий домик ждет.
(Скворец) - включает аудио запись.

- Кого не услышали из перелетных птиц?

  • Игра «Птицы в клетке»

Половина детей становится в круг, держась за руки. Руки подняты “воротиками” - это клетка. Остальные дети вбегают и выбегают в “воротики”. По сигналу педагога (хлопок в ладоши) “воротики” опускаются, пойманные дети называют любую перелётную птицу и выходят из клетки. Игра повторяется 2 раза.

- Как называются эти птицы – перелетные. Почему?

Ответы детей (Птицы называются перелетными, потому что улетают на юг).

- А почему птицы улетают на юг?

Ответы детей (Птицы улетают на юг, потому что  им не хватает пищи).

- Как вы думаете, кто улетает первыми?

Ответы детей.

- Первыми улетают насекомоядные птицы (скворец, ласточка, кукушка, иволга, соловей, трясогузка). Затем  улетают зерноядные, те птицы, которые питаются плодами и семенами растений (зяблик, чиж, овсянка). Позже всех улетают дикие утки и гуси, лебеди, они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, потому что это водоплавающие птицы. 

- А как узнать, чем питается эта птица?

Дети рассматривают клюв у птиц.

  • Дидактическая игра «Кто, чем питается!»

Дети выбирают картинки с разными насекомыми, семенами, ягодами. Прикрепляют на фланелеграфе рядом с птицей, которая этим питается.

- А сейчас поиграем в игру.  Будьте внимательными.

  • “Четвёртый лишний”.

Воспитатель выставляет  картинки с изображением 3-х перелётных птиц и одной зимующей (скворец, журавль, лебедь, воробей; утка, соловей, грач,свиристель), 3-х птиц насекомоядных и одной водоплавующей (дрозд, зяблик, чиж, лебедь) и т. д. Дети определяют лишнюю птицу.

  • Пальчиковой гимнастики «Десять птичек – стайка»

Пой-ка, подпевай-ка:

10 птичек – стайка.

Эта птичка – соловей,

Эта птичка – воробей,

Эта птичка – совушка,

Сонная головушка.

 

Эта птичка – свиристель,

Эта птичка – коростель,

Эта птичка – скворушка,

Серенькое пёрышко.

Это – зяблик, это – стриж,

Это развесёлый чиж.

Ну, а это злой орлан.

Птички, птички по домам! (И. Токмакова)

- Какие птицы не являются перелетными, услышали?

Ответы детей (воробей, совушка, свиристель…) 

- Что делают птицы, когда прилетают из теплых стран?

Ответы детей (строят гнезда, питаются, высиживают яйца, заботятся о птенцах).

-  У всех ли птиц одинаковые гнезда? Почему?  (Гнезда птиц разные, это зависит от размера птицы, от среды обитания и т.д.)

  • Дидактическая игра «Найди отличия».

Воспитатель раздает карточки с изображением гнезд. Дети находят, называют отличия, пытаются объяснить причину.

- Птицы высиживают яйца, заботятся о появившихся птенцах. 

- Поиграем в игру                                                                

  • «Большие и маленькие»

Воспитатель бросает мяч и называет птицу, ребенок возвращает мяч и называет птенца этой птицы.

Журавль – журавленок, утка – утенок, гусь – гусенок, аист – аистенок, грач – грачонок…

- Как вы думаете, почему птиц называют наши пернатые друзья?

       

Ответы детей.

Пернатые, потому что тело птиц покрыто перьями. А друзьями, потому что птицы поедают вредных насекомых, птицы радуют нас своим пением.

  • Коммуникативная игра «Дрозд»

Я – дрозд, и ты – дрозд (показывают сначала на себя, потом на товарища),

У меня нос, и у тебя нос (прикасаются к своему носу, затем к носу товарища),

У меня гладкие, и у тебя гладкие (круговыми движениями гладят щеки свои, затем партнера),

У меня сладкие, и у тебя сладкие(указывают на рот свой, затем товарища)

Я – друг, и ты – друг(прикладывают руки к своей груди, затем к груди товарища).

Нам, хорошо! (Обнимаются).

- А что произойдет, если птицы к нам не вернутся?

Ответы детей.

- Произойдет экологическая беда. Некому будет защитить парки, сады, леса от вредных насекомых, которые съедят всю растительность, уничтожат урожаи. Некому будет разносить по земле семена ягод, растений. И мы не сможем радоваться пению птиц, их игрой и т.д.

  • «Соедини по точкам и раскрась»

 

 III часть

- Молодцы! Какие задания вам понравились? Какие задания вызвали у вас затруднения? Если все понравилось прикрепите на фланелеграф « солнышко», а если при выполнении заданий вы затруднялись – «тучку».

Если все понравилось прикрепите на фланелеграф « солнышко», а если при выполнении заданий вы затруднялись – «тучку».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность «Наши пернатые друзья» Образовательная область «Познание»

Цель. Формировать представление  детей о птицах, их образе жизни и поведении, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц....

Конспект непрерывной образовательной деятельности «В поисках друзей» для детей среднего дошкольного возраста

Конспект непрерывной образовательной деятельности «В поисках друзей» для детей среднего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, и...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет) «Пернатые друзья»

Конспект непрерывной образовательной деятельностипо познавательному развитию для детейсреднего  дошкольного возраста (4-5 лет)«Пернатые друзья»- Расширять знания детей  о птицах ...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «В поисках друзей» для детей среднего дошкольного возраста с использованием современных образовательных технологий: здоровьесберегающей, игровой, ИКТ - технологии

Программное содержаниеЗадачи:Образовательные:закреплять умения распознавать эмоциональные состояния;активизировать словарь детей по теме «Эмоции» (страх, страшно, испуганный, радость, радо...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «В поисках друзей»

Программное содержаниеЗадачи:Образовательные:закреплять умения распознавать эмоциональные состояния;активизировать словарь детей по теме «Эмоции» (страх, страшно, испуганный, радость, радо...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Тема «Пернатые друзья» старшая группа

Конспект НОД по реализации образовательной области « Познание» Тема «Пернатые друзья» старшая группа...