Интегрированное занятие по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе «Зимушка-зима»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
В данном конспекте описано занятие, целями которого являются расширение знаний и словаря детей по теме «Зима», обучение детей составлению связного рассказа по картине «Снег идет», развитие умения поддерживать беседу, совершенствование монологической речи детей, упражнения в подборе слов с противоположным значением.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannnoe_zanyatie_zimushka-zima_st.gr_._duhovnikova.docx | 27.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №94
Красносельского района Санкт-Петербурга
Интегрированное занятие по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе «Зимушка-зима» в соответствии с ФГОС
Воспитатель: Духовникова М.Е.
Цель: Углубление и обобщение знаний детей о зиме, развитие творческих способностей детей.
Задачи:
Обучающие:
- расширять и конкретизировать знания детей о зиме, активизировать словарь детей по теме «Зима»;
- учить детей составлять связный рассказ по картине «Снег идет».
Развивающие:
- развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать монологическую речь детей, обогащать речь прилагательными, характеризующими явления природы, упражнять в подборе слов с противоположным значением;
- совершенствовать умение согласовывать слова в предложении, упражнять в образовании однокоренных слов, учить составлять простые и сложные предложения;
- закреплять умение создавать изображение снежинки из квадрата, совершенствовать навыки вырезывания, работать коллективно, создавая композицию.
Воспитательные:
- воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.
Предварительная работа: Беседы, заучивание стихов, прослушивание музыкальных произведений о зиме; рассматривание произведений живописи с изображением родной природы в картинах художников; проведение опытов с водой, снегом, льдом, выполнение снежинок из различных материалов совместно с родителями.
Словарная работа: белоснежный, крона, шалаш
Материал: картины, фотографии с зимними пейзажами, оформленные в выставку «Зимушка-зима», игрушка снежный ком, мольберт, указка, картина «Снег идет», заготовка из круга белой бумаги, ножницы, клей, салфетка.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Примерный ход занятия:
Воспитатель: сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся (обращаю внимание детей, здороваемся). А сейчас всё внимание на меня.
Воспитатель: сегодня в нашей группе открылась выставка. Я вас приглашаю её посетить. (Дети проходят к картинам, тихо переговариваются, звучит музыка П.И. Чайковского 1-я симфония «Зимние грезы» 1-я часть).
И вот зима, белым - бело,
Вокруг сугробы намело,
Как будто белым мехом,
Земля одета снегом.
Воспитатель: какое время года запечатлено на картинах?
Дети: зима
Воспитатель: а как вы догадались, что эта зима?
Дети: много снега, деревья без листвы, люди в зимней одежде.
Воспитатель: какое название вы бы дали нашей выставке?
Дети: «Зимние напевы», «Однажды зимой», «Зима, холода», «Зимушка-зима»...
Воспитатель: так на каком названии мы остановимся? (Зимушка-зима) Какие еще приметы зимы вы видите на картинах выставки?
Дети: идет снег, дети катаются с горки, на санках, ходят на лыжах, играют со снегом...
Воспитатель: вот и мы сейчас поиграем в зимнюю игру с пальчиками.
Пальчиковая игра «Зима», упражнение на звукопроизношение.
Да-да-да - сжимание и разжимание пальцев
Зимою холода - потирание ладошек друг о друга
Да-да-да - сжимание и разжимание пальцев
Превратилась в лед вода - ритмичное соединение подушечек пальцев
Ты-ты-ты- сжимание и разжимание пальцев
В инеи кусты - перекрещивание ладоней с широко расставленными пальцами
Ли-ли-ли- сжимание и разжимание пальцев
Метели замели - круговые вращения больших пальцев обеих рук
Ми-ди-ми - сжимание и разжимание пальцев
Метели замели - круговые вращения указательных пальцев рук
Ди-ди-ли - сжимание и разжимание пальцев
Метели замели - круговые вращения рук, согнутых в локтях
Звучит музыка Чайковского, дети садятся на стульчики полукругом.
Воспитатель: сегодня мы с вами будем говорить о зиме. Подскажите, чья музыка звучала, как называется? (музыка П.И. Чайковского «Зимние грезы»). Как вы думаете, соответствует ли она нашей выставке?
Дети: да, как будто слышится треск мороза, скрип снега, завывание метели.
Воспитатель: какая она по настроению?
Дети: спокойная, мелодичная…
Д/и «Скажи какой, какая?»
Воспитатель:
- Если на улице зимой холод, то зима какая? (холодная)
- Если зимой много снега, то зима какая? (снежная)
- Если днем сильный мороз, то день какой? (морозный)
- Если часто метет метель, то зима какая? (метельная)
- А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)
- Если на улице стужа, студено, то зима какая? (студеная)
- А если днем сильно дует ветер, то день какой? (ветреный)
Воспитатель: вы так многообразно охарактеризовали зиму, а что можно сказать о снеге?
Дети: снег белый, но бывает и грязным, серым, он холодный, непрозрачный, липкий, сыпучий, рыхлый, грязный, чистый.
Воспитатель: как вы думаете, что такое снег? (замерзшая вода, капли воды, которые превратились в снежинки, много снежинок).
Воспитатель: какие снежинки вы видели? (пушистые, холодные, тонкие, серебристые, нежные, загадочные, сверкающие, ажурные, искристые, хрустящие, колючие.)
Воспитатель: а теперь давайте поиграем в “Снежные” слова, нужно назвать слова, основой которых будет слово «снег».
Физминутка: Игра «Снежный ком»
Дети хором:
1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы играть.
Нужно всем нам в круг вставать.
Дети встают в круг, передают «снежный ком», называя при этом однокоренные слова к слову снег (снег, снежинки, снежок, снеговик, подснежник, снегирь, снегурочка, снежная баба, снегокат, снегоход, снегопад, снежная буря, белоснежный...).
Воспитатель: а теперь нужно закончить предложение.
- Зимой бывает холодно, а летом... (тепло)
- Зимой деревья голые, а летом... (с листвой)
- Зимой бывает снег, а летом... (дождь)
- Зимой бывает снегопад, а осенью... (листопад)
- Зимой катаются на коньках, а летом... (роликах)
- Зимой лепят снеговика, а летом...(куличики)
Дети садятся полукругом, воспитатель снимает ширму с картины «Снег идет». (Рассматривают картину 10 сек.)
Воспитатель: перед вами картина. Она вам понравилась? Какая она по настроению? (тихая, спокойная) Скажите, как можно её назвать?
Дети: «Снег идет», «Снегопад», «Лыжная прогулка»...
Воспитатель: вы все назвали картину по- своему правильно. Давайте рассмотрим эту картину. Скажите, что изобразил художник на переднем плане?
Дети: трое лыжников укрылись от сильного снегопада.
Воспитатель: куда же они спрятались?
Дети: под огромной старой елью.
Воспитатель: почему вы решили, что ель старая?
Дети: потому, что верхушку не видно, из её кроны (А крона, это что? – ветви деревьев) получился целый шалаш (А шалаш, это что? – укрытие из ветвей и прутьев).
Воспитатель: как выглядят небольшие ели и кустарники?
Дети: они, как и земля, укрыты белоснежным покрывалом.
Воспитатель: белоснежный - это какой?
Дети: такой белый, что больно глазам, белый-белый, снежный-снежный.
Воспитатель: это слово состоит из двух слов: белый и снежный - белоснежный.
Воспитатель: что вы видите на заднем плане?
Дети: все деревья укрыты пушистым рыхлым белым снегом.
Воспитатель: как выдумаете, на улице холодно?
Дети: нет. Погода снежная, но теплая.
Воспитатель: почему ты так решил?
Дети: один из лыжников снял перчатки...
Воспитатель: ребята, а сейчас я предлагаю вам объединить наши предложения в небольшой рассказ по содержанию картины. Рассказ должен быть небольшим, и обязательно законченным. Перед началом можно дать название картине.
Дети составляют рассказы: Картина называется … На переднем плане художник изобразил лыжников, которые спрятались под старой елью. ( Они одеты в лыжные костюмы, они отдыхают.) Идет сильный снег, (крупные снежинки кружатся в воздухе), но не холодно. Все небольшие елочки и кустики укрыты белым пушистым снегом (белоснежным покрывалом). На заднем плане виден заснеженный лес (Лес, укутанный толстым пушистым снегом). Картина спокойная, тихая. Мне она нравится.
Воспитатель: мне понравились ваши рассказы. Вы, молодцы, и в заключение, я предлагаю вам создать совместную картину снегопада из красивых снежинок и поместить её на нашу выставку.
Проходите за столы (работу выполнят стоя).
Воспитатель: как вы думаете, у нас получилась картина? Как ее можно назвать?
Дети: да, «Снегопад».
Воспитатель: я думаю, что ее можно поместить на нашу выставку (прикрепляет).
Воспитатель: сегодня вы увидели, услышали и почувствовали, как красиво нам рассказали поэт, художники, композитор о прекрасном времени года – зиме. Подскажите, что еще мы делали?
Дети: гуляли по выставке картин, играли с мячом, вырезали снежинки, придумывали рассказы по картине про лыжников.
Воспитатель: молодцы! Мне понравилось, как вы сегодня работали, играли. А теперь попрощаемся с нашими гостями, а мы поиграем еще в одну игру.
Дети хором:
Ты смотри, зима настала! Снега выпало немало.
Ну, скорей беги за мной, поиграй в снежки и … стой!
(Дети должны замереть в той позе, в которой их застал хлопок)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе по теме «Волшебница-весна»
Интегрированное занятие - ознакомление с окружающим миром, развитие речи, рисование. Весна, подснежник....
Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе «Мама - слово дорогое»
Интегрированное занятие по образовательной области "Речевое развитие" в подготовительной группе...
Конспект занятия по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития "Знакомство с миром звуков и букв"
Конспект занятия в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР...
Конспект занятия по образовательной области «Речевое развитие» «В мастерской у Зимушки-зимы» Заучивание стихотворения Натальи Нищевой «Снегири» с использованием мнемотехники подготовительная группа
Цель занятия : помочь детям запомнить стихотворение Натальи Нищевой «Снегири» с помощью мнемотаблицы...
Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе на тему: "Путешествие в заколдованный лес" ________________________________________
Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе на тему: "Путешествие в заколдованный лес"...
Конспект занятия по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе для детей с ТНР "Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы"
quot;Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы"Программное содержание:1. Уточнить и обобщить знания детей об играх детей зимой на свежем воздухе; отметить, какую пользу они пр...
Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе «Зимушка-зима».
Цель: Углубление и обобщение знаний детей о зиме, развитие творческих способностей детей....