Интегрированное занятие по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе «Зимушка-зима»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Духовникова Марина Евгеньевна

В данном конспекте описано занятие, целями которого являются расширение знаний и словаря детей по теме «Зима», обучение детей составлению связного рассказа по картине «Снег идет»,  развитие умения поддерживать беседу, совершенствование монологической речи детей, упражнения в подборе слов с противоположным значением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №94

Красносельского района  Санкт-Петербурга

Интегрированное занятие по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе «Зимушка-зима» в соответствии с ФГОС

Воспитатель: Духовникова М.Е.


Цель: Углубление и обобщение знаний детей о зиме, развитие творческих способностей детей.

Задачи:

Обучающие:
- расширять и конкретизировать знания детей о зиме, активизировать словарь детей по теме «Зима»;
- учить детей составлять связный рассказ по картине «Снег идет».

Развивающие:
- развивать умение поддерживать беседу, совершенствовать монологическую речь детей, обогащать речь прилагательными, характеризующими явления природы, упражнять в подборе слов с противоположным значением;

- совершенствовать умение согласовывать слова в предложении, упражнять в образовании однокоренных слов, учить составлять простые и сложные предложения;

- закреплять умение создавать изображение снежинки из квадрата, совершенствовать навыки вырезывания, работать коллективно, создавая композицию.

Воспитательные:
- воспитывать бережное, заботливое отношение к природе.

Предварительная работа: Беседы, заучивание стихов, прослушивание музыкальных произведений о зиме; рассматривание произведений живописи с изображением родной природы в картинах художников; проведение опытов с водой, снегом, льдом, выполнение снежинок из различных материалов совместно с родителями.

Словарная работа: белоснежный, крона, шалаш

Материал: картины, фотографии с зимними пейзажами, оформленные в выставку «Зимушка-зима», игрушка снежный ком, мольберт, указка, картина «Снег идет», заготовка из круга белой бумаги, ножницы, клей, салфетка.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Примерный ход занятия:

Воспитатель: сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся (обращаю внимание детей, здороваемся). А сейчас всё внимание на меня.

Воспитатель: сегодня в нашей группе открылась выставка. Я вас приглашаю её посетить. (Дети проходят к картинам, тихо переговариваются, звучит музыка П.И. Чайковского 1-я симфония «Зимние грезы» 1-я часть).

И вот зима, белым - бело,

Вокруг сугробы намело,

Как будто белым мехом,

Земля одета снегом.

Воспитатель: какое время года запечатлено на картинах?

Дети: зима

Воспитатель: а как вы догадались, что эта зима?

Дети: много снега, деревья без листвы, люди в зимней одежде.

Воспитатель: какое название вы бы дали нашей выставке?

Дети: «Зимние напевы», «Однажды зимой», «Зима, холода», «Зимушка-зима»...

Воспитатель: так на каком названии мы остановимся? (Зимушка-зима) Какие еще приметы зимы вы видите на картинах выставки?

Дети: идет снег, дети катаются с горки, на санках, ходят на лыжах, играют со снегом...

Воспитатель: вот и мы сейчас поиграем в зимнюю игру с пальчиками.

Пальчиковая игра «Зима», упражнение на звукопроизношение.

Да-да-да - сжимание и разжимание пальцев

Зимою холода - потирание ладошек друг о друга

Да-да-да - сжимание и разжимание пальцев

Превратилась в лед вода - ритмичное соединение подушечек пальцев

Ты-ты-ты- сжимание и разжимание пальцев

В инеи кусты - перекрещивание ладоней с широко расставленными пальцами

Ли-ли-ли- сжимание и разжимание пальцев

Метели замели - круговые вращения больших пальцев обеих рук

Ми-ди-ми - сжимание и разжимание пальцев

Метели замели - круговые вращения указательных пальцев рук

Ди-ди-ли - сжимание и разжимание пальцев

Метели замели - круговые вращения рук, согнутых в локтях

Звучит музыка Чайковского, дети садятся на стульчики полукругом.

Воспитатель: сегодня мы с вами будем говорить о зиме. Подскажите, чья музыка звучала, как называется? (музыка П.И. Чайковского «Зимние грезы»). Как вы думаете, соответствует ли она нашей выставке?

Дети: да, как будто слышится треск мороза, скрип снега, завывание метели.

Воспитатель: какая она по настроению?

Дети: спокойная, мелодичная…

Д/и «Скажи какой, какая?»

Воспитатель:

  •  Если на улице зимой холод, то зима какая? (холодная)
  •  Если зимой много снега, то зима какая? (снежная)
  •  Если днем сильный мороз, то день какой? (морозный)
  •  Если часто метет метель, то зима какая? (метельная)
  •  А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)
  •  Если на улице стужа, студено, то зима какая? (студеная)
  •  А если днем сильно дует ветер, то день какой? (ветреный)

Воспитатель: вы так многообразно охарактеризовали зиму, а что можно сказать о снеге?

Дети: снег белый, но бывает и грязным, серым, он холодный, непрозрачный, липкий, сыпучий, рыхлый, грязный, чистый.

Воспитатель: как вы думаете, что такое снег? (замерзшая вода, капли воды, которые превратились в снежинки, много снежинок).

Воспитатель: какие снежинки вы видели? (пушистые, холодные, тонкие, серебристые, нежные, загадочные, сверкающие, ажурные, искристые, хрустящие, колючие.)

Воспитатель: а теперь давайте поиграем в “Снежные” слова, нужно назвать слова, основой которых будет слово «снег».

Физминутка: Игра «Снежный ком»

Дети хором:

1, 2, 3, 4, 5 - начинаем мы играть.

Нужно всем нам в круг вставать.

Дети встают в круг, передают «снежный ком», называя при этом однокоренные слова к слову снег (снег, снежинки, снежок, снеговик, подснежник, снегирь, снегурочка, снежная баба, снегокат, снегоход, снегопад, снежная буря, белоснежный...).

Воспитатель: а теперь нужно закончить предложение.

-   Зимой бывает холодно, а летом... (тепло)

-  Зимой деревья голые, а летом... (с листвой)

-  Зимой бывает снег, а летом... (дождь)

-  Зимой бывает снегопад, а осенью... (листопад)

-  Зимой катаются на коньках, а летом... (роликах)

-  Зимой лепят снеговика, а летом...(куличики)

Дети садятся полукругом, воспитатель снимает ширму с картины «Снег идет». (Рассматривают картину 10 сек.)

Воспитатель: перед вами картина. Она вам понравилась? Какая она по настроению? (тихая, спокойная) Скажите, как можно её назвать?

Дети: «Снег идет», «Снегопад», «Лыжная прогулка»...

Воспитатель: вы все назвали картину по- своему правильно. Давайте рассмотрим эту картину. Скажите, что изобразил художник на переднем плане?

Дети: трое лыжников укрылись от сильного снегопада.

Воспитатель: куда же они спрятались?

Дети: под огромной старой елью.

Воспитатель: почему вы решили, что ель старая?

Дети: потому, что верхушку не видно, из её кроны (А крона, это что? – ветви деревьев) получился целый шалаш (А шалаш, это что? – укрытие из ветвей и прутьев).

Воспитатель: как выглядят небольшие ели и кустарники?

Дети: они, как и земля, укрыты белоснежным покрывалом.

Воспитатель: белоснежный - это какой?

Дети: такой белый, что больно глазам, белый-белый, снежный-снежный.

Воспитатель: это слово состоит из двух слов: белый и снежный - белоснежный.

Воспитатель: что вы видите на заднем плане?

Дети: все деревья укрыты пушистым рыхлым белым снегом.

Воспитатель: как выдумаете, на улице холодно?

Дети: нет. Погода снежная, но теплая.

Воспитатель: почему ты так решил?

Дети: один из лыжников снял перчатки...

Воспитатель: ребята, а сейчас я предлагаю вам объединить наши предложения в небольшой рассказ по содержанию картины. Рассказ должен быть небольшим, и обязательно законченным. Перед началом можно дать название картине.

Дети составляют рассказы: Картина называется … На переднем плане художник изобразил лыжников, которые спрятались под старой елью. ( Они одеты в лыжные костюмы, они отдыхают.) Идет сильный снег, (крупные снежинки кружатся в воздухе),  но не холодно. Все небольшие елочки и кустики укрыты белым пушистым снегом (белоснежным покрывалом). На заднем плане виден заснеженный лес (Лес, укутанный толстым пушистым снегом).  Картина спокойная, тихая. Мне она нравится.

Воспитатель: мне понравились ваши рассказы. Вы, молодцы, и в заключение, я предлагаю вам создать совместную картину снегопада из красивых снежинок и поместить её на нашу выставку.

Проходите за столы (работу выполнят стоя).

Воспитатель: как вы думаете, у нас получилась картина? Как ее можно назвать?

Дети: да, «Снегопад».

Воспитатель: я думаю, что ее можно поместить на нашу выставку (прикрепляет).

Воспитатель: сегодня вы увидели, услышали и почувствовали,  как красиво нам рассказали поэт, художники, композитор о прекрасном времени года – зиме. Подскажите, что еще мы делали?

Дети: гуляли по выставке картин, играли с мячом, вырезали снежинки, придумывали рассказы по картине про лыжников.

Воспитатель: молодцы! Мне понравилось, как вы сегодня работали, играли. А теперь попрощаемся с нашими гостями, а мы поиграем еще в одну игру.

Дети хором:

Ты смотри, зима настала! Снега выпало немало.

Ну, скорей беги за мной, поиграй в снежки и … стой!

(Дети должны замереть в той позе, в которой их застал хлопок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Познавательное развитие» в старшей группе по теме «Волшебница-весна»

Интегрированное занятие - ознакомление с окружающим миром, развитие речи, рисование. Весна, подснежник....

Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе «Мама - слово дорогое»

Интегрированное занятие по образовательной области "Речевое развитие" в подготовительной группе...

Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе на тему: "Путешествие в заколдованный лес" ________________________________________

Конспект интегрированного занятия по образовательной области «Речевое развитие» в старшей группе на тему: "Путешествие в заколдованный лес"...

Конспект занятия по образовательной области "Речевое развитие" в старшей группе для детей с ТНР "Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы"

quot;Составление рассказа по сюжетной картине "Зимние забавы"Программное содержание:1. Уточнить и обобщить знания детей об играх детей зимой на свежем воздухе; отметить, какую пользу они пр...

Конспект интегрированного занятия по речевому развитию в старшей группе «Зимушка-зима».

Цель:   Углубление и обобщение знаний детей о зиме, развитие творческих способностей детей....