«Составление рассказа на тему «Зимние забавы»
Цель: Закрепление представлений детей о зиме, зимних забавах.
Образовательные задачи:
- закрепить знания детей о временах года, признаках зимы, зимних забавах;
- упражнять в умении составлять рассказ картинам, отвечать на вопросы полным предложением;
- развивать лексико-грамматический строй речи: активизировать словарь по теме.
Развивающие задачи:
- развивать общую, артикуляционную моторику; речевое дыхание; слуховое и зрительное внимание; память;
- развивать личностные качества: активность, любознательность;
- развивать предпосылки учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к изменениям в природе, происходящим зимой;
- воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей.
Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».влений детей о зиме, зимних забавах.
Образовательные задачи:
- закрепить знания детей о временах года, признаках зимы, зимних забавах;
- упражнять в умении составлять рассказы по картинам, отвечать на вопросы полным предложением;
- развивать лексико-грамматический строй речи: активизировать словарь по теме.
Развивающие задачи:
- развивать общую, артикуляционную моторику; речевое дыхание; слуховое и зрительное внимание; память;
- развивать личностные качества: активность, любознательность;
- развивать предпосылки учебной деятельности: умение слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к изменениям в природе, происходящим зимой;
- воспитывать культуру общения, умение выслушивать рассказы товарищей.
Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Во время занятия использовались здоровьесберегающие технологии :"Игры с волшебным комочком".
Организационный момент.
В: Ребята, к нам сегодня пришёл гость. А чтобы узнать кто это, надо отгадать загадку.
Послушайте загадку:
Что за нелепый человек, пробрался в 21 век
Морковкой нос, в руке метла
Боится солнца и тепла, кто это? (Снеговик)
– Давайте поиграем со словом “снеговик”.
Игра называется “Закончи предложение”.
Мы решили слепить….(снеговика).
Мы приделали нос морковку нашему…. (снеговику).
Мы показали соседям нашего….(снеговика).
Мы играли со (снеговиком).
Мы всем рассказали о….(снеговике).
- А из чего сделан снеговик? (Из снега)
Словесная игра «Какой снег?»
- Что можно сказать о снеге, какой он? (белый, холодный, пушистый, мокрый).
Игра «Доскажи словечко».
- Зимой все покрыто белым пушистым снегом. Давайте поиграем со словом «снег».
Тихо, тихо, как во сне, падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки - серебристые. (Снежинки.)
Все бегут вперегонки, все хотят играть в (Снежки.)
Словно в белый пуховик нарядился. (Снеговик.)
В: В какое время года можно слепить снеговика? Какое у нас сейчас время года? Какой сейчас месяц зимы? Какие еще зимние месяцы вы знаете?
- Я хочу послушать, что вы знаете о зиме. Скажите, какая погода может быть зимой? Предлагаю варианты:
Если на улице идёт снег, то погода… (снежная);
Мороз – (морозная);
Ветер – (ветреная);
Холод – (холодная)
Дыхательная гимнастика
Давайте покажем Снеговику, как правильно надо дышать на улице, когда холодно (через нос, потом покажем, как нельзя дышать на улице в морозную погоду (дышат через рот).
Ой, на нос снеговика прилетела снежинка. Давайте с ней немного поиграем.
С неба падают снежинки,
Как на сказочной картинке.
Будем их ловить руками
А потом покажем маме. (руки над головой, хватательные движения)
А вокруг лежат сугробы,
Снегом замело дороги (потягиваясь руки в стороны)
Не завязнуть в поле чтобы,
Выше поднимаем ноги (шаг на месте высоко поднимая ноги)
Вон лисица в поле скачет,
Словно рыжий, мягкий мячик (прыжки на месте)
Ну, а мы идем, идем (ходьба на месте)
И к себе приходим в дом (подходят к столам)
Какие вы молодцы.)
В: Зима - чудесное время года, не правда ли? Дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно.
В: Расскажите, пожалуйста, чем интересным можно заниматься на улице зимой? (ответы детей: можно кататься на лыжах и коньках, играть в хоккей, строить крепости из снега).
Воспитатель демонстрирует серию сюжетных картин по теме: «Зимние развлечения».
В: Я вам буду загадывать загадки, а вы показывать, на какой картинке это нарисовано.
1. С горки сами вниз летят,
А на горку не хотят,
Надо в горку за веревку
Каждый раз тянуть назад. (Санки)
- Посмотрите на картинку, что делают ребята?
- Как вы думаете, нужно ли соблюдать осторожность при катании с горы? (С горы на санках надо осторожно кататься, чтобы не упасть и ничего себе не повредить, не толкаться)
2. Тяжело нам в них ходить
По асфальту летом,
Но легко по льду скользить
Нам зимой при этом. (Коньки)
- Посмотрите картину, кого вы видите на картине?
- Как одеты ребята?
- Что делают дети? Где можно кататься на коньках? (Чтобы кататься на коньках, нужна специальная площадка.) Чем должна быть покрыта эта площадка? (Льдом.) А ещё скажите, какие виды спорта вы знаете, где можно кататься на коньках?
3. Мы - проворные сестрицы,
быстро бегать мастерицы,
В дождь - лежим, в снег - бежим,
уж такой у нас режим. (Лыжи)
- Посмотрите на эту картину, кто нарисован на картине?
- Как одеты ребята? Что делают ребята? (Ребята надели спортивную одежду, чтобы удобно было кататься на лыжах.)
- А какие виды спорта есть, связанные с лыжами?
4. Мы зимой в войну играем,
Из снега крепость воздвигаем.
А чем же будем воевать? Каждый воин должен знать!
Угадай и ты, дружок. Шарик кругленький … (снежок).
В:
1. Кто изображен на этой картинке? Чем они заняты?
2. Чем ребята кормят птиц?
3. Какие птицы прилетели к кормушке?
В: А теперь я покажу Вам, как составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Вы внимательно послушаете и тоже попробуете составить рассказ сами.
Однажды в зимний день дети вышли на прогулку. Настроение у детей было радостное. Всем нашлось дело по душе. Маша, Саша и Петя стали кормить птиц ягодами рябины, хлебными крошками и семечками. На кормушку прилетели синички, снегири и воробьи.
Аня и Саша катались на санках с горки. А мальчика Никита и Егор катались на лыжах по лыжне. Остальные ребята лепили снеговика. Света прикрепила снеговику метлу, а Кирилл надел ему на голову ведро. Жалко, что зимой нельзя долго гулять и нужно заходить обратно в группу.
В: А теперь вы ребята попробуйте рассказать свой рассказ. (Воспитатель слушает, помогает, если возникают трудности, добивается полного и развернутого ответа, следит за грамотным построением предложений).
В: Что-то нашему гостю снеговику стало грустно, давайте его развеселим. У меня есть волшебные снежки, поиграем с ними?
Упражнение:
Комочек сильно я сжимаю
И ладошку поменяю.
(сжимать мячик правой рукой, затем левой)
«Здравствуй,снежный мой комочик!»
Скажет утром каждый пальчик.
(удержать мяч указательным и большим пальцем, затем средним и большим, безымянным и большим, мизинцем и большим пальцем)
Мы комочек обнимаем,
Никуда не выпускаем.
(крепко сжать мяч указательным и большим пальцем)
Только брату отдает:
Брат у брата ком берет.
(передать мяч, удерживаемый большим и указательным пальцами, в соответствующие пальцы левой руки):
Подведение итогов:
- Вот и пора прощаться с намим гостем, но мы обязательно с ним встретимся на прогулке. Что вам больше всего понравилось?
В: Вы большие молодцы! Мы чудесно пообщались. Вы много знаете о зиме, о зимних явлениях и забавах, сосавили интересные рассказы.
Снеговику стало жарко. Что может с ним произойти? Чтобы он не растаял, давайте наши снежинки положим рядом с ним. Скажем Снеговику до свидания!
Комментарии
Татьяна, в занятие по
Татьяна, в занятие по развитию речи в старшей группе "Зимние забавы" решены все поставленные вами задачи. Цель- Закрепление представлений детей о зиме, зимних забавах, выполнена. Интеграция образовательных областей «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие» хорошо спланирована и организована. Во время занятия использовались здоровьесберегающие технологии.