Занятие по развитию речи для старшей группы детского сада "Зимние забавы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему

Речевое развитие для детей старшей группы " Зимние забавы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zimnie_zabavy.doc219.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

в старшей группе

Тема: Зимние забавы.

МКОУ Леснополяннская СОШ

Воспитатель- Казакова Юлия Николаевна

Цель – Расширить знания детей о зимних забавах.

Задачи – Продолжать учить координировать движения рук и ног в метании «снежков» в корзину прямой рукой снизу.

Закреплять правила ходьбы лыжным способом.

Развивать познавательную активность в процессе экспериментальной деятельности со льдом.

Развивать мимику детей, умение соотносить схематические карточки, изображающие эмоции человека, с конкретными событиями предлагаемого рассказа. Побуждать детей сопереживать персонажу.

Познакомить с правилами счёта предметов, расположенных по кругу.  Упражнять в решении арифметических действий в пределах 10. Учить определять количество выполненной  работы во временных рамках 5 минут.

Упражнять в составлении коротких описательных рассказов по схемам. Упражнять в подборе определений к словам. Учить грамматически верно строить сложные предложения.

Упражнять в работе с ножницами. Закреплять способы вырезывания различных снежинок.

Воспитывать здоровый образ жизни, желание заниматься спортом.    Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, понимание о том, что необходимо одеваться по погоде и быть осторожным во время зимних игр.

Оборудование – искусственные снежки для каждого ребёнка, 1 корзина,  3 карточки – схемы эмоций, лёд в шкатулке, 2 тарелки, 1 зимний шарф, ножницы для каждого ребёнка, круги  из белой, синей и серебристой бумаги, карточки с цифрами, песочные часы на 5 минут,  фланелеграф с картинками, 3 «снежные бабы» из ватмана, картонные компьютеры и карточки-схемы погодных условий для каждого ребёнка.


Дети стоят в кругу,  перед каждым ребёнком на полу лежат «снежки», в центре пустая корзина.

- Кругом глубокие снега,

Куда я взгляд ни кину,

Летит и кружится пурга.

Вы узнаёте зиму?

Заснули реки подо льдом,

Застыли недвижимы,

Горят сугробы серебром,

Вы узнаёте зиму?

- Дети,. вы любите зиму? Хотите поиграть в снежки? Тогда давайте узнаем, кто из вас самый меткий. Будем забрасывать снежки в корзину прямой рукой снизу и одновременно говорить, какая бывает зима.

- Посмотрите, как надо это делать  /показываю/.

Выполняют все дети по очереди.

- Да, зима бывает разная, но сегодня мы будем говорить о весёлой зиме и её забавах. Мы уже поиграли в снежки, но есть и другие забавы.

- А хотите узнать, что лежит в моём сундучке? Тогда усаживайтесь поудобнее /дети садятся на стулья полукругом, воспитатель напротив/.

- Догадайтесь, во что превратится снег вечером, если утром будет оттепель, а днём ударит мороз /лёд/.

            - Почему вы так думаете?

- Правильно, это лёд /открыть шкатулку, показать ледышки/.

- Давайте проведём эксперимент. Я разложу ледышки на двух тарелках и одну тарелку оберну тёплым шарфом. Как вы думаете, в какой тарелке лёд растает быстрее?

Ответы детей.

- Кто из вас окажется прав, проверим через некоторое время.

/Откладываю тарелки/.

- А кто знает, как называется явление, когда лёд на улице не только на вылепить катке, а везде, и на тротуаре, и на проезжей части.

-  Правильно, это гололёд.

- Послушайте  историю, которая произошла с Петей в гололёд.

- Однажды в зимний морозный денёк Петя вышел во двор из снега снежную бабу лепить, а увидел вокруг себя лёд.

- Почему везде лёд? Где снег?- удивился мальчик. /показать карточку с удивлённым лицом/

- Давайте вместе с Петей удивимся /рот приоткрыть, брови поднять, широко раскрыть глаза/.

-Да, Петя сначала удивился, но потом- смотрите, как изменилось его лицо /показываю карточку с весёлым лицом /.

- Давайте вместе с Петей улыбнёмся.

- Как вы думаете, чем мог заняться Петя на прогулке  и почему ему стало весело? (можно скользить  по льду на ногах, кататься на коньках).

- Правильно, Петя стал скользить по льду на ногах. Но очень скоро лицо мальчика опять изменилось. Как? /показываю печальное заплаканное лицо, предлагаю детям огорчиться вместе с Петей/.

- Как вы думаете, что произошло с Петей?

Не идётся и не едется,

                                    Потому что гололедица,

                                    Но зато прекрасно падается,

                                    Почему никто не радуется?

- Запомните, на льду важно быть осторожным и если вы ещё не научились самостоятельно скользить на ногах по ледяным дорожкам и кататься на коньках, надо держать маму или папу за руку и не спешить.  На колени хорошо одеть наколенники.

- А теперь давайте вырежем из бумаги снежинки и поможем Пете слепить снежную бабу.

/дети садятся за столы, на которых лежит синяя, белая и серебристая бумага/.

- Как вы думаете, сколько снежинок можно вырезать за 5 минут?  Точно определить время нам помогут песочные часы: как только песок пересыплется из верхней половинки часов в нижнюю, пройдёт ровно 5 минут. Итак, я переворачиваю часы, приступаем к работе. А чтобы было веселее трудиться, послушаем музыкальное произведение «Зима» Чайковского.

/В процессе напоминаю о безопасности при  работе с ножницами и о том, что снежинки должны быть разные/.

- Сколько снежинок вы успели вырезать за 5 минут?

- Молодцы, много вырезали снежинок, а что кроме снежной бабы можно построить из снега?

/ответы детей/

-Я хочу рассказать вам ещё один случай, который произошёл с Петей во дворе . /показать сценку на фланелеграфе с картинками/

- Дети во дворе построили большую снежную горку и катались на санках. У Пети были большие санки, и он с трудом поднимал их на горку. Маша, увидев это,  захотела помочь другу. Она подошла к мальчику и взялась за верёвку. Петя спросил её: «А ты зачем идёшь на горку, у тебя же нет санок?» « Я хочу помочь тебе» - ответила девочка. Ребята вместе быстро подняли санки на горку. Петя сел на них и скатился с горки, а Маша заплакала.

- Дети, почему заплакала Маша?

/Петя не поблагодарил Машу и не предложил ей скатиться с горы вместе/.

- А среди вас есть такие ребята, которые могли бы поступить так, как поступил Петя?

- Я уверена, что вы никогда не обидите друга и всегда готовы ему помочь.

-А сейчас отгадайте загадку:

                                   Что за нелепый человек

                                    Пробрался в 21 век?

 Морковка – нос, в руке метла,

                                    Боится солнца и тепла.

                                    /Снежная баба/

-  Теперь давайте вылепим из ваших снежинок снежную бабу для Пети.

- Возьмите по одной снежинке и пойдемте на ковёр. /на ковре лежит снежная баба, вырезанная из ватмана/

-Кладите по краю большого снежного кома все синие снежинки.

- Теперь по краю среднего кома-  серебристые снежинки.

- По краю маленького-  белые снежинки.

- Давайте посчитаем снежинки на большом коме. Мы с вами всегда считали предметы, расположенные в ряд слева направо. А как считать снежинки, расположенные по кругу? /Воспитатель рассказывает правила счёта предметов, расположенных по кругу/

- Посчитайте снежинки в большом коме.

-Положите в центр кома цифру, соответствующую количеству снежинок.

- Посчитайте снежинки на среднем коме. Какая цифра соответствует количеству снежинок?

- Сколько снежинок в маленьком коме?

- Какую цифру надо положить на маленький ком?

- Какая цифра из трёх самая большая?

- Какая цифра самая маленькая?

- А теперь решите задачу:

дети слепили 4 снеговика, 1 растаял – сколько снеговиков осталось?

- Сколько надо добавить снеговиков, чтобы у нас тоже стало 3.

/добавить 2 снеговика/.

- Отгадайте ещё одну загадку:

                                     Две курносые подружки

Не отстали друг от дружки.

                                     Обе по снегу бегут,

                                     Обе песенки поют,

                                     Обе ленты на бегу

                Оставляют на снегу.                              

 /лыжи/

-Давайте наденем «лыжи» и змейкой пройдём за мной вокруг снеговиков,   скользящим лыжным шагом.

/ Напоминаю и показываю как идти на «лыжах» : правая нога скользит вперед по полу и одновременно левая рука с палкой выдвигается вперёд. Дети идут змейкой вокруг снеговиков и садятся за столы/

- Что скачет по улице то взад, то вперёд,

Воет, гудит и деревья трясёт.                

/вьюга/

- В такую погоду я всем советую оставаться дома.

- А в какую погоду лучше всего кататься на лыжах и санках? /солнечную, морозную/

- А какие деньки подойдут для игры в снежки и лепки снеговиков? /оттепель/

- Значит, не любая погода подойдёт для зимних развлечений.

- Давайте узнаем погоду на субботу, чтобы заранее подготовиться к играм. В этом нам помогут компьютеры /на столах у ребёнка вырезанные из картона компьютеры, в тарелках карточки с условными обозначениями погоды и зимних забав/

/Разделить детей на 3 подгруппы, дети раскладывают карточки на компьютере/.

1 подгруппа раскладывает карточки о погоде на утро.

2 подгруппа раскладывает карточки о погоде на день.

3 подгруппа раскладывает карточки о погоде на вечер.

/Предлагаю каждой подгруппе составить короткий рассказ о погоде по схемам. После каждого рассказа детей прикреплять на доску картинки названных зимних забав/.

- В субботу всех ждут интересные игры и развлечения, только надо одеваться теплее.

- А почему люди говорят, что зимняя одежда греет? Шарф не горячий, а в нём на морозе теплее.

- Давайте вернёмся к нашему эксперименту и проверим, в какой тарелке лёд растаял больше?

/Снять шарф с тарелки. Дети сравнивают результат/

- Что случилось, почему под тёплым шарфом лёд растаял меньше?

/ответы детей/

- Дело в том, что шарф задержал внутри холод льда и не пропустил внутрь комнатное тепло. А лёд в другой тарелке соприкасался с тёплым воздухом нашей комнаты, поэтому и растаял больше. На улице происходит так же, только шарфы, шубы и шапки теперь будут удерживать тепло тела человека и не пропустят к нему холод. Поэтому, если вы идёте на улицу играть, одевайтесь теплее, а если всё-таки замёрзли, придя домой, быстро разденьтесь, зайдите в самую теплую комнату и выпейте горячего чая.

Ребёнок читает стихотворение

- Лыжник едет по лыжне,

В хоккей играют на катке.

Во дворе в снежки сыграем,

Бабу снежную скатаем.

Только это твёрдо знай –

Одежду теплую надевай.

Итог занятия.

- Что вам понравилось на занятии?

- Какие зимние забавы вы знаете?

- О чём надо помнить зимой на прогулке?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий. В.В. Гербова.

Перспективный план по развитию речи в старшей группе детского сада....

В.В. Гербова Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада Планы занятий

Занятие 2. Учимся вежливости   Цель. Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обо...

Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий

laquo;Программа воспитания и обучения в детском саду» в старшей группе рекомендует проводить 8 занятий в месяц по развитию речи и ознакомлению детей с художественной литературой....