Занятие по развитию речи для старшей группы детского сада "Зимние забавы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему
Речевое развитие для детей старшей группы " Зимние забавы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimnie_zabavy.doc | 219.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе Тема: Зимние забавы. МКОУ Леснополяннская СОШ Воспитатель- Казакова Юлия Николаевна |
Цель – Расширить знания детей о зимних забавах.
Задачи – Продолжать учить координировать движения рук и ног в метании «снежков» в корзину прямой рукой снизу.
Закреплять правила ходьбы лыжным способом.
Развивать познавательную активность в процессе экспериментальной деятельности со льдом.
Развивать мимику детей, умение соотносить схематические карточки, изображающие эмоции человека, с конкретными событиями предлагаемого рассказа. Побуждать детей сопереживать персонажу.
Познакомить с правилами счёта предметов, расположенных по кругу. Упражнять в решении арифметических действий в пределах 10. Учить определять количество выполненной работы во временных рамках 5 минут.
Упражнять в составлении коротких описательных рассказов по схемам. Упражнять в подборе определений к словам. Учить грамматически верно строить сложные предложения.
Упражнять в работе с ножницами. Закреплять способы вырезывания различных снежинок.
Воспитывать здоровый образ жизни, желание заниматься спортом. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью, понимание о том, что необходимо одеваться по погоде и быть осторожным во время зимних игр.
Оборудование – искусственные снежки для каждого ребёнка, 1 корзина, 3 карточки – схемы эмоций, лёд в шкатулке, 2 тарелки, 1 зимний шарф, ножницы для каждого ребёнка, круги из белой, синей и серебристой бумаги, карточки с цифрами, песочные часы на 5 минут, фланелеграф с картинками, 3 «снежные бабы» из ватмана, картонные компьютеры и карточки-схемы погодных условий для каждого ребёнка.
Дети стоят в кругу, перед каждым ребёнком на полу лежат «снежки», в центре пустая корзина.
- Кругом глубокие снега,
Куда я взгляд ни кину,
Летит и кружится пурга.
Вы узнаёте зиму?
Заснули реки подо льдом,
Застыли недвижимы,
Горят сугробы серебром,
Вы узнаёте зиму?
- Дети,. вы любите зиму? Хотите поиграть в снежки? Тогда давайте узнаем, кто из вас самый меткий. Будем забрасывать снежки в корзину прямой рукой снизу и одновременно говорить, какая бывает зима.
- Посмотрите, как надо это делать /показываю/.
Выполняют все дети по очереди.
- Да, зима бывает разная, но сегодня мы будем говорить о весёлой зиме и её забавах. Мы уже поиграли в снежки, но есть и другие забавы.
- А хотите узнать, что лежит в моём сундучке? Тогда усаживайтесь поудобнее /дети садятся на стулья полукругом, воспитатель напротив/.
- Догадайтесь, во что превратится снег вечером, если утром будет оттепель, а днём ударит мороз /лёд/.
- Почему вы так думаете?
- Правильно, это лёд /открыть шкатулку, показать ледышки/.
- Давайте проведём эксперимент. Я разложу ледышки на двух тарелках и одну тарелку оберну тёплым шарфом. Как вы думаете, в какой тарелке лёд растает быстрее?
Ответы детей.
- Кто из вас окажется прав, проверим через некоторое время.
/Откладываю тарелки/.
- А кто знает, как называется явление, когда лёд на улице не только на вылепить катке, а везде, и на тротуаре, и на проезжей части.
- Правильно, это гололёд.
- Послушайте историю, которая произошла с Петей в гололёд.
- Однажды в зимний морозный денёк Петя вышел во двор из снега снежную бабу лепить, а увидел вокруг себя лёд.
- Почему везде лёд? Где снег?- удивился мальчик. /показать карточку с удивлённым лицом/
- Давайте вместе с Петей удивимся /рот приоткрыть, брови поднять, широко раскрыть глаза/.
-Да, Петя сначала удивился, но потом- смотрите, как изменилось его лицо /показываю карточку с весёлым лицом /.
- Давайте вместе с Петей улыбнёмся.
- Как вы думаете, чем мог заняться Петя на прогулке и почему ему стало весело? (можно скользить по льду на ногах, кататься на коньках).
- Правильно, Петя стал скользить по льду на ногах. Но очень скоро лицо мальчика опять изменилось. Как? /показываю печальное заплаканное лицо, предлагаю детям огорчиться вместе с Петей/.
- Как вы думаете, что произошло с Петей?
Не идётся и не едется,
Потому что гололедица,
Но зато прекрасно падается,
Почему никто не радуется?
- Запомните, на льду важно быть осторожным и если вы ещё не научились самостоятельно скользить на ногах по ледяным дорожкам и кататься на коньках, надо держать маму или папу за руку и не спешить. На колени хорошо одеть наколенники.
- А теперь давайте вырежем из бумаги снежинки и поможем Пете слепить снежную бабу.
/дети садятся за столы, на которых лежит синяя, белая и серебристая бумага/.
- Как вы думаете, сколько снежинок можно вырезать за 5 минут? Точно определить время нам помогут песочные часы: как только песок пересыплется из верхней половинки часов в нижнюю, пройдёт ровно 5 минут. Итак, я переворачиваю часы, приступаем к работе. А чтобы было веселее трудиться, послушаем музыкальное произведение «Зима» Чайковского.
/В процессе напоминаю о безопасности при работе с ножницами и о том, что снежинки должны быть разные/.
- Сколько снежинок вы успели вырезать за 5 минут?
- Молодцы, много вырезали снежинок, а что кроме снежной бабы можно построить из снега?
/ответы детей/
-Я хочу рассказать вам ещё один случай, который произошёл с Петей во дворе . /показать сценку на фланелеграфе с картинками/
- Дети во дворе построили большую снежную горку и катались на санках. У Пети были большие санки, и он с трудом поднимал их на горку. Маша, увидев это, захотела помочь другу. Она подошла к мальчику и взялась за верёвку. Петя спросил её: «А ты зачем идёшь на горку, у тебя же нет санок?» « Я хочу помочь тебе» - ответила девочка. Ребята вместе быстро подняли санки на горку. Петя сел на них и скатился с горки, а Маша заплакала.
- Дети, почему заплакала Маша?
/Петя не поблагодарил Машу и не предложил ей скатиться с горы вместе/.
- А среди вас есть такие ребята, которые могли бы поступить так, как поступил Петя?
- Я уверена, что вы никогда не обидите друга и всегда готовы ему помочь.
-А сейчас отгадайте загадку:
Что за нелепый человек
Пробрался в 21 век?
Морковка – нос, в руке метла,
Боится солнца и тепла.
/Снежная баба/
- Теперь давайте вылепим из ваших снежинок снежную бабу для Пети.
- Возьмите по одной снежинке и пойдемте на ковёр. /на ковре лежит снежная баба, вырезанная из ватмана/
-Кладите по краю большого снежного кома все синие снежинки.
- Теперь по краю среднего кома- серебристые снежинки.
- По краю маленького- белые снежинки.
- Давайте посчитаем снежинки на большом коме. Мы с вами всегда считали предметы, расположенные в ряд слева направо. А как считать снежинки, расположенные по кругу? /Воспитатель рассказывает правила счёта предметов, расположенных по кругу/
- Посчитайте снежинки в большом коме.
-Положите в центр кома цифру, соответствующую количеству снежинок.
- Посчитайте снежинки на среднем коме. Какая цифра соответствует количеству снежинок?
- Сколько снежинок в маленьком коме?
- Какую цифру надо положить на маленький ком?
- Какая цифра из трёх самая большая?
- Какая цифра самая маленькая?
- А теперь решите задачу:
дети слепили 4 снеговика, 1 растаял – сколько снеговиков осталось?
- Сколько надо добавить снеговиков, чтобы у нас тоже стало 3.
/добавить 2 снеговика/.
- Отгадайте ещё одну загадку:
Две курносые подружки
Не отстали друг от дружки.
Обе по снегу бегут,
Обе песенки поют,
Обе ленты на бегу
Оставляют на снегу.
/лыжи/
-Давайте наденем «лыжи» и змейкой пройдём за мной вокруг снеговиков, скользящим лыжным шагом.
/ Напоминаю и показываю как идти на «лыжах» : правая нога скользит вперед по полу и одновременно левая рука с палкой выдвигается вперёд. Дети идут змейкой вокруг снеговиков и садятся за столы/
- Что скачет по улице то взад, то вперёд,
Воет, гудит и деревья трясёт.
/вьюга/
- В такую погоду я всем советую оставаться дома.
- А в какую погоду лучше всего кататься на лыжах и санках? /солнечную, морозную/
- А какие деньки подойдут для игры в снежки и лепки снеговиков? /оттепель/
- Значит, не любая погода подойдёт для зимних развлечений.
- Давайте узнаем погоду на субботу, чтобы заранее подготовиться к играм. В этом нам помогут компьютеры /на столах у ребёнка вырезанные из картона компьютеры, в тарелках карточки с условными обозначениями погоды и зимних забав/
/Разделить детей на 3 подгруппы, дети раскладывают карточки на компьютере/.
1 подгруппа раскладывает карточки о погоде на утро.
2 подгруппа раскладывает карточки о погоде на день.
3 подгруппа раскладывает карточки о погоде на вечер.
/Предлагаю каждой подгруппе составить короткий рассказ о погоде по схемам. После каждого рассказа детей прикреплять на доску картинки названных зимних забав/.
- В субботу всех ждут интересные игры и развлечения, только надо одеваться теплее.
- А почему люди говорят, что зимняя одежда греет? Шарф не горячий, а в нём на морозе теплее.
- Давайте вернёмся к нашему эксперименту и проверим, в какой тарелке лёд растаял больше?
/Снять шарф с тарелки. Дети сравнивают результат/
- Что случилось, почему под тёплым шарфом лёд растаял меньше?
/ответы детей/
- Дело в том, что шарф задержал внутри холод льда и не пропустил внутрь комнатное тепло. А лёд в другой тарелке соприкасался с тёплым воздухом нашей комнаты, поэтому и растаял больше. На улице происходит так же, только шарфы, шубы и шапки теперь будут удерживать тепло тела человека и не пропустят к нему холод. Поэтому, если вы идёте на улицу играть, одевайтесь теплее, а если всё-таки замёрзли, придя домой, быстро разденьтесь, зайдите в самую теплую комнату и выпейте горячего чая.
Ребёнок читает стихотворение
- Лыжник едет по лыжне,
В хоккей играют на катке.
Во дворе в снежки сыграем,
Бабу снежную скатаем.
Только это твёрдо знай –
Одежду теплую надевай.
Итог занятия.
- Что вам понравилось на занятии?
- Какие зимние забавы вы знаете?
- О чём надо помнить зимой на прогулке?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Составление описательного рассказа по картинке с помощью мнемотаблицы: «Зимние забавы».
Развитие связной речи дошкольников по средствам составления описательного рассказа....
Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий. В.В. Гербова.
Перспективный план по развитию речи в старшей группе детского сада....
В.В. Гербова Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада Планы занятий
Занятие 2. Учимся вежливости Цель. Рассказать детям о некоторых важных правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обо...
Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий
laquo;Программа воспитания и обучения в детском саду» в старшей группе рекомендует проводить 8 занятий в месяц по развитию речи и ознакомлению детей с художественной литературой....
Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. Планы занятий. В.В. Гербова.
план занятий В.В. Гербова...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема «Зимние забавы»
Конспект занятия в старшей группе...
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зима. Зимние забавы».
Цель: Учить составлять рассказ по картинке....