"Слог"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Макарчук Ксения Сергеевна

"Слог"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slog.docx26.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по речевому развитию в подготовительной группе

Тема «Слог»

Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе д/и «Делим слово на слоги»

Задачи: Создать условия для формирования у детей умения делить слова на части — слоги.

Создать условия для развития у детей умения определять первый звук в словах.

Создать условия для закрепления умения у детей проводить звуковой анализ слова.

Ход занятия.

1. Оргмомент.

Дети, вы помните сказку «Три медведя»? Изобразите сердитого медведя. Покажите, как испугалась Машенька, увидев Мишутку. Как обрадовались возвращению Машеньки ее родители.

2. Сообщение темы занятия.

Ребята, послушайте загадки:

а) Вместо хвостика — крючок,

Вместо носа — пятачок,

Пятачок — дырявый,

А крючок — вертлявый.

                                      (Свинья.)

б) Трав копытами касаясь,

    Ходит по лесу красавец,

    Ходит смело и легко.

             Рога раскинув широко.

(Лось.)

   в) Сер, да не волк,

Длинноух, да не заяц.

(Ослик.)

   г) Верный страж и друг полей,

       Первый вестник теплых Дней.

(Грач.)

    Картинки - отгадки выставляются на магнитную доску.

    Ребята, на какие группы можно разделить этих животных?

(домашние животные, птицы, звери.)

Расставьте эти картинки по группам. Почему вы считаете, что «лось» - дикое животное? Где живёт лось? Кто знает, чем питается он, чем лечится? Как нужно себя вести в лесу? Определите и назовите первые звуки в названии этих животных. Дайте характеристику звукам. (Дети выполняют задание и обозначают звуки буквами. На магнитной доске из звуков [с], [л], [о], [г] выкладывается буквами слово)

Прочитайте слово, которое получилось (слог). Мы с вами угадали тему сегодняшнего занятия.

          З. Беседа о слоге.

Слова можно разделить на части — слоги. Давайте попробуем произнести слово «корова» частями: КО-РО-ВА. Сколько частей в слове «корова»? (Три.) Назовите первую часть, вторую, третью. Сколько гласных звуков в слове «корова»? (Три.) Аналогично проводится работа со словом «коза». Проведя наблюдение, дети приходят к выводу, что, сколько в слове гласных звуков — столько и слогов. Разучивается четверостишие:

Сколько в слове гласных

Столько и слогов.

Это знает каждый

Из учеников.

Слова можно прошагать (показ) или прохлопать. Например: лиса, пе-тух, волк, мед-ведь, ля-гуш-ка. (Дети выполняют действия.)

Составьте звуковую схему к слову «волк». (Дети, используя индивидуальные карточки для звукового анализа, составляют схему.)

Сколько слогов в слове «волк»? (Один.) Докажите.

Ребята, скажите, лиса, петух, волк, медведь, лягушка — это герои каких сказок? (Русских народных.)

      На магнитную доску выставляется сюжет сказки «Три медведя».

      Дети угадывают сказку.

В каких еще русских народных сказках можно встретить медведя? («Колобок», «Теремок», «Маша и Медведь».)

Кто объяснит, почем медведя так назвали? (медом ведает, т.е. знает, где мед.)

К какой группе относится медведь? (звери.)

Какие виды медведей вы знаете? (бурые, белые, черные.)

4. Физминутка.

Скок-поскок, скок-поскок,        На носочки, подтянись!

Зайка прыгнул на пенек.        Лапки ставим на бочок,

В барабан он громко бьет,        На носочках скок-скок-скок.

В чехарду играть зовет.        А затем вприсядку,

Лапки вверх, лапки вниз,        Чтоб не мерзли лапки.

5.Упражнение в делении слов на слоги. Работа над  предложением.

Ребята, составьте предложение по картинке. (Дети составляют предложение:  Медведь спит в берлоге.)

Сколько слов в предложении? (Четыре.) Назовите маленькое слово. («в».) как называется это слово? (предлог.)

Составьте графическую схему к предложению. (Дети составляют схему)

Распространите предложение. (Зимой медведь спит в берлоге.)

Сколько слов в предложении? Составьте схему.

Разделите слово «берлога» на части-слоги. (бер-ло-га.) Сколько слогов, сколько гласных? (Три.)

Ребята, давайте поиграем в игру. Я буду называть в слове первый слог, а вы добавляете второй: со-… , вет-..., вью-..., пур-..., тай-,бел-... .

А теперь я буду называть второй слог, а вы первый и все слово целиком: …-жи, ...-ки, ... -ба, ...-на.

Злая волшебница заколдовала зверей, она переставила слоги их названии. (на магнитную доску выставляются слоги  БАН, КА, КА, МЫШ)

Ребята, поможем животным? (Дети переставляют слоги и читают слова: ка-бан, мыш-ка.)

Кого же заколдовала злая волшебница?

Кто скажет, на кого похож «кабан»? (на свинью.)

Сколько было слогов в слове «кабан»? (Два.)

Сколько гласных в каждом слоге? (Один.)

Сколько всего гласных? (Две.)

Измените слово «кабан» так, чтобы стало три слога. (ка-ба-ны.) Назовите животных, в названии которых 1, 2, З слога. (Дети называют.)

          6. Итог занятия.

Итак, как называется тема сегодняшнего занятия? (Слог.) Что такое слог? (Часть слова.)

Как узнать, сколько в слове слогов?

Кто запомнил стихотворение? (Чтение стихотворения хором.)

Литература: Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование открытого слога у неговорящих детей, подготовка к обучению грамоте и обучение чтению открытых слогов детей дошкольного возраста. Раздел 1.

Уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию Раздел 1 универсальной презентации, которая поможет закрепить произношение гласных звуков, сформировать навык звукослияния и слитного прочтения глас...

Учимся читать по слогам. Методика иллюстрированных слогов Олеси Емельяновой

Учимся читать по слогам, составляя слова, разгадывая ребусы и задания. Методика иллюстрированных слогов Олеси Емельяновой. Ваш ребенок уже хорошо знает и правильно называет буквы, но тем не менее...

Автоматизация звука «Ж» в слогах и словах с прямым слогом.

Конспект индивидуального занятия в старшей группе   Тема: Автоматизация звука «Ж» в слогах и словах с прямым слогом.   Цель: Автоматизировать звук «Ж» в прямых слогах и словах с пр...

Автоматизация звука ЛЬ в прямых слогах, в словах с прямым слогом.

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука ЛЬ в прямых слогах, в словах с прямым слогом....

Автоматизация с слогах. Слог ЛА.

По личным разработкам И. Лебедевой, замечательного творческого педагога из небольшого уральского городка, я создаю простые и удобные в работе учителя - логопеда презентации. Данная "игра" по...