Рекомендации "Как помочь ребенку запомнить стихотворение"
статья по развитию речи (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
В рекомендациях даны приемы и методы для лучшего запоминания стихов детьми разного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации «Как помочь ребенку запомнить стихотворение»
Лучшему запоминанию стихов способствуют такие приемы, как:
- Игровые (стихотворение А. Барто «Мяч» читается и обыгрывается с куклой и мячиком). Чтобы детям не скучно было многократно повторять один и тот же текст, воспитатель включает в работу элементы игры:
— К нам пришла кукла Катя (мишка, зайка или другая игрушка), прочти еще раз стихи для нее!
— Стань, Нина, за ширмочку так, чтобы тебе не было видно группу, и угадай, кто сейчас будет читать стихи.
— Научи читать эти стихи петрушку из нашего кукольного театра.
— Давайте играть в театр: будем выступать перед зрителями. И др.
Занятие не может быть целиком посвящено заучиванию одного произведения: детей нельзя утомлять до такой степени, чтобы они потеряли интерес к данному стихотворению. Занятие по заучиванию наизусть, как показывает опыт, целесообразно дополнять другими работами, например, повторением (припоминанием) ранее разученных стихотворений, играми по технике речи. Работа по заучиванию произведений разных жанров различна в зависимости от жанра. - Досказывание детьми рифмованного слова;
- Чтение по ролям стихов, написанных в диалогической форме;
- Частичное воспроизведение текста всей группой, если речь идет от лица коллектива. Это может быть одна реплика или рифмующееся четверостишье. Так, в сказке «Мойдодыр» один ребенок или воспитатель читает текст, а все дети продолжают: «Моем, моем трубочиста чисто, чисто, чисто, чисто. Будет, будет трубочист чист, чист, чист, чист, чист». Коллективное чтение заставляет прислушиваться к чтению и читать именно те строчки, которые нужны в этом месте.
- Драматизация с игрушками, если стихотворение дает возможность использовать игрушку;
- Воспроизведение игровых стихов методом игры («Телефон» К. Чуковского)
- Ассоциативный прием. К ряду стихотворений можно подобрать соответствующие картинки. Картинки выставляются перед детьми, и педагог прочитывает одно из стихотворений. Дети должны найти относящуюся к нему картинку.
Методы, применяемые для заучивания:
Соревнование. Дополнительным стимулом к запоминанию детьми художественных текстов может быть чувство соревнования с товарищами (кто лучше?), а также желание сделать им сюрприз (чтение в группе стихов, выученных дома) и др.
Беседа. В любом произведении могут встретиться слова, без понимания которых ускользает смысл стихотворения, тускнеет художественный образ. Поэтому, чтобы дети могли понять общее главное, смысл, мир эмоций и форму чтения стихотворения, с ними нужно проводить разъяснительные беседы. Или говорить о незнакомых словах и оборотах заблаговременно. Но потом после прочтения стиха о них нужно проговорить еще раз, чтобы все вспомнили, о чем идет речь в стихотворении.
Наблюдение (природа). Очень важно помочь детям соединить чувственно воспринимаемый образ внешнего мира со словами лирического стихотворения о природе. Воспитатель должен прочесть первый раз эти стихи тогда, когда дети подготовлены к восприятию именно этого явления природы, когда они охвачены соответствующим настроением.
Вот пришла осенняя пора, и дети слышат стихотворение А. Плещеева «Осенью». Они смотрят в окно, и чудесные слова стихотворения глубоко входят в их память. Застигнутые на прогулке снегопадом, дети услышат стихотворение И. Сурикова «Белый снег, пушистый». В апрельский день, бродя с ребятами по рыхлому снегу у покрытого ледяной коркой, но уже ожившего ручья, воспитатель может прочитать им стихи А. Блока «Весна идет сторонкой...». Собирая цветы на весеннем, залитом солнцем лугу, дети с радостным чувством воспримут стихи А. Майкова «В мае».
Потешки.
Для запоминания ребенком потешки иногда достаточно того, чтобы она прозвучала в момент, когда у него хорошее настроение — когда ему радостно от ощущения здоровья, от внимания взрослых. В потешке ребенок слышит прежде всего музыку, и этого часто бывает достаточно, чтобы он захотел сам повторить, а потом и припомнить ритм этой музыки. Но в потешке ребенок различает и образы, если в этом помогает ему воспитатель. Помощь воспитателя состоит в том, чтобы вовремя соединить слова потешки с реальными явлениями, которые названы этими словами: солнце залило светом комнату, где находится ребенок, — и воспитатель припевает: «Солнышко-ведрышко, выгляни в окошечко!»; ребенок охотно ему вторит. Идет теплый дождик, и дети вместе с воспитателем радостно скандируют потешку: «Дождик, дождик, веселей, капай, капай, не жалей».
Во всех возрастных группах сначала нужно вызвать ребенка с хорошей памятью, а потом детей, менее развитых. Большие трудности вызывает у дошкольников понимание аллегорического смысла басни. Дети любят слушать басни, но воспринимают их как сказку о животных. Аллегория басни не доходит до малышей без помощи воспитателя. Чтобы помочь им понять иносказание, воспитатель напоминает какой-либо известный им факт и проводит аналогию с содержанием басни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как помочь ребенку запомнить буквы"
Многие дошкольники с нарушениями в речевом развитии с трудом запоминают графический образ буквы. Предлагаю несколько игр, которые помогут вашему малышу запомнить любые буквы. Данные задания можно испо...

Как помочь ребенку запомнить стихотворение на английском языке?
Сегодня в век информационных технологий, в связи с большим объемом информации и загруженностью ребенка необходимо грамотно и творчески подходить к его развитию. Данные рекомендации помогут родит...

Консультация для родителей «Как помочь ребёнку запомнить стихотворение»
Консультация для родителей...

Как помочь ребенку запомнить стихотворение на английском языке?
Рекомендации для педагогов и родителей о том, как облегчить запоминание стихотворения на английском языке....

Консультация для родителей детей дошкольного возраста «Как помочь ребёнку запомнить стихотворение, используя мнемотехнику»
В представленном материале дано понятие "мнемотехника" и рассмотрен вариант её использования при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста....