Конспект ООД по развитию речи в старшей группе на тему «Зимушка-зима»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе на тему «Зимушка-зима»

Андрюшкова Елена Викторовна – воспитатель дошкольного образовательного учреждения.

Основная образовательная область: речевое развитие.

Интегрированная образовательная область: познание.

Интегрированные задачи:

  • обучающие: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, формировать умение отвечать на вопросы, подбирать родственные (однокоренные) слова, пересказывать текст, используя мнемотаблицы, упражнять детей в образовании существительных в родительном падеже единственном и множественном числе, упражнять в согласовании существительного с глаголом, с числительным, упражнять в составлении простого распространенного предложения.
  • развивающие: развивать навык словообразования,
  • воспитательные: прививать любовь к поэтическому слову, воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Словарная работа: снежная, морозная, холодная, ледяной, снегири, снегопад, снежок, зимующие птицы, свирестель, клёст, мнемотаблица.

Оборудование: сундучок с заданиями; снежок; снежинки, видеопроектор, ноутбук.

Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_starshaya_gruppa.docx24.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию речи в старшей группе на тему «Зимушка-зима»

Андрюшкова Елена Викторовна – воспитатель дошкольного образовательного учреждения.

Основная образовательная область: речевое развитие.

Интегрированная образовательная область: познание.

Интегрированные задачи:

  • обучающие: обобщить и систематизировать знания детей о зиме, формировать умение отвечать на вопросы, подбирать родственные (однокоренные) слова, пересказывать текст, используя мнемотаблицы, упражнять детей в образовании существительных в родительном падеже единственном и множественном числе, упражнять в согласовании существительного с глаголом, с числительным, упражнять в составлении простого распространенного предложения.
  • развивающие: развивать навык словообразования,
  • воспитательные: прививать любовь к поэтическому слову, воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Словарная работа: снежная, морозная, холодная, ледяной, снегири, снегопад, снежок, зимующие птицы, свирестель, клёст, мнемотаблица.

Оборудование: сундучок с заданиями; снежок; снежинки, видеопроектор, ноутбук.

Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках.

Ход ООД

Организационный момент

Воспитатель:

Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты - мой друг
Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

Сюрпризный момент

Воспитатель: Сегодня утром, когда я шла на работу в детский сад, встретила девочку, она была одета в белую шубу, шапку, а в руках у ней была волшебная палочка и сундучок. Этот сундучок она несла для вас долгожданная волшебница зима, и подарила нам свой подарок - сундучок – вот он!

Воспитатель: Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок!

Давайте вместе!

Дети: Чик, чук, чак, чок – открывайся, сундучок!

(воспитатель заглядывает в сундучок).

Воспитатель: Ребята, сколько здесь вопросов, загадок, подарков, сюрпризов, и мы с вами должны на них ответить.

1. Беседа о зиме

Воспитатель: Вот сейчас мы с вами поиграем - я буду бросать вам снежок и задавать вопросы, а вы ловите и отвечайте.

Эдик, скажи, пожалуйста, какое сейчас время года?

Ребенок: Время года зима. (слайд 1)

Воспитатель: А как же называются зимние месяцы?

Ребенок: Декабрь, январь, февраль.

Воспитатель: Какая у нас зима? 

Ребенок: Снежная, холодная, морозная;

Воспитатель: Что бывает зимой? 

Ребенок: Метель ветер, река замерзла(слайд 2)

Воспитатель: Что можно сказать о снеге? Какой он?

Ребенок: Пушистый, мягкий, укрыл всю землю;

Воспитатель: Молодцы, хорошо описали зиму!

Дети садятся на стульчики перед экраном.

2. Слушание рассказа «Гостья зима» и беседа

Воспитатель: Следующий сюрприз достану из сундучка. Разворачиваю сверток, а там рассказ. Я прочитаю вам рассказ «Гостья зима», а вы внимательно его слушайте. Потом я буду вам задавать вопросы по этому рассказу.

«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Мы очень любим зиму».

Первичное восприятие рассказанного воспитателем:

Воспитатель: Кто пришел к нам в гости?

Ребенок: Зима!

Воспитатель: Чем зима накрыла землю?

Ребенок: Землю накрыло белым покрывалом.

Воспитатель: Какая погода зимой?

Ребенок: Дует ветер, трещит мороз.

Воспитатель: Какие подарки принесла зима?

Ребенок: Зима принесла снегопады, сугробы, метели.

Воспитатель: Для чего людям нужны эти подарки?

Ребенок: Они нужны, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках.

Воспитатель: В какие зимние игры можно играть зимой?

Ребенок: Можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки.

3. Составление рассказа о зиме по мнемотаблице

Воспитатель: Я прочитаю рассказ ещё раз, а вы внимательно слушайте и подготовьтесь к пересказу. Чтобы запомнить рассказ, нам помогут в этом рисунки-подсказки. Слайд 3

Итак, слушаем внимательно и следить за подсказками.

Воспитатель читает рассказ, указывая по элементам мнемотаблицы

Воспитатель: Ребята, кто желает пересказать рассказ?

(Пересказывают 2-3 человека)

Физкультминутка «Зимой»

Импровизация движений.

Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем.
По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем.
И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим.
На коньках по льду летим, мы летим, мы летим.
И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы.
Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы.

4. Отгадывание загадок

Пока мы рассказывали с вами о гостье зиме, в сундучок намело столько снежинок, что получился целый сугроб. Слайд 4 Но снежинки эти не простые, а «снежинки-загадки». Если вы верно отгадаете загадку на экране появиться ответ.

1.

Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять - так надевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять.
(Рукавички)
 Слайд 5

2.

Что за нелепый человек
Пробрался к нам
В двадцатый век?
Морковкой нос,
В руке метла,
Боится солнца
И тепла?
(Снеговик)
 Слайд 6

3.

Он слетает белой стаей и сверкает на лету.
Он звездой прохладной тает на ладони и во рту.
(Снег.)
Слайд 7

4.

Мы - проворные сестрицы, быстро бегать мастерицы,
В дождь - лежим, в снег - бежим, уж такой у нас режим.
(Лыжи.)
 Слайд 8

5.

С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые...
(Снежинки)
 Слайд 9

6.

Белый дед, белее нет.
Старый, горбатый,
Лежит возле хаты.
Лежит всю зиму
- Никто не поднимет.
Весна придет
- Он сам уйдет.
(Сугроб)
 Слайд 10

5. Дети садятся перед экраном

Воспитатель: Снова загляну в сундучок и достану из него следующее задание.

Воспитатель: Кто изображен на экране?

Ребенок: Зимние птицы

Воспитатель: Каких зимних птиц вы знаете? Слайд 11

Ребенок: Снегирь, воробей, синица…

Воспитатель: Правильно ребята. Предлагаю вам поиграть в интерактивную игру «Кого не стало?» Слайд 12

Воспитатель: Посмотрите, на экране изображены знакомые вам птицы, я буду показывать на птицу, она будет улетать, а вы ответьте на вопрос, кто улетел?

Ребенок: Улетела одна сорока

Воспитатель: Показываю на следующую сороку, кто улетели?

Ребенок: Улетели две сороки.

Воспитатель: Посмотрите, кто сейчас улетел?

Ребенок: Улетел один дятел.

Воспитатель: Показываю на следующего дятла, кто улетели?

Ребенок: Улетели два дятла.

Воспитатель: Посмотрите, кто сейчас улетел?

Ребенок: Улетела одна ворона.

Воспитатель: Показываю на следующую ворону, кто улетели?

Ребенок: Улетели две вороны.

Воспитатель: Посмотрите, кто сейчас улетел?

Ребенок: Улетел один воробей.

Воспитатель: Показываю на следующего воробья, кто улетели?

Ребенок: Улетели два воробья.

Воспитатель: Посмотрите, кто сейчас улетел?

Ребенок: Улетел один голубь.

Воспитатель: Показываю на следующего голубя, кто улетели?

Ребенок: Улетели два голубя.

Воспитатель: Посмотрите, кто сейчас улетел?

Ребенок: Улетел один снегирь.

Воспитатель: Показываю на следующего снегиря, кто улетели?

Ребенок: Улетели два снегиря.

Воспитатель: Посмотрите, кто сейчас улетел?

Ребенок: Улетела одна синица.

Воспитатель: Показываю на следующую синицу, кто улетели?

Ребенок: Улетели две синицы.

Воспитатель: Молодцы, ребята, а сейчас вставайте в круг.

6. Игра «Доскажи словечко»

Воспитатель: Снова загляну в волшебный сундучок и достану следующее задание. А здесь игра «Доскажи словечко», давайте встанем в круг и поиграем. Зима забыла дописать стихотворение, давайте ей поможем, и подскажем ей нужные слова,

Тихо-тихо, как во сне, падает на землю………....…снег!
С неба всё скользят пушинки - серебристые………
снежинки!
На поселке, на лужок, всё снижается………………
снежок!
Вот веселье для ребят - все сильнее………………..
снегопад!
Все бегут в перегонки, все хотят играть в………….
снежки!
Словно в белый пуховик, нарядился……………….
снеговик!
Рядом – снежная фигурка, это девочка……………..
снегурка!
На снегу-то, посмотри, с красной грудкой…………
снегири!
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил…..
снег!

- Какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик…)

- На какое слово они все похожи? (на слово «снег»)

7. Итог занятия

Воспитатель: 

- Вспомните, ребята, какие задания из волшебного сундучка мы выполняли?

- Какое задание у вас вызвало затруднение?

- Как вы думаете кто сегодня был более активным?

- Чей рассказ о зиме вам понравился больше всего?

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы сегодня хорошо поработали, старались. А волшебный сундучок мы заберем с собой, нас там ждет сладкий сюрприз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зимушка-зима».

Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить по...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зимушка-зима»

Обобщить и систематизировать знания детей о зиме,учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить подбирать родст...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зимушка-зима».

Конспект НОД по развитию речи  в старшей  группе                         на тему «Зимушка-зима»Цель – ...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зимушка-зима

Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, уч...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зимушка-зима»

Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить п...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему «Зимушка-зима»

Цель: – Обобщить и систематизировать знания детей о зиме,Задачи:    Учить отвечать на вопросы предложениями;    Развивать навык словообразования...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе по теме:«Зимушка-зима»

Обобщать и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы. -Активизировать словарь по данной теме. -Учить подбирать определения к заданным словам. -Совершенствовать грамматический ст...