Семинар-практикум Развиваем фантазию ребенка по методике Джанни Родари
статья по развитию речи
Отправной точкой для сочинения, по мнению писателя, может служить всего одно слово. Любое произнесенное слово вызывает у человека ряд ассоциаций – круги на воде. Дж. Родари назвал этот метод «камень в пруду».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_skazok.docx | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Развиваем фантазию ребенка по методике Джанни Родари
Джанни Родари – популярный итальянский писатель, журналист, автор известных детских произведений, полюбившихся детям всего мира. Он учит детей играть и фантазировать, сочинять сказки, стихи, загадки, придумывать истории. В его игры можно играть в повседневной жизни – в автобусе, в машине, по дороге в школу и детский сад.
Девизом творческого сочинения для него является фраза: «Свободное владение словом – всем!». Писатель предлагает «игрушки из слов» – невероятные истории, построенные тем не менее по определенным законам сказочного жанра. Основная идея книги «Грамматика фантазии», определяющая универсальность методов, которые в ней описаны, сформулирована на основе мысли Л.С. Выготского: «Воображение не есть привилегия немногих выдающихся индивидов, им наделены все».
Отправной точкой для сочинения, по мнению писателя, может служить всего одно слово. Любое произнесенное слово вызывает у человека ряд ассоциаций – круги на воде. Дж. Родари назвал этот метод «камень в пруду». Он рассматривал следующие способы подбора слов-ассоциаций:
- все слова на одну букву (слон – свет, собака, сосна);
- слова, рифмующиеся с первым словом (слон – уклон, сон, бизон, вагон);
- слова, начинающиеся со слога (палка – палатка, парашют, пакет);
- слова, противоположные по значению или признакам (слон – мышь, свет – тьма);
- слова, близкие по значению (слон – хобот, Африка, бивни).
Любой набор слов, образованный по ассоциации, может стать началом или основой для сочинения истории. Автор предлагает записать слово по-вертикали и придумать на каждую букву другие слова. Например, на слово «игра» слова «ирис», «гром», «рыба», «автобус». Теперь можно придумывать невероятную историю, в которой обязательно встречаются все эти слова. Чем случайнее будет набор слов, тем интереснее получится сочинение. Подбор слов, начинающихся на определенные буквы, – это задание, с которым успешно справятся даже дети 4-5 лет. Последующее сочинение истории по набору слов может быть осуществляться в коллективной форме или вместе с воспитателем.
В сочинениях часто используется словотворчество – придумываются новые герои, их имена, страны, в которых они живут. Придумать новое слово очень легко, если воспользоваться методом деформирования слова при помощи известных приставок. Дж. Родари прибавляет к обычным словам такие приставки как: анти-, мини-, макси-, супер-, вице- идр. Получаются слова: антимышь, миникит, максимоль, суперспичка и т.д. Каждое из этих слов может стать героем новой невероятной истории.
Метод бином фантазии предполагает использование двух слов. Желательно подобрать пару слов, далеко стоящих друг от друга в смысловом ряду. Для подбора слов можно использовать методы жеребьевки, случайного выбора из словаря или из любой книги, придумывания детьми. Далее при помощи предлогов и союзов, изменяя слова по падежам, необходимо соединить их во всевозможные словосочетания и выбрать из них самое невероятное или смешное. Это упражнение активизирует словарь детей и закрепляет грамматические нормы. Полученное словосочетание и будет главной темой сочинения. Например, на пару слов «собака – огурец» придуманы словосочетания: «собачий огурец», «огурцовая собака», «собака в огурцах», «огурец для собаки».
Техника фантастических гипотез также строится на основе двух слов. Но для ее составления надо придумать подлежащее и сказуемое. Детям дошкольного возраста можно предложить придумать слова – ответы на вопросы: кто? Что? Что делает? Затем соединяем пары слов в фантастическое предположение – гипотезу. Например: что было бы, если бы слон летал? Что будет, если мороженое запоет? Сочинения детей на такие темы позволяют увидеть необычное в знакомых предметах и явлениях.
Писатель также предлагает использовать литературные произведения для развития речевого творчество. Большие возможности заложены в хорошо знакомых детям сказках. Однако детей следует учить фантазировать, изменять привычный сюжет. Сделать это можно несколькими способами:
- новое слово меняет линию сюжета (Красная шапочка – вертолет);
- перевирание сказки можно осуществить путем изменения основных характеристик героев (Красная шапочка – злая, волк – добрый);
- продолжение сказки очень любят сочинять дети, когда не хотят, чтобы сказка закончилась (как Красная шапочка вернулась обратно домой после того, как ее спасли дровосеки);
- салат из сказок – это смешивание героев из разных сказок (Красная шапочка встречает в лесу Маугли);
- сказка-калька – прием наложения на канву сюжета знакомой сказки других героев (Пошел Буратино навестить черепаху Тортиллу…).
Внимательно изучив исследования В.Я. Проппа о структуре волшебной сказки, Дж. Родари отобразил основные элементы сказки в «картах Проппа». К основным элементам относятся: запрет, нарушение запрета, герой покидает дом, испытание героя, волшебный даритель, получение волшебного средства, победа над врагом и др., всего их 31. Карты рекомендуется изготавливать вместе с детьми, важно, чтобы дети понимали их значение. Сначала это могут быть соответствующие сюжетные рисунки, затем схематичные изображения. Начинать работу рекомендуется с ограниченного количества карт, постепенно добавляя к набору новые. После того, как дети освоили придумывание сказок по порядку функций, можно сочинять, вынув наугад несколько карт или поделив все карты на 2-3 группы и устроив соревнование между группами детей – у кого интереснее получится.
На основе методов фантазирования, предложенных Дж. Родари, возможно большое количество вариантов, модификаций, которые придумывают сами дети и разрабатывают педагоги в совместной деятельности с детьми. Главное, чтобы детям нравилось выдумывать истории, а педагог сумел бы помочь им выразить свои мысли в наилучшей языковой форме.
Литература
1. Барутчева, Е. Поезд из нашего детства / Е. Барутчева // Дошкольное воспитание. –2008. – № 6. – C. 70.
2. Ворошнина, Л. Обучение творческому рассказыванию / Л. Ворошнина // Дошкольное воспитание. – 1991. – № 2, 3, 4.
3. Макунина, Е.Б. Придумываем истории и сказки / Е.Б. Макунина // Ребенок в детском саду. – 2006. – № 1. – 2005. – № 6. – С. 12.
4. Родари, Дж. Грамматика фантазии, или Введение в искусство придумывания историй / Дж. Родари. – М., 1990.
5. Родари, Дж. Грамматика фантазии: сказки по телефону / Дж. Родари. – Алма-Ата: Мектеп, 1982.
6. Старжинская, Н.С. Учим детей рассказывать / Н.С. Старжинская, Д.М. Дубинина, Е.С. Белько. – Минск: Адукацыя iвыхаванне, 2003.–144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол для родителей "Обогащение словарного запаса ребенка с ОВЗ в домашних условиях" в рамках проекта "Ресурная школа" (семинар-практикум "Играя, развиваем")
Знакомство родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей с ОВЗ в домашних условиях. Родителям представлены игры, которые могут активно пременяться в домашних условиях с целью ра...
Статья на тему: "Развитие речевого творчества детей старшего дошкольного возраста посредством методики Джанни Родари"
Детское речевое творчество – это вид деятельности, удовлетворяющий одну из важнейших потребностей ребёнка – самовыражение.Речевое творчество – наиболее сложный вид творческой деятель...
Презентация для родителей. Семинар-практикум- «Как развивать ребенка играя».
Презентация для родителей. Семинар-практикум- «Как развивать ребенка играя»....
Конспект занятия "Поиграй, со мною мама" Практикум с элементами совместной деятельности детей и родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение у...
Конспект занятия "Моя семья" Практикум для родителей (в рамках семинара-практикума «Играя, развиваем» с родителями, воспитывающими детей с нарушением в развитии)
Семья для ребенка – первый и важнейший социально-педагогический институт, зона его ближайшего развития. Семья закладывает систему его отношений с близкими взрослыми, о...
Методика Джанни Родари как средство развития речевого творчества детей старшего дошкольного возраста
Методика Джанни Родари...
"Сказка как строительный материал или современные методы развития речевого творчества на основе методики Джанни Родари"
Описано несколько методов использования сказок для развития речи в ДОУ...