Театрализованная деятельность 2 группы раннего возраста «Одуванчики»
проект по развитию речи (младшая группа)
Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их.
Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr_deyatelnost.docx | 933.01 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное бюджетное
учреждение «Детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области
(МДОБУ ДС № 5 Тынденок г. Тынды)
Театрализованная деятельность
2 группы раннего возраста
«Одуванчик»
Подготовила: Гасратова
Зинфира Абдуллаховна
Воспитатель 1 кв. категории
Театр - это
волшебный мир,
в котором ребенок
радуется, а играя, познаёт
окружающее…
О.П. Радынова
Театр для ребенка – это всегда праздник, яркие незабываемые впечатления. Ведь театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе, находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Малыши очень любят театрализованные представления. Волшебство, превращения, сказка очаровывают их.
Театрализованная деятельность вносит разнообразие в жизнь ребенка в детском саду. Дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.
Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Это особенно верно, если речь идет о детях раннего возраста. В самом деле, театрализованная игра хорошо развивает память, фантазию, художественно-образное восприятие, воображение, активизирует мышление, речь. Ребенок учится воспринимать действия героев, окружающий мир и адекватно реагировать на события, которые развертываются по ходу сюжета музыкального или литературного произведения, поэтому приобщение ребенка к миру игры и театра начинаем
с раннего возраста.
Для развития всех сторон психической деятельности ребенка младшего дошкольного возраста наиболее доступным материалом является сказка. Язык первых сказок, которые слышит ребенок, ритмичен, слова в них часто зарифмованы, героям даны неожиданные и забавные определения. Возможности сказки велики, они позволяют проводить «сказочные занятия» с детьми, у которых различный уровень речевого и интеллектуального развития.
ФГОС выдвигает следующие требования к организации театрализованной деятельности в раннем возрасте:
- разнообразие и содержательность тематики, соответствующая данному возрасту;
- постоянное, ежедневное включение театрализованных игр в жизнь ребенка, т. е. во все формы организации педагогического процесса;
- формирование интереса к театрализованным играм, постоянно расширяя игровой опыт, поощряя и развивая стремление детей к театрально-игровой деятельности;
- взаимодействие детей со взрослыми.
Театрализованная игра у детей раннего возраста развивает:
- эмоциональную сферу (заставляет сочувствовать, сопереживать персонажам, выражать различные эмоции – радость, грусть);
- развивает непроизвольную эмоциональную речь;
- формирует опыт социальных навыков (воспитывает доброту, дружбу);
- расширяется словарный запас.
Цель работы: сформировать у детей младшего дошкольного возраста интереса к театрализованной деятельности.
Для того чтобы реализовать поставленную цель, были поставлены перед собой следующие задачи:
- Развитие устойчивого интереса к театрализованной игровой деятельности;
- Обогащение словаря детей, его активизация;
- Совершенствование навыков связной речи, её выразительности;
- Способствование проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами – игрушками.
- Развивать умение с помощью взрослого инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.
Театр воздействует на воображение ребёнка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой и другой деятельностью. Кому посчастливилось именно в раннем детстве окунуться в атмосферу волшебства театра, тот всю жизнь будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ожесточится и духовно не обеднеет.
Наша задача взрослых вовремя создать условия для её появления и развития.
С этой целью в нашей группе был создан «Театральный уголок», в котором имеются различные виды театра: пальчиковый, настольный, би-ба-бо, театр резиновых игрушек, театр ложек, плоскостной театр, театр масок, картонный театр, перчаточный театр.
Настольный театр развивает пространственное воображение, помогает развивать чувство уверенности в своих действиях, улучшает и активизирует речь детей.
Театр с масками - это более сложный вид театра. Если в настольном и пальчиковых театрах ребенок водит куклой, то, одев маску на себя, он становить сказочным персонажем, стараясь подрожать выбранному герою и голосом и действиями. Это способствует развитию воображения, мышления и координации движений.
Большой интерес у детей вызывает уголок «Ряжения», созданный с целью: стимуляции сюжетно - ролевой игры, формирования коммуникативных навыков в игре, развития подражательности и творческих способностей.
Уголок «Ряжения», без которого детская театрализованная деятельность невозможна, позволяет ребенку направленно изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.
В группе созданы условия для организации театрализованной деятельности:
• Пополняются и обновляются атрибуты, вызывая эмоциональный отклик ребенка, активизирующий его речь.
• Ежедневно вводятся в непосредственно-образовательной деятельности и в повседневной жизни, игры- инсценировки с сюжетными игрушками, используется при этом фольклорный материал (потешки, прибаутки, заклички).
Проводятся занятия по обыгрыванию стихотворений (эмоциональному состоянию героев).
• Ежемесячно планируется и проводятся сказки с использованием разных видов театрализованной деятельности. В результате организации театрализованной деятельности в нашей группе происходит постепенное освоение детьми, формирование художественно-эстетического восприятия, а также эмоций, чувств, и творческих способностей детей.
В работе с детьми раннего возраста театрализованные игры использую, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство. Они непродолжительны по времени и просты по своей организации (что особенно важно для малышей).
Для успешного проведения театрализованных игр создаем доверительную атмосферу и импровизируем. Участвуя в театрализованной игре, дети познают окружающий мир через образы, краски, звуки.
В результате этого добиваемся достижения необходимого художественно-эстетического влияния на личность ребенка.
Для того, чтобы добиться определенных успехов в развитии речи посредством театрализованной деятельности учитываем возрастные и психофизические особенности детей.
Элементы театрализованной деятельности мы стараемся включить во все виды деятельности: познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое, музыкальное и повседневную деятельность.
Фольклор как средство обогащения словарного запаса
В младшем дошкольном возрасте очень важно ускорить «рождение» первых сознательных слов у ребенка. И только при благоприятных условиях, ребенок успешно пройдет все стадии речевого развития, которые позволят ему понимать речь, самому свободно общаться со сверстниками и взрослыми. Значительно помогают увеличить запас слов разнообразные формы фольклора. Их звучность, ритмичность, напевность, занимательность привлекают детей, вызывают желание повторить, запомнить.
Средства работы с детьми
Для работы по теме используются настольно-печатные игры, книги, наглядный материал, иллюстрации, которые помогают детям закреплять простейшие речевые навыки и знания произведений народного жанра, формировать умения самостоятельно использовать эти знания. В книжном уголке размещены книги-раскладушки, книжки-малышки. Здесь дети рассматривают иллюстрации, рассказывают полюбившиеся потешки, стихи, играют с фигурками из театра. В театральном уголке помещены фигурки персонажей знакомых потешек, стихов, сказок, кукольный театр, музыкальные инструменты.
Малые формы фольклора
Малые формы фольклора используются при формировании навыков самообслуживания и гигиены. Обучение малышей мытью рук сопровождается потешкой: «Ай, лады, лады, лады! Не боимся мы воды». Укладывая на сон – «Баю-баю-баю-бай, ты, собачка, не лай» или «Этот пальчик хочет спать...». Все это помогает запомнить ребятам веселую потешку и, как следствие, последовательность режимных моментов. В дальнейшем они используют потешки в играх, стараясь копировать интонацию, обращения, жесты, мимику.
Игры с пальчиками
Одним из средств для развития движений пальцев и речи детей является «Театр пальчиков». Игры пальчиками оригинальны тем, что представляют собой маленький театр, где актёрами являются пальчики ребят. Эта замечательная «палочка-выручалочка» помогает в моей работе, где мы идём от простого к сложному. Начиная с простейших стихов, потешек «Эта ручка – правая, эта ручка – левая», «Посмотри: моя ладошка, как веселая гармошка», «Семья», «Пальчики в лесу», где дети повторяли движения, перешли к более сложным, требующих от малыша внимания, терпения и старания: «Мышка лапками скребет», «Капустка», «Апельсин», «Вот кудрявая овечка, шерстка белая в колечках». Исполняя потешки, дети показывают фигуры и проговаривают сами слова в такт с движениями пальцев. В свободной деятельности детей уделяется внимание активному проговариванию текста и одновременному движению пальцев рук.
Потешки
При разучивании с детьми народных потешек, таких как «Сорока», «Ладушки», дети заинтересованно слушали и эмоционально откликались на речь педагога. Дети этого возраста вначале года повторяли только движения пальчиками, к концу учебного года – повторяют отдельные слова, фразы, и как итог – проговаривают в целом. Помогая малышам овладеть потешками, пальчиковыми играми, постепенно идет переход к театральной деятельности с детьми. Раскрывается содержание знакомых и любимых детьми сказок через наглядность, где для восприятия и понимания требуется более широкая ориентировка в окружающем, так как в сказках участвует 3-5 персонажей.
Театр картинок
Любимые детьми сказки «Теремок», «Колобок», «Три медведя», «Волк и 7 козлят» показываются в разных вариантах театра: настольный – плоскостной и объемный, пальчиковый, театр би-ба-бо.
Совместный показ сказок
После неоднократного показа, бесед детям предлагается совместный показ сказок, на что они откликаются с большим интересом и желанием: учатся передвигать фигурки, управлять куклами, произносить монологи, вступать в диалог между персонажами.
Игры-драматизации
Особое место в играх-драматизациях отводится небольшим этюдам, в которых показываются образы героев, например, лисы: хитрая, красивая, говорит ласково, ходит плавно, не спеша. Сначала каждый персонаж сказки показывается и проговаривается педагогом. Такая предварительная работа позволяет детям накопить свой опыт о характере, образе сказочных героев.
Мини-спектакли
При разыгрывании мини-спектаклей помогают разнообразные костюмные атрибуты - маски зверей, шапочки, мягкие игрушки. Элементы театрализации используются в образовательной деятельности, на развлечениях. Малыши с радостью изображают в небольших сценках повадки животных, имитируя их движения, голоса.
Речевые игры и упражнения
Широко используются речевые игры и упражнения («Пой со мной!», «Звуки вокруг нас», «Змейка» и др., направленные на развитие дыхания и свободы речевого аппарата, умение владеть правильной артикуляцией, четкой дикцией, разнообразной интонацией, логикой. Сюда также включаются игры со словом, развивающие связную речь. Стихотворный текст, как ритмически организованная речь, активизирует весь организм ребенка, способствует развитию его голосового аппарата. Стихи носят не только тренировочный характер для формирования четкой, грамотной речи, но и находят эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Используются упражнения на договаривание слов и строк (например, «Мишутка»: Шапка, да шубка - вот и весь Мишутка!), рифмованные загадки (Серый волк в густом лесу встретил рыжую …лису).
Игра – решение детских проблем
Любая задержка в развитии речи затрудняет общение ребенка со взрослым и другими детьми, и даже исключает его из детских игр. Такие дети не могут уловить сути на занятиях, не понимают предъявляемых требований. В начале нашего знакомства с ними было сложно общаться: малыши были часто упрямы, раздражительны, плакали и их иногда было трудно успокоить. Играя с детьми, они предпочитали уединение. Успокоить их помогали яркий персонаж Петрушки из кукольного театра, веселая потешка или песенка.
Работа с родителями
Консультации на тему: «Театрализованная игра в детском саду»; «Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики»
Результат работы
Занятия театрализованной деятельностью активизируют творческие задатки детей, формируют способности, приучают к проявлению самостоятельности. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх, дети могут использовать в повседневной жизни.
Театрализованная игра – это
…Не просто игра! - Это прекрасное средство для интенсивного развития речи детей, обогащения словаря, развития мышления, воображения, творческих способностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий Новогоднего утренника для детей 2 группы раннего возраста "Одуванчик" "В гости ёлочка пришла"
Поднятие эмоционального настроя .Привлекать детей к посильному участию в празднике. Способствовать формированию навыка перевоплощение в игровые образы....
Театрализованная деятельность группе раннего возраста "Ладушки"
По мнению психологов, театрализованная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Театральная игра развивает эмоциональную сферу ребенка, заставляет его сочувствовать, сопереж...
Конструкт организации непосредственной образовательной деятельности по художественно –эстетическому развитию в группе раннего возраста «Одуванчик золотой»
Форма организации: групповаяИспользуемые технологии: технология проблемного обучения, игровая технология.Цель: нарисовать одуванчик способом примакивания большой и маленькой ватной...
ПОЗНАВАТЕЛЬНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВО 2 ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА «ОДУВАНЧИКИ» «ЛУЧОК»
Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые све...
Проект «Развитие речи детей через театрализованную деятельность» (группа раннего возраста)
Цель проекта: способствовать развитию речи детей посредством театрализованной деятельности.Задачи проекта:-Способствовать формированию устойчивого интереса детей к художественной литера...
Конспект занятие по изобразительной деятельности в группе раннего возраста "Одуванчики"
Конспект занятие по изобразительной деятельности в группе раннего возраста "Одуванчики"...
Конспект занятия по изобразительной деятельности в группе раннего возраста «Одуванчики»
формировать умение создавать монохромные композиции на цветном фоне, создавать образы одуванчиков приемом «примакивания» (пальчиком, ватными палочками, тычком)....